Попытка создания в России системы государственной инвентаризации лесов закончилась полным провалом
Попытка создания в России системы государственной инвентаризации лесов закончилась полным провалом. За четыре года создания ГИЛ в России не удалось разработать ни удовлетворительной нормативно-правовой базы инвентаризации лесов, ни реально работающих правил и методик. Немногочисленные результаты ГИЛ, полученные по отдельным лесничествам, свидетельствуют лишь о том, что в отечественном варианте ГИЛ напрочь отсутствует контроль за качеством работ, и значительная часть данных получается просто путем преобразования древних лесоустроительных материалов в новый формат. Да и эти немногочисленные результаты охраняются в Рослесхозе как самая жуткая государственная тайна (что и неудивительно − если они станут достоянием профессионального сообщества, всем сразу станет ясно, что немалые государственные деньги, выделенные на работы по ГИЛ за четыре года, были потрачены Рослесхозом впустую).
Создание ГИЛ как отдельной самостоятельной системы контроля за состоянием лесов предусматривается статьей 90 нового Лесного кодекса, принятого в 2006 году. В большинстве стран мира с развитым лесным хозяйством существуют системы государственной инвентаризации лесов, отдельные от лесоустройства и основывающиеся на статистических методах. Разделение лесоустройства и ГИЛ позволяет, при разумной организации того и другого, существенно экономить средства за счет сбора разными методами информации для разных задач.
В наших условиях идея создания ГИЛ реализовалась по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». Руководство Рослесхоза попыталось настроить ГИЛ под свои собственные нужды, создав не столько систему контроля за состоянием лесов, сколько систему давления на органы государственной власти субъектов РФ, уполномоченные в области лесных отношений. Именно этот подход закреплен в «Порядке государственной инвентаризации лесов», утвержденном приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2011 № 207 и недавно прошедшим регистрацию в Минюсте. Согласно этому приказу, ГИЛ состоит из четырех основных частей (дистанционного мониторинга использования лесов, оценки мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами, формирования федеральных информационных ресурсов, и определения количественных и качественных характеристик лесов), из которых лишь одна, последняя, имеет отношение к государственной инвентаризации лесов в общепринятом ее понимании. Но и эта последняя часть не представляет собой систему независимой оценки состояния лесов: она, согласно приказу Рослесхоза, должна основываться на предварительной стратификации (разделении на относительно однородные пространственные кластеры) насаждений на основе материалов лесоустройства, большая часть которых сейчас имеет очень почтенный возраст и вовсе не отражает современное состояние лесов. При таком подходе получение качественной и статистически достоверной информации о состоянии лесов вряд ли возможно.
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2011 № 207 подтверждает неприятный факт, в целом давно очевидный для большинства людей, профессионально связанных с лесом: Рослесхоз совершенно не заинтересован в появлении качественной и достоверной информации о состоянии лесов нашей страны, и прилагает немалые усилия к тому, чтобы такой информации не было.
Ниже приводится текст приказа.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. N 21452
Федеральное агентство лесного хозяйства
Приказ от 6 июня 2011 г. № 207
Об утверждении порядка проведения государственной инвентаризации лесов
В соответствии с частью 5 статьи 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54), а также подпунктом 5.3.38 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5068; 2011, N 6, ст. 888), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения государственной инвентаризации лесов.
2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 407 «О проведении государственной инвентаризации лесов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 27, ст. 3294).
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Е. С. Трунова.
Руководитель В. Н. Масляков
Утвержден Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 06.06.2011 № 207
Порядок проведения государственной инвентаризации лесов
1. Настоящий Порядок проведения государственной инвентаризации лесов (далее − Порядок) разработан в соответствии со статьей 90 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54) (далее − Лесной кодекс Российской Федерации).
2. Государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов математической статистики.
3. Проведение государственной инвентаризации лесов, расположенных на землях обороны, особо охраняемых природных территорий, осуществляется по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации соответственно.
4. Целями государственной инвентаризации лесов являются:
своевременное выявление и прогнозирование развития процессов, оказывающих негативное воздействие на леса;
оценка эффективности мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
информационное обеспечение управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в области государственного лесного контроля и надзора.
5. Для достижения целей, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, проводятся следующие мероприятия:
а) дистанционный мониторинг использования лесов;
б) оценка мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами;
в) формирование федеральных информационных ресурсов;
г) определение количественных и качественных характеристик лесов.
6. При дистанционном мониторинге использования лесов выполняются:
а) получение и анализ исходных данных на лесничество (далее − объект работ) (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, данные статистической отчетности и иные материалы);
б) подготовка (формирование) на объект работ цифровой картографической основы по материалам аэрокосмических изображений с пространственным разрешением не ниже 5 метров и лесоустройства (совмещение с аэрокосмическими снимками квартальной сети, границ особо защитных участков лесов и категорий защитных лесов), топографических карт;
в) контурное и аналитическое дешифрирование по материалам аэрокосмической съемки мест использования лесов;
г) выборочная натурная проверка результатов дешифрирования материалов аэрокосмической съемки;
д) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ.
7. При оценке мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, использования лесов наземными способами выполняются:
а) получение и анализ исходных данных на объект работ (лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка), договоры аренды лесных участков, договоры купли-продажи лесных насаждений, проекты освоения лесов, лесные декларации, технологические карты выполнения мероприятий и разработки лесосек, материалы отвода лесосек, отчеты об использовании лесов, об охране и о защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведении, проекты лесовосстановления, проекты лесоразведения, информация о выполнении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, данные статистической отчетности и иные материалы);
б) планирование (отбор) конкретных лесных участков (лесотаксационных выделов) для натурного обследования методом случайной выборки;
в) натурные обследования лесных участков (лесотаксационных выделов), в которых мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, использование лесов были выполнены в предшествующем обследованиям году;
г) оценка эффективности выполненных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, соответствие их лесоводственным требованиям;
д) оценка использования лесов в соответствии с действующим законодательством;
е) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ.
8. При формировании федеральных информационных ресурсов выполняются:
а) использование материалов государственного лесного реестра для получения обобщенной информации по Российской Федерации;
б) использование отчетов об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений для получения обобщенной информации по Российской Федерации;
в) использование материалов государственной и отраслевой статистической отчетности для получения обобщенной информации по Российской Федерации;
г) использование отчетов по государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации для получения обобщенной информации (отчетов) по Российской Федерации;
д) формирование аналитических обзоров о состоянии лесов, их количественных и качественных характеристиках по субъектам Российской Федерации и Российской Федерации по итогам завершения цикла мероприятий по определению количественных и качественных характеристик лесов в границах субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
е) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодного отчета по Российской Федерации по результатам работ.
9. При определении количественных и качественных характеристик лесов выполняются:
а) получение и анализ исходных данных на объект работ (материалы последнего лесоустройства, вносимые в них изменения с учетом воздействия антропогенных и стихийных факторов);
б) создание цифровой основы объектов работ на базе топографических карт и материалов лесоустройства;
в) подготовка базовых карт-схем лесных страт методом генерализации цифровой основы объектов работ в соответствии с выбранной схемой стратификации;
г) актуализация базовых карт-схем лесных страт с учетом воздействия антропогенных и природных факторов на основе дешифрирования данных дистанционного зондирования Земли (аэрокосмических изображений с пространственным разрешением не ниже 5 метров);
д) изготовление актуализированных карт-схем лесных страт, вычисление площадей страт, уточнение площадей земель лесного фонда;
е) статистическое размещение, определение местоположения (координат) пробных площадей;
ж) закладка пробных площадей и проведение на них исследований и измерений породного состава, возраста, диаметров и высот, запаса и прироста насаждений, состояния деревьев, напочвенного покрова, подлеска и подроста, наличия сухостоя и захламленности, степени разложения валежа и пней, наличия и степени повреждения отдельных деревьев, кустарников, напочвенного покрова болезнями, вредителями леса, пожарами и другими негативными воздействиями, характера лесовосстановления и других показателей; при выполнении работ в труднодоступных объектах допускается использование метода рационального сочетания наземных пробных площадей и фотопроб;
з) определение количественных и качественных характеристик лесов в результате комплексной обработки данных стратификации и пробных площадей;
и) анализ и обобщение результатов, подготовка ежегодных отчетов по субъектам Российской Федерации в разрезе лесничеств по результатам работ.
10. Каждая пробная площадь должна иметь уникальный номер из девяти цифр, в котором первая и вторая цифры, согласно их очередности, обозначают код лесного района в соответствии с перечнем лесных районов Российской Федерации, третья и четвертая − код субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным лесным реестром, пятая и шестая − код лесничества в соответствии с государственным лесным реестром, седьмая, восьмая и девятая − номер пробной площади, присвоенный по порядку в пределах лесничества.
11. Периодичность повторных наблюдений на пробных площадях составляет 10−15 лет.
12. Планирование объектов и объемов работ по государственной инвентаризации лесов осуществляется ежегодно.
13. Для проведения государственной инвентаризации лесов Федеральное агентство лесного хозяйства запрашивает необходимую информацию, указанную в подпунктах «а» пунктов 6, 7, 9, а также в подпунктах «а» − «в» пункта 8 настоящего Порядка, у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
14. Ежегодно по итогам выполнения мероприятий по государственной инвентаризации лесов, указанных в пунктах 6 − 9 настоящего Порядка, составляются отчеты об обобщенных результатах государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации, включающие результаты государственной инвентаризации лесов по лесничествам, и Российской Федерации, включающие результаты государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации (далее − отчеты).
15. Копии отчетов государственной инвентаризации лесов по субъектам Российской Федерации направляются Федеральным агентством лесного хозяйства в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, и иные заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления.
16. Копии отчетов государственной инвентаризации лесов по Российской Федерации направляются Федеральным агентством лесного хозяйства в Министерство обороны Российской Федерации (по объектам работ, расположенным на землях обороны), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (по объектам работ, расположенным на землях особо охраняемых природных территорий) и иные заинтересованные органы государственной власти.
17. Информация о нарушениях лесного законодательства, полученная при проведении государственной инвентаризации лесов и требующая принятия неотложных мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в оперативном порядке направляется в соответствующие органы государственной власти, уполномоченные в области лесных отношений, и органы местного самоуправления.
18. На основании информации, полученной по результатам исследований и измерений по государственной инвентаризации лесов и изготавливаемой на бумажном и электронном носителе, формируется база данных государственной инвентаризации лесов.
Учет, архивация, систематизация, хранение, использование и предоставление информации, входящей в базу данных государственной инвентаризации лесов, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196).