Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Рослесхоз разработал очередную версию проекта новой редакции Правил ухода за лесами

06.02.2012 01:05
Федеральным агентством лесного хозяйства разработана очередная версия проекта новой редакции Правил ухода за лесами - одного из важнейших нормативно-правовых актов лесного хозяйства. Качество ухода за лесами является главным фактором, определяющим эффективность воспроизводства лесных ресурсов и лесного хозяйства в целом. Именно правильно организованная система ухода за лесами в первую очередь отличает эффективное лесное хозяйство от простой добычи древесины. От того, какими будут новые Правила ухода, во многом зависят перспективы возрождения и развития в России полноценного лесного хозяйства.

К сожалению, очередная версия проекта новых Правил ухода не позволяет надеяться на сколько-нибудь существенные перемены - в них бережно сохранены существующие проблемы и недостатки, которые, с одной стороны, мешают проведению реального ухода, а с другой стороны, позволяют отчитывать как уход за лесами вполне истощительное лесопользование («рубки дохода»).

Проектом новой редакции Правил ухода за лесами предусматривается два основных вида рубок ухода, которые по своим параметрам в основном соответствуют рубкам спелых и перестойных насаждений для заготовки древесины (т.е. рубкам главного пользования в старом понимании) – «рубки реконструкции» и «рубки обновления». Рубки реконструкции формально ограничиваются «малоценными насаждениями», но само понятие «малоценности» сформулировано так, что под него можно подвести очень многие леса, а местами и большинство. Применение рубок обновления ограничено рядом наиболее малолесных лесных районов.

Проект новой редакции Правил ухода за лесами создает основу для обхождения принципа «недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления», декларируемого статьей 1 Лесного кодекса РФ. В пункте 3 проекта прямо говорится, что уход за лесами осуществляется в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления. При этом многие виды рубок ухода подразумевают использование лесов для заготовки древесины (как классические - прореживания и проходные рубки, так и рубки реконструкции и обновления).

В проекте содержится прямой запрет на проведение выборочных рубок, кроме как в целях вырубки погибших и поврежденнных насаждений, на особо защитных участках лесов (т.е. на ОЗУ допускаются только санитарные рубки).

В подавляющем большинстве случаев проект новой редакции Правил ухода за лесами жестко ограничивает возможность проведения рубок ухода по полноте и интенсивности. В соответствии с пунктом 23 проекта, «в чистых лесных насаждениях ценных или с примесью второстепенных древесных пород (менее трех единиц) рубки ухода назначаются при полноте не менее 0,8». В соответствии с пунктом 24, «в смешанных средневозрастных лесных насаждениях рубки ухода назначаются при полноте древостоя не ниже 0,7». Для отдельных случаев устанавливаются даже более высокие значения исходных полнот древостоев, в которых могут назначаться рубки ухода (приложение 2). Интенсивность рубок ухода нормируется как долей выборки, так и предельным значением сомкнутости крон (для осветлений и прочисток) и полноты (для прореживаний и проходных рубок) после рубки. В ряде случаев фактически допускается снижение полноты всего на одну единицу.

Эти ограничения означают, что во многих лесных районах рубки ухода проводить будет нельзя или нигде, или почти нигде. Например, в средней и северной тайге преобладают насаждения с полнотой ниже, чем 0,7 или тем более 0,8, соответственно, в большинстве случаев проводить уход там будет нельзя. Снижение полноты на одну-две единицы, как правило, означает настолько низкую интенсивность выборки, при которой даже в средневозрастных и более старших насаждениях уход или остается заведомо убыточным мероприятием (в таких случаях лесопользователи, как правило, пытаются снизить убытки за счет приискового характера «ухода»).

В соответствии с пунктом 30 проекта, «в чистых молодняках сомкнутость крон после рубки не должна быть ниже 0,7». Этот пункт фактически означает невозможность проведения эффективного ухода за молодняками светолюбивых пород деревьев (березы, сосны, лиственницы), поскольку для них такое ограничение означает, как правило, чрезмерно низкую, чисто символическую, интенсивность уходов.

Проект предусматривает обязательность закладки пробных площадей при уходе за молодняками и учета на них заготовленной древесины. Это сомнительное требование, поскольку квалифицированный исполнитель может выполнить уход за молодняком и без эталонного образца (пробной площади), а учет вырубаемой при уходе за молодняками древесины нужен далеко не всегда. Излишние требования лишь удорожают уход за молодняками, делают его еще более обременительным для арендаторов и лесохозяйственных организаций, и создают стимулы для еще большей «экономии» (путем проведения львиной доли уходов только «на бумаге»).

Проект предусматривает очень жесткие ограничения по повреждениям деревьев, оставляемым после рубок ухода (по любым, без разделения на виды и интенсивность повреждений). В соответствии с пунктом 83 проекта, «не допускается повреждение деревьев более чем: 2% от количества оставляемых деревьев при проведении осветления и прочистки; 3% от количества оставляемых деревьев при проведении прореживания, проходной рубки, иных мероприятий». Как правило, после осветлений, прочисток, прореживаний и проходных рубок остается большее количество деревьев с повреждениями, хотя бы слабыми.

Не менее жесткие требования предъявляются к повреждению почвы. В соответствии с пунктом 84 проекта, «при проведении ухода за лесами повреждение почвы с образованием колеи не допускается». Поскольку действующим законодательством термин «колея» не определяется, любой вдавленный в почву след от любой техники может считаться колеей. Буквальное следование этому пункту означает, что летом проводить уход практически нигде нельзя (поскольку практически на любой почве практически любая техника оставляет хотя бы какую-нибудь колею).

Установленные проектом требования к целевому составу лесов, который должен быть сформирован уходом к возрасту спелости, продиктованы, по всей видимости, любовью к братьям меньшим (например, к короеду-типографу). В большинстве лесных районов проектом предусматривается формирование чистых или почти чистых ельников, особенно на богатых почвах (в соответствующих типах леса) - видимо, с тем, чтобы получить к возрасту спелости те самые ельники, которые сильнее всего повреждаются короедом, а также вываливаются ветром, страдают от засух и других бедствий.

Ну и наконец - самый главный недостаток проекта: им не определяется, в каких случаях проведение ухода является обязательным. Соответственно, вопрос о том, нужно или не нужно проводить уход за конкретными насаждениями, будет решаться индивидуально, в первую очередь в зависимости от взаимоотношений между лесопользователями, лесохозяйственными организациями и органами управления лесами, а не от состояния лесов. А значит - большая часть ранее созданных лесных культур и молодняков естественного насаждения, нуждающихся в уходе, так его и не дождется, а план по уходу будет выполняться главным образом или за счет «рубок дохода», или за счет откровенной липы (не той, которая дерево).

Ссылка на проект: Проект приказа Рослесхоза «Об утверждении правил ухода за лесами»