Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

МПР и Рослесхоз подготовили законопроект, разрешающий сплошные санитарные рубки лесов в водоохранных зонах

29.11.2012 14:35
МПР и Рослесхоз подготовили проект поправок к Лесному кодексу РФ, разрешающих проведение сплошных санитарных рубок в водоохранных зонах. В настоящее время, согласно части первой статьи 104 Лесного кодекса РФ, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается «проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса» - то есть сейчас сплошные рубки в водоохранных зонах возможны только для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, и для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Если предлагаемые МПР и Рослесхозом поправки будут приняты, соответствующая часть статьи 104 Лесного кодекса РФ будет выглядеть следующим образом:  
«В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются:
1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 настоящего Кодекса;».    
Часть 4 статьи 18 Лесного кодекса РФ предусматривает возможность проведения в защитных лесах рубок, предусмотренной частью частью 5.1 статьи 21 (см. выше), а также сплошных рубок «в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций». Эта маловразумительная формулировка подразумевает возможность проведения сплошных санитарных рубок в случае, если необходимого результата невозможно добиться выборочными санитарными рубками.  
Теоретически сплошные санитарные рубки в водоохранных зонах могут быть нужны, и при разумной организации лесного хозяйства и в целом государственного управления лесами возможность их проведения, с очень жесткими ограничениями и требованиями к качеству работ, должна предусматриваться. Но практически санитарные рубки в нашей стране чаще всего используются не как санитарно-оздоровительные мероприятия, а как оправдание для проведения промышленных рубок в тех категориях лесов, где они запрещены или ограничены, или для сокращения платежей в бюджетную систему. С учетом того, что леса вне водоохранных зон в большинстве районов традиционного лесопользования уже критически истощены, а в водоохранках остались еще запасы ценной древесины, ликвидация запрета на сплошные санрубки в них в большинстве случаев приведет к ускоренному истреблению водоохранных лесов. Ситуация усугубляется чрезвычайно низкой культурой рубок у многих нынешних лесопользователей, следствием которой, в частности, является обычно чрезмерное повреждение почвы и загрязнение ее всевозможными отходами. После таких рубок в водоохранных зонах первым же паводком изрядная часть грунта и загрязняющих веществ сносится в ближайшие водотоки.  
Реальные санитарные рубки в наших лесах сейчас проводятся в весьма ограниченных объемах, да и они из-за ряда особенностей нового лесного законодательства практически не оказывают практически никакого влияния на санитарное состояние лесов (бюрократические процедуры, связанные с их назначением и проведением, настолько сложны и длительны, что вредители леса, ради борьбы с которыми теоретически назначаются санрубки, к моменту рубки обычно успевают полностью отработать мертвую и ослабленную древесину и покинуть отведенный в рубку участок.