Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

Минприроды и Рослесхоз подготовили новую редакцию законопроекта о запрете промышленных рубок в защитных лесах и на особо защитных участках лесов

24.04.2015 12:49
Минприроды и Рослесхоз подготовили новую редакцию законопроекта, разрабатываемого в соответствии с поручением Президента РФ об исключении промышленных рубок в защитных лесах и на ОЗУ, и о запрете на передачу защитных лесов и ОЗУ в аренду в целях заготовки древесины. Поручение было дано по итогам лесного заседания президиума Госсовета, состоявшегося 11 апреля 2013 года, и дословно оно выглядит так:

«Правительству Российской Федерации ... внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие: ...установление критериев и нормативов определения категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, а также установление правовых режимов указанных лесов и участков лесов, исключающих проведение в этих лесах и на этих участках промышленных рубок и передачу их в аренду в целях заготовки древесины... Срок - 1 сентября 2013 г.»
Предыдущая редакция законопроекта, подготовленная Минприроды и Рослесхозом, получила отрицательное заключение Государственно-правового управления Президента РФ - на том основании, что она не обеспечивала буквальное выполнение поручения. Новая редакция, которая сейчас проходит процедуры общественного обсуждения и согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, предусматривает следующие основные нововведения:
1. В статью 17 вносятся изменения, фактически определяющие термин «промышленная рубка». Под промышленными рубками, согласно законопроекту, понимаются рубки на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины.
2. В число полномочий уполномоченных федеральных органов исполнительной власти включается «утверждение нормативов отнесения лесов к защитным лесам, выделения в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах особо защитных участков лесов».
3. Нынешняя категория защитных лесов «леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах» разделяется на три: «леса, расположенные в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах», «леса, расположенные в лесотундровых зонах», «леса, расположенные в горах».  
4. В защитных лесах запрещаются промышленные рубки (то есть рубки на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины).  
5. Существенно сужается понятие «городские леса» - их предполагается определять в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования населенного пункта.
6. В орехово-промысловых зонах вообще запрещается заготовка древесины.  
7. Вводятся очень краткие определения категорий защитных лесов - указывается, что к ним относится.
8. На ОЗУ «участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных» вводятся те же запреты, что и на заповедных лесных участках (запрет на рубки лесных насаждений, использование токсических химпрепаратов, ведение сельского хозяйства, добычу полезных ископаемых, капстроительство).
Законопроект не предусматривает введение запрета на промышленные рубки задним числом (в отношении договоров аренды, заключенных до вступления закона в силу).
Предполагается, что в защитных лесах, не переданных в аренду для заготовки древесины на момент вступления закона в силу (если этот закон будет принят) или выбывающих из аренды, заготовка древесины будет вестись на основании договоров купли-продажи лесных насаждений или в порядке ведения лесного хозяйства специализированными учреждениями.
Из законопроекта не ясно, как органы управления лесами будут поступать с исключением из аренды тех категорий защитных лесов, которые не образуют компактные массивы и не связаны с квартальной сеткой (например, с лесами в водоохранных зонах, с лесами вдоль линейных объектов). Разделение эксплуатационных и резервных лесов, смешанных мелкими фрагментами неправильной формы, представляет собой серьезную техническую проблему - их придется раздельно ставить на кадастровый учет, арендаторам придется как-то обеспечивать связность своих эксплуатационных участков, разделенных водоохранными зонами, и т.д. Организовать отдельную систему управления лесами узких и разветвленных водоохранных зон, вкрапленных в матрицу эксплуатационных лесов, также может быть очень непросто.
Ниже приводится текст законопроекта.  
Вносится Правительством Российской Федерации  
Проект  

Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части ограничения проведения промышленных рубок и совершенствования режимов защитных лесов и особо защитных участков лесов»
Статья 1.
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 50, ст. 5278; 2008, № 30, ст. 3599; 2009, № 11, ст. 1261, № 30, ст. 3735, 2011, № 1, ст. 54, № 25, ст. 3530, № 30, ст. 4590) следующие изменения:  
1) в статье 17:
а) в части 5 слово «сплошных» исключить, после слов «заготовки древесины,» дополнить словами «(промышленных рубок)»;
б) в части 6 после слова «сплошные рубки» дополнить словами «и промышленные рубки»;
2) статью 81 дополнить пунктом 39.1 следующего содержания:  
«39.1) утверждение нормативов отнесения лесов к защитным лесам, выделения в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах особо защитных участков лесов;».
3) в статье 102:
а) подпункт «в» пункта 4 части 2 изложить в следующей редакции:  
«в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;»;
б) дополнить пункт 4 части 2 подпунктами в.1 и в.2 следующего содержания:
«в.1) леса, расположенные в лесотундровых зонах;»;
«в.2) леса, расположенные в горах;»;  
в) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
«2.1. В защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов, уникальные по продуктивности и генетическим свойствам, а также имеющие важное значение, обусловленное особенностями местоположения и выполнением водоохранных, защитных, ландшафтных и других функций.»;
г) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Отнесение лесов к защитным лесам, выделение в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах особо защитных участков лесов, осуществляется в соответствии с нормативами, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;
д) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
«5.1. В защитных лесах запрещаются промышленные рубки лесных насаждений за исключением случаев проведения сплошных рубок, предусмотренных частью 4 статьи 17, и случаев, предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 74 настоящего Кодекса.»;
4) в первом абзаце части 1 статьи 104 перед словами «В лесах» дополнить словами «К лесам, расположенным в водоохранных зонах, относятся леса, расположенные в границах водоохранных зон, установленных в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.».
5) в статье 105:
а) в пункте 1 части 5 слова «, 2» исключить;
б) дополнить частью 9 следующего содержания:
«9. Отнесение лесов к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов осуществляется в зависимости от критериев местоположения и (или) целевого назначения этих лесов:
1) к лесам, расположенным в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся леса, находящиеся в границах соответствующих поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) к защитным полосам лесов, расположенным вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, относятся леса, находящиеся в границах охранных зон железных дорог и придорожных полос автомобильных дорог, установленных в соответствии с законодательством о железнодорожном транспорте, об автомобильном транспорте;
3) к зеленым зонам относятся леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий (за исключением земель населенных пунктов), выделяемые в целях обеспечения защиты населения от неблагоприятных природных и техногенных воздействий, сохранения и оздоровления окружающей среды;
4) к лесопарковым зонам относятся леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий (за исключением земель населенных пунктов), используемые в целях организации отдыха населения, сохранения санитарно-гигиенической, оздоровительной и эстетической ценности природных ландшафтов;  
5) к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования населенного пункта;
6) к лесам, расположенным в первой, второй и третьей зонах округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, относятся леса, находящиеся в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.»;
6) в статье 106:
а) часть 1 дополнить вторым абзацем следующего содержания:
«В орехово-промысловых зонах запрещается заготовка древесины»;
б) дополнить частью 5 в следующей редакции:
«5. К ценным лесам относятся леса уникальные по породному составу, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение с учетом критериев местоположения и (или) целевого назначения таких лесов:
1) к государственным защитным лесным полосам относятся искусственно созданные в лесостепных, степных и полупустынных регионах лесные насаждения линейного типа, выполняющие климаторегулирующие, почвозащитные, противоэрозионные и водоохранные функции;
2) к противоэрозионным лесам относятся леса, предназначенные для охраны земель от эрозии;
3) к лесам, расположенным в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах, относятся леса, произрастающие в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах, выполняющие защитные функции;  
4) к лесам, расположенным в лесотундровых зонах, относятся леса, произрастающие в неблагоприятных условиях на границе с тундрой и выполняющие защитные и климаторегулирующие функции;
5) к лесам, расположенным в горах, относятся леса, произрастающие в горных местностях на границе с верхней безлесной частью горных вершин и хребтов (малолесные горные территории), имеющие защитное и противоэрозионное значение;
6) к лесам, имеющим научное или историко-культурное значение относятся леса, расположенные на землях историко-культурного назначения и в зонах охраны объектов культурного наследия, а также леса, являющиеся объектами исследований генетических качеств деревьев, кустарников и лиан (генетические резерваты) и продуктивности, образцами достижений лесохозяйственной науки и практики;
7) к орехово-промысловым зонам относятся леса, являющиеся сырьевой базой для заготовки кедровых орехов;
8) к лесным плодовым насаждениям относятся естественные или искусственно созданные леса, в составе которых произрастают ценные плодово-ягодные и орехово-плодные породы деревьев и кустарников;  
9) к ленточным борам относятся леса, исторически сформировавшиеся в жестких почвенно-климатических условиях среди безлесных степных, полупустынных и пустынных пространств, имеющие важное климаторегулирующее, почвозащитное и водоохранное значение;
10) к запретным полосам лесов, расположенных вдоль водных объектов, относятся леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции;  
11) к нерестоохранным полосам лесов относятся леса, расположенные в границах рыбоохранных зон или рыбохозяйственных заповедных зон, установленных в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.»;
7) в части 2 статьи 107 после слов «На заповедных лесных участках» дополнить словами «, участках лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений, местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных».
Статья 2.
1. Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года.
2. Положения части 51 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона не применяются к договорам аренды лесных участков, заключенных до вступления настоящего Федерального закона в силу.
Президент Российской Федерации