Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Новости ЛПК

О пожарной катастрофе в лесах Европейской России и Урала в июле-августе 2010 года

05.08.2010 17:56

В июле и начале августа 2010 года лесные пожары в Европейской России и на Урале охватили огромную площадь. Согласно оперативным данным Федерального агентства лесного хозяйства, общая площадь, пройденная огнем с начала года по 3 августа включительно, составила 423 тысячи гектаров. Реально пройденная огнем площадь, по предварительной оценке, существенно превысила миллион гектаров. По официальным данным МЧС от 4 августа, при лесных пожарах погибли 48 человек — и эта цифра, скорее всего, занижена, поскольку не во всех сгоревших деревнях произведена разборка сгоревших домов. Полностью или частично сгорело не менее двадцати населенных пунктов, но их точное количество неизвестно. Сгорела крупная военная база в Московской области, ущерб от пожара примерно сравнялся с годовым финансированием всего лесного хозяйства страны. Пожар проник на территорию Федерального ядерного центра в Сарове Нижегородской области, и с большим трудом был потушен. Многие крупные города и целые регионы Европейской России неделями существуют в условиях опасного для жизни людей задымления, местами видимость составляет лишь несколько десятков метров. Ситуация пока продолжает ухудшаться, количество пожаров возрастает, и прогнозы развития ситуации на ближайшие две недели — весьма неутешительные.

Причины катастрофы

У пожарной катастрофы в лесах Европейско-Уральского региона России в 2010 году две главные причины. Первая — это чрезвычайная засуха, охватившая большую часть территории Европейской России и Урала. Вторая — это отсутствие государственной лесной охраны, фактическая бесхозность и беспризорность лесов нашей страны.

Засухи примерно такого масштаба, как сейчас, случаются на территории Европейской России два-три раза в столетие. На протяжении двадцатого века подобные засухи случались в 1936 и 1972 годах, и оба раза сопровождались интенсивными лесными и торфяными пожарами. Во многих регионах Европейской России леса и торфяники высохли настолько, что даже в сырых типах леса достаточно малейшей искры, чтобы началось тление лесной подстилки, быстро переходящее в лесной пожар. Источниками практически всех возгораний являются люди — брошенные ими окурки, оставленные без присмотра костры и т.д.

Ликвидация государственной лесной охраны и примерно четырехкратное сокращение количества людей, занятых в лесном хозяйстве (по сравнению с 2006 годом), привели к тому, что лес стал фактически бесхозным. Если раньше пожарную безопасность в лесах обеспечивали примерно семьдесят тысяч лесников-обходчиков и еще около ста тридцати тысяч других работников лесного хозяйства, то сейчас есть лишь около двенадцати тысяч человек, имеющих право осуществлять лесной надзор в лесах, но и они практически полностью заняты совершенно другими делами. В итоге начинающиеся лесные пожары некому своевременно обнаруживать и тушить, и подавляющее большинство нарушителей правил пожарной безопасности уходит от какой бы то ни было ответственности. А чем позднее обнаруживается лесной пожар — тем больше сил и средств уходит на его тушение; сил же этих у работников лесного хозяйства уже почти не осталось.

Государственная лесная охрана была ликвидирована в связи с принятием нового Лесного кодекса Российской Федерации в 2006 году. Кодекс не только не предусматривает существование государственной лесной охраны, но и создает непреодолимые препятствия для ведения полноценного лесного хозяйства.

Смогла бы лесная охрана предотвратить пожарную катастрофу?

При такой засухе, которая наблюдается сейчас, никакая пожарная охрана не смогла бы в полной мере предотвратить пожарную катастрофу в лесах. Но эффективно работающая государственная пожарная охрана смогла бы существенно сократить количество лесных пожаров, выходящих из-под контроля, предотвратить гибель большинства деревень и резко снизить количество жертв лесных пожаров.

Есть некоторые типы опасных с пожарной точки зрения природных территорий, которые раньше не входили (или не полностью входили) в сферу ответственности государственной лесной охраны — например, брошенные торфяные месторождения на землях запаса, лесополосы и древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения. Если бы полномочия государственной лесной охраны были более широкими, чем до введения нового лесного законодательства, и охватывали все земли, пожары на которых могут угрожать лесам — пожарная безопасность в лесах обеспечивалась бы еще более эффективно.

Как бы то ни было, государственная лесная охрана в тех регионах и в тех категориях лесов, где она была наиболее сильна (в том числе в зеленых зонах населенных пунктов), в прошлом обеспечивала вполне достаточный уровень пожарной безопасности даже в засушливые годы.

Можно утверждать с уверенностью, что если бы в России в настоящее время существовала дееспособная и эффективная государственная лесная охрана, для должностных лиц которой охрана лесов была бы единственной обязанностью, ущерб от пожарной катастрофы в лесах можно было бы снизить в пять-десять раз.

А ущерб от лесных и торфяных пожаров в 2010 году будет таким, что этих средств хватило бы на несколько десятилетий существования полноценной государственной лесной охраны численностью в 20 тысяч человек.

Кто виноват

Поскольку главной связанной с деятельностью человека причиной пожарной катастрофы в лесах является отсутствие государственной лесной охраны, приведшее к фактической бесхозности лесов, главными виновниками являются те должностные лица и государственные деятели, чья деятельность привела к ликвидации лесной охраны и распаду лесного хозяйства.

Государственная лесная охраны была ликвидирована, а лесное хозяйство деградировало и практически прекратило свое существование, в результате принятия нового Лесного кодекса Российской Федерации в 2006 году. Новый Лесной кодекс в принципе не предусматривает существование государственной лесной охраны, создает непреодолимые препятствия для развития лесного хозяйства и основу для беспрецедентного роста коррупции и чиновничьего произвола.

Новый Лесной кодекс Российской Федерации является результатом партийного проекта «Российский лес» партии «Единая Россия» (руководитель проекта — Н. В. Комарова, ныне губернатор Ханты-Мансийского автономного округа, ранее — председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Государственной Думы и думской рабочей группы по Лесному кодексу). Именно Н. В. Комарова считается главным творцом нового Лесного кодекса.

Разработчиком проекта нового Лесного кодекса явилось Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Разработкой кодекса на разных этапах руководили его сотрудники М. М. Циканов и В.В.Гаврилов.

Новый Лесной кодекс был беспрекословно одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ В.В.Путиным.

С момента введения в действие нового Лесного кодекса в лесном хозяйстве начались деградация, сокращение занятости, уход многих лучших специалистов, обнищание честных профессионалов и небывалый расцвет коррупции. В конце концов именно это привело к тому, что страна оказалась совершенно неготовой к сезону лесных пожаров 2010 года.

Что делать?

В 2010 году принципиально изменить ситуацию уже не получится — для того, чтобы организовать быструю и эффективную борьбу с лесными пожарами, в федеральных органах управления лесами, а тем более в МЧС, Минобороны и других привлеченных к тушению лесных пожаров ведомствах, просто не хватает опытных специалистов на важнейших ключевых позициях. Федеральный уровень исполнительной власти просто бессилен перед сложившейся угрозой, и лишь благодаря чудом уцелевшим в регионах специалистам, героизму пожарных и добровольцев, удается избегать еще большей катастрофы.

Сейчас главное, что может сделать государство — это не мешать, и по мере своих сил помогать, тем профессионалам, кто понимает, что происходит и как с этим можно бороться (в основном это те люди, которые работают на местах, на тушении лесных пожаров, и имеют опыт соответствующей работы). Нужны дополнительные ресурсы, в первую очередь финансовые — те ничтожно малые средства, которые были выделены регионам на борьбу с лесными пожарами (2,2 млрд. рублей в 2010 году), уже иссякли. По самой минимальной оценке, на тушение лесных пожаров в масштабах страны нужно около тридцати миллиардов рублей — т. е. жестокое недофинансирование борьбы с лесными пожарами было заложено еще в законе о федеральном бюджете на 2010 год. Это надо исправлять — на организацию борьбы с лесными пожарами нужны дополнительные деньги, причем немедленно.

На будущее главное, что необходимо сделать для предотвращения катастрофического развития лесных пожаров — это создать полноценную государственную лесную охрану численностью не менее 20 тысяч человек, единственной обязанностью которой была бы охрана лесов. Лесная охрана не должна быть очередным чиновничьим ведомством с процветающим руководством и нищими инспекторами — она должна достаточно финансироваться из федерального бюджета, чтобы ее работники могли думать о выполнении своих задач, а не о том, где бы еще заработать на еду и другие первоочередные нужды. На обеспечение деятельности такой лесной охраны нужно оценочно 20 миллиардов рублей в год (дополнительно к тем средствам, которые сейчас выделяются на лесное хозяйство).

Кроме того, необходимо воссоздание единой системы авиационной охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров (аналога бывшего ФГУ «Авиалесоохрана»), в том числе для обеспечения возможности быстрой переброски квалифицированных сил и техники из малогорящих регионов в сильно горящие.

Если этого не сделать — в ближайший жаркий и сухой год пожарная катастрофа в лесах России неизбежно повторится.