Новости ЛПК

Что может государственная лесная охрана: в Белоруссии, несмотря на рекордную жару, количество лесных пожаров минимально

09.08.2010 12:45

В Республике Беларусь побит температурный рекорд самого жаркого августа, сообщает Столичное телевидение из Минска. По данным метеорологов, в разных регионах Белоруссии температура в субботу достигала от 29 до 37 градусов, дождей почти нигде не было (сейчас в ряде регионов начались грозы), в лесах был установлен четвертый класс пожарной опасности. В восточных и юго-восточных районах республики на протяжении уже нескольких недель наблюдается засуха. При всем этом, количество крупных лесных пожаров в республике остается минимальным — по данным пожарной информационной системы FIRMS, за двое последних суток в Белоруссии было зарегистрировано лишь три пожара, достаточно крупных для выявления по космическим снимкам MODIS (в России количество аналогичных «горячих точек», выявляемых ежедневно этой системой, исчисляется тысячами). Все три пожара — лесные, крупных торфяных пожаров в Белоруссии не зарегистрировано (хотя осушенных торфяников в стране очень много — не меньше, чем в центральных регионах России). Ситуация с лесными пожарами в Белоруссии явно находится под контролем, никакой катастрофы в лесах не наблюдается.

Сравнение России и Белоруссии дает ответ на вопрос о том, что может и чего не может государственная лесная охрана (в Белоруссии она есть, в России ее нет). Государственная лесная охрана не может полностью предотвратить появление пожаров в лесах — всегда найдется какой-нибудь балбес, который, несмотря на все запреты и ограничения, пойдет в лес и бросит там горящий окурок или оставит угли после жаренья шашлыка. Но государственная лесная охрана может свести ущерб от лесных пожаров к минимуму, снизив количество «балбесов», дошедших до леса, и обеспечив тушение начинающихся лесных пожаров на самых ранних стадиях.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что нынешняя пожарная катастрофа в лесах России — в первую очередь результат ликвидации государственной лесной охраны и разорения лесного хозяйства в результате реформ последнего десятилетия, главным образом — принятия нового Лесного кодекса в 2006 году.

* * * *

Проект нового Лесного кодекса Российской Федерации был разработан в 2004−2005 г.г. Министерством экономического развития и торговли (министр — Г. О. Греф, руководители разработки проекта Лесного кодекса — сотрудники министерства М. М. Циканов и В.В.Гаврилов). Разработка кодекса происходила при участии представителей профильного лесного ведомства — Федерального агентства лесного хозяйства (которое в целом относилось к проекту без особого одобрения, но так и не смогло представить сколько-нибудь ясно сформулированных замечаний и предложений по его улучшению).

После внесения в Государственную Думу проект кодекса дорабатывался Комитетом по природным ресурсом и природопользованию (председатель комитета, а также рабочей группы по Лесному кодексу — Н. В. Комарова из фракции «Единая Россия», ныне губернатор Ханты-Мансийского автономного округа). Доработка проекта в Государственной Думе происходила в рамках так называемого партийного проекта «Российский лес» партии «Единая Россия».

После принятия нового Лесного кодекса Государственной Думой, он был беспрекословно одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.

После вступления в силу нового Лесного кодекса РФ с 1 января 2007 года государственная лесная охрана в России была окончательно уничтожена. Однако, процесс ее ликвидации начался раньше — самый большой урон ей нанесли ликвидация Федеральной службы лесного хозяйства в 2000 году и передача полномочий по охране лесов Росприроднадзору в 2005 году.

В результате всех этих действий леса России остались без должной охраны, а общее количество людей, занятых в государственных лесохозяйственных организациях, сократилось примерно вчетверо (за период с 2006 по 2010 г.г.). Очередное сокращение штатов в лесохозяйственных организациях началось весной 2010 года, в самом начале пожаропасного сезона (в связи с нехваткой финансирования). В итоге к началу летней засухи леса России оказались практически беспризорными, и когда возгорания в лесах стали массовыми — стало ясно, что своевременно выявлять и тушить их просто некому.