Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Регион номера

Кострома, mon amour...

Костромская область − 44-й субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Это одна из наиболее экономически слабо развитых областей Центральной России. Зато здесь имеются значительные лесные ресурсы и залежи торфа.

Площадь Костромской области 60,2 тыс. км2. Протяженность ее территории с севера на юг − 260 км, с запада на восток − 420 км. Она граничит на юге с Ивановской и Нижегородской областями, на западе − с Ярославской областью, на северо­западе и севере − с Вологодской областью, на северо­востоке и востоке − с Кировской областью.

На ООО «Кроностар» используют только высококачественную древесину
На ООО «Кроностар» используют только высококачественную древесину

В центре территории области находится Галичская возвышенность (высота − до 293 м над уровнем моря), на северо­востоке − Северные Увалы. По территории региона протекают 2632 реки протяженностью до 10 км, 535 рек протяженностью более 10 км, 22 реки протяженностью более 100 км. Главная река − Волга с притоками (Кострома, Унжа, Ветлуга). Протяженность Волги (участок Горьковского водохранилища) на территории области составляет 89 км. На территории Костромской области имеется большое количество озер, наиболее крупные − Галичское и Чухломское. Водные ресурсы поверхностных водных объектов составляют 50,7 км3. Климат умеренно континентальный. Средняя температура января −12 °C, июля +18 °C. Осадков выпадает около 600 мм в год (максимум приходится на лето). Наиболее распространенные почвы на территории области − дерново­подзолистые. Растительность − мелколиственные и хвойные леса.

Население − 689 тыс. человек. Костромская область сравнительно слабо урбанизирована. Основная часть населения сосредоточена на юго­западе вокруг областного центра − г. Кострома (основан в 1152 году, около 270 тыс. жителей). Расстояние от Москвы до Костромы − 372 км. Остальное население сконцентрировано вдоль Транссибирской магистрали. В области насчитывается 303 муниципальных образования (по данным на 1 января 2008 года), в т. ч.: муниципальных районов − 24, городских округов − 6, городских поселений − 12. Наиболее крупные города (помимо Костромы) − Буй − 25,7 тыс. жителей, Шарья − 24,8, Нерехта − 24,7, Мантурово − 18,3, Галич − 17,7. Небольшие города и поселки удалены друг от друга, транспортное сообщение между ними затруднено.

Экономика и промышленность Костромской области

Железнодорожный вокзал на ст. Галич
Железнодорожный вокзал на ст. Галич

Основные отрасли промышленности: текстильная (льняная и другие), деревообрабатывающая, пищевая, машиностроение (производство экскаваторов, станков, оборудования для текстильной, химической, пищевой, деревообрабатывающей промышленности). Относительно своих потребностей Костромская область энергоизбыточна благодаря наличию одной из самых крупных и технически совершенных в европейской части России Костромской ГРЭС. В области производится 15% древесно­волокнистых плит, 13% древесно­стружечных плит, 10% клееной фанеры от общего объема выпуска этих изделий в Российской Федерации. В регионе есть все необходимые условия, чтобы в формате Центрального федерального округа Костромская область выглядела бы как благополучная и успешно развивающаяся территория. Для преодоления негативного влияния глобального экономического кризиса на экономику региона и стабилизации положения региональными властями разработан комплекс мер, которые призваны оздоровить ситуацию в экономике и социальной сфере. Реализация этого комплекса уже дала хорошие результаты. Один из самых наглядных − индекс промышленного производства, который в январе­августе 2010 года составил 114,6 %; а индекс цен производителей промышленной продукции в августе 2010­го − 108,8 % к декабрю 2009 года. Увеличение объемов производства в январе­августе 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается по следующим видам деятельности: обработка древесины и производство изделий из дерева − 116,4 %; производство мебели − 119,6 %. Правда, в целлюлозно­бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности в январе­августе 2010 года произошло снижение объемов производства к уровню января­августа предыдущего года − 70,6 %;

Реализуется программа содействия занятости населения на 2009–2010 годы. Она предполагает привлечение в текущем году 130,5 млн руб., в т. ч. 99,7 млн руб. − средства федерального бюджета, 14,1 млн руб. − средства бюджетов муниципальных образований и 16,7 млн руб. − средства работодателей. Действует программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда с общим объемом финансирования 220 млн рублей, в т. ч. 209 млн руб. − из федерального бюджета и 11 млн руб. − средства областного бюджета.

Внешнеэкономическая деятельность Костромской области

Таблица 1. Изменения в товарной структуре экспорта в 2003-2010
годах, $ млн

Таблица 1. Изменения в товарной структуре экспорта в 2003-2010 годах, $ млн

Продукция Костромского региона поставляется более чем в 80 стран мира. На территории области зарегистрированы и осуществляют свою деятельность 70 предприятий с иностранными инвестициями, представляющими капитал стран Европы, Ближнего Востока, Юго­Восточной Азии и Северной Америки. Основные торговые партнеры Костромской области − Нидерланды, Италия, Казахстан, Германия, Украина, Узбекистан. Товарная структура экспорта области традиционно представлена продукцией предприятий лесопромышленного комплекса, машиностроения, химического и текстильного производства. Данные, представленные в таблице 1, дают возможность оценить, какую долю в товарной структуре экспорта Костромской области в период с 2003 по октябрь 2010 года занимали древесина и изделия из нее.

Таблица 2. Динамика внешнеторгового оборота в 2003–2010 годах,
$ млн

Таблица 2. Динамика внешнеторгового оборота в 2003–2010 годах, $ млн

В целом внешнеторговый оборот Костромской области за последние семь лет увеличился более чем в 2 раза и ежегодно составляет более $400 млн (табл. 2). Исключение составил 2009 год, что связано с кризисными явлениями, которые оказали существенное негативное влияние на внешнеэкономическую деятельность всех субъектов Российской Федерации. Внешнеторговый оборот Костромской области за 2009 год составил $303,1 млн, то есть 68% к уровню 2008 года (темп роста внешнеторгового оборота РФ за этот период − 65%), в том числе экспортные поставки − $161,8 млн, импортные операции − $141,3 млн. Превышение объемов экспортных операций над импортными способствовало образованию активного баланса с положительным сальдо внешнеторгового оборота в размере $20,5 млн. К концу года предприятия области постепенно активизировали экспортную деятельность. Экспортные поставки из квартала в квартал увеличивались и в IV квартале 2009­го превысили уровень аналогичного периода 2008 года.

Структура экспорта товаров формировалась преимущественно продукцией лесопереработки и машиностроения, а также продукцией химического производства. Большую часть экспорта составляла лесопродукция (64,8%), продукция машиностроения − 12,5%, металлы и изделия из них − 7,5%. Среди крупнейших участников внешнеэкономической деятельности по экспортным операциям ОАО «Фанплит» (фанера) и ООО «Кроностар» (ДСП, ДВП, MDF).

Внешнеторговый оборот Костромской области в январе­сентябре 2010 года составил $374,1 млн, рост к уровню 2009 года − 77,6%. Экспортные поставки составили $136,8 млн (увеличение на 18,6% к уровню 2009 года), а импортные − $237,3 млн (рост в 2,5 раза по сравнению с аналогичным уровнем 2009 года). В январе­сентябре 2010 года экспорт товаров составил $136,8 млн. Экспорт в страны СНГ увеличился на 9,1% и составил $44,4 млн, а в страны дальнего зарубежья на 23,9% ($92,4 млн). Увеличение экспорта в страны СНГ связано с увеличением поставок лесопродукции, плоского проката и запасных частей для двигателей. В страны дальнего зарубежья увеличение поставок произошло за счет фанеры, необработанных лесоматериалов, занавесей, белья постельного, ферросплавов. Экспорт древесины и изделий из нее в стоимостном выражении увеличился на 17,1% и в январе­сентябре 2010 года составил $88,2 млн (экспорт фанеры в физическом измерении увеличился на 2,8 тыс. м3, в стоимостных показателях − на 24,2%). Экспорт пиломатериалов в текущем периоде увеличился на 46,2% к уровню прошлого года, экспорт лесоматериалов необработанных − в 2,9 раза. В целом экспорт по Костромской области за январь­сентябрь 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличился на 18,6%.

Рассматривая развитие внешнеэкономической деятельности Костромской области в 2010 году можно сказать, что в целом экспортно­импортные операции в течение года будут увеличиваться в сравнении с периодом 2009 года и несколько приблизятся к показателям 2008 года.

Транспортная инфраструктура Костромской области

Протяженность автомобильных дорог на территории региона составляет 8,3 тыс. км, из них с твердым (асфальтобетонным) покрытием − около 3,2 тыс. км.

По территории Костромской области проходят два из восемнадцати основных автотранспортных коридоров страны: «Москва − Ярославль − Кострома − Киров − Пермь − Екатеринбург», в который вошли автомобильные дороги территории Костромской области протяженностью 374 км, и «Архангельск − Котлас − Шарья − Нижний Новгород − Шацк − Тамбов − Воронеж − Белгород» протяженностью 164,5 км.

Железнодорожные магистрали Костромской области обеспечивают транспортно­экономическую связь запада и северо­запада страны с восточными регионами. Общая протяженность железнодорожных путей, проходящих по территории Костромской области, составляет 640 км. На территории региона осуществляют свою деятельность два отделения Северной железной дороги − филиала ОАО «РЖД»: Вологодское (протяженность линий 390 км) и Ярославское отделения (протяженность линий 250 км). На северо­востоке области осуществляет свою деятельность Шортюгское предприятие промышленно­железнодорожного транспорта (протяженность линий необщего пользования 54 км). Основной объем грузовых и пассажирских перевозок на территории Костромской области обеспечивается Вологодским отделением Северной железной дороги. Несмотря на снижение роста промышленного производства в регионе, грузооборот железнодорожного транспорта за 2 квартала 2009 года по территории Костромской области составил 11450 млн т/км.

Наиболее крупные железнодорожные станции: Буй, Галич, Шарья (Вологодское отделение); Кострома, Нерехта (Ярославское отделение). Построен и сдан в эксплуатацию в сентябре 2009 года железнодорожный вокзал на ст. Галич.

Распоряжением правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 года № 877­р утверждена стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Для преодоления последствий финансово­экономического кризиса и ускорения экономического роста Костромской области железнодорожный транспорт должен получить опережающее динамическое развитие в части модернизации существующей материально­технической базы и инфраструктуры, расширения железнодорожной сети. Этой стратегией предусмотрено строительство вторых путей на участке Галич − Ярославль, электрификация участка Кострома − Галич, реконструкция существующего пути на участке Кострома − Ярославль для открытия скоростного движения сообщением Кострома − Москва.

Протяженность внутренних водных судоходных путей Костромской области составляет 894 км. Климатические условия обеспечивают устойчивое судоходство в течение 6 месяцев в году.

Основной речной магистралью на территории Костромской области является река Волга (эксплуатируемый участок составляет 120 км). Остальные судоходные пути проходят по малым рекам Кострома, Унжа, Ветлуга. Эти пути требуют восстановления в связи с тем, что в течение длительного периода времени они не эксплуатировались. Требуется организация работ по расчистке русел, восстановлению судоходной обстановки и инфраструктуры, подготовке соответствующей лоцманской документации. Ориентировочная сумма средств, выделяемых на эти работы, составляет более 100 млн руб.

Учитывая значительные объемы начальных затрат при организации перевозок грузов и пассажиров целесообразность восстановления судоходства по малым рекам будет определяться заинтересованностью инвесторов при реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе в лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслях. Основной перевозчик − группа компаний «Костромской речной порт», осуществляющая пассажирские перевозки, перевозки грузов, погрузо­разгрузочные работы и добычу полезных ископаемых.

Услуги по перевозке пассажиров и грузов авиационным транспортом на территории Костромской области оказывает ОАО «Костромское авиапредприятие». Техника и сотрудники этого предприятия также принимают участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Александр РЕЧИЦКИЙ


Другие статьи рубрики Регион номера: Костромская область

На широте русской равнины
Костромские леса – с хозяйским подходом
ЛПК Костромской области
«СВЕЗА» в Костроме
«СВЕЗА Мантурово»: сто лет на высоте
Список предприятий ЛПК Костромской области

Самый лесистый регион Центральной России
Список предприятий ЛПК Костромской области

Костромские лесхозы начинают новую жизнь
Инвесторам – зеленый свет!
Лучшие в области

Обзоры ЛПК регионов России