Партнеры журнала:

Тема страницы

Самая западная Россия

Калининградская область − уникальное территориальное образование, входящее в состав Северо-Западного федерального округа. Этот эксклав является единственной российской территорией, относящейся к Центральной Европе и представляющей собой рудимент бывшей Восточной Пруссии.

Сочетание обширного европейского средневекового историко-культурного наследия и важного геополитического и военно-оборонного значения составляет важнейшую особенность региона. Будет справедливо утверждать, что Калининградская область является самой западной Россией как в переносном, так и в прямом смысле (самая крайняя западная точка Российской Федерации находится на Балтийской косе в Гданьском заливе). Населения здесь немного − чуть меньше миллиона (938 тыс.) человек, зато весьма высока его плотность (62,1 чел./км2) по сравнению со средней плотностью по России (8,3 чел./км2).

Столица области − г. Калининград (бывший г. Кенигсберг) с населением 419 тыс. человек, остальные города гораздо меньше, количество жителей в них колеблется от 5 до 40 тыс. человек. Среди наиболее экономически значимых можно выделить Советск, Черняховск и Балтийск. Общая площадь региона 13,3 тыс. км2, и эта самая малая область России имеет сухопутные границы с Польшей и Литвой.

Вода, рукотворные леса и песчаные косы Калининградской области

Калининградская область − низменная, лишь на юго-востоке возвышается так называемая Балтийская гряда, достигающая местами высоты 200−230 м. Непосредственная близость к Балтийскому морю определяет основной характер рельефа и природных особенностей региона.

Приморская равнина, которую занимает Калининградская область, вся пересечена многочисленными и протяженными системами холмов и возвышенностей, многие из которых покрыты живописной растительностью и представляют значительный интерес для развития рекреационной отрасли. Как и в большинстве регионов Европы, местные леса были вырублены в Средневековье и восстановлены в XVIII−XIX веках, когда в здешних местах четкими кварталами были сделаны смешанные широколиственно-хвойные посадки. Рукотворные леса занимают около 20% всей территории области.

К Балтийскому морю низменная равнина пробивается Куршской и Балтийской косами. Куршская коса, протяженность которой 98 км, поделена между Россией и Литвой и включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Балтийская коса расположена на юге области и частично относится к Польше.

Леса, которые играют большую почво- и рельефоохранную роль, часто выходят прямо на песчаное побережье моря. Несмотря на разнообразие пород деревьев (ель, дуб, сосна, липа, береза, граб, ясень, клен), лесопромышленные заготовки не ведутся − приоритет отдается использованию леса в природоохранных и рекреационных целях.

Калининградская область богата озерами (всего их 38, самое крупное − Виштынецкое) и малыми реками, которые никогда не пересыхают и большая часть которых является притоками рек Неман и Преголя. Общая протяженность рек региона − 13 тыс. км.

Климат Калининградской области

Несмотря на в целом мягкий, переходный от морского к умеренно-континентальному климат, зимой здесь иногда бывает довольно холодно − минимум температуры порой доходит до -33-35 °C. Но обычно минимальная зимняя температура колеблется от 18 до 23 °C ниже нуля на востоке области. Максимальная же температура (37 °C) была зафиксирована в столице области − Калининграде.

Среднегодовая температура составляет 6−8 °C, лето в целом нежаркое − как правило, температура не выше +26 °C, если и бывает жара, то держится недолго. В году больше половины дней с осадками (700 мм в год), безоблачных и ясных дней насчитывается 65−70.

Сырьевые ресурсы Калининградской области

О минеральных богатствах Калининградской области нельзя было бы сказать что-нибудь особенное, если б не «солнечный минерал» − янтарь. В этом регионе сосредоточено до 90% всех мировых разведанных запасов этого популярного поделочного камня, причем самые большие янтарные залежи находятся у побережья Балтийского моря. Именно там и расположилось большинство крупных и мелких предприятий по переработке янтаря и неизменных «спутников» янтарных пластов − фосфоритов, применяемых в качестве удобрений. Закономерно, что янтарь используется как символ области на федеральном уровне.

В небольших количествах имеются в Калининградской области лечебные глины, торф, бурый уголь, каменная соль, есть незначительные месторождения нефти.

Транспорт и экономика Калининградской области

Исключительное расположение Калининградской области отразилось на транспортной сети. В послевоенные годы была разобрана значительная часть путей внутрипрусских железных дорог. Нынешняя Калининградская железная дорога состоит из девяти основных направлений, большей частью крайне коротких из-за близости границ. Значительная часть путей, оставшихся без сообщения после распада СССР, сегодня законсервированы.

В настоящее время основным транспортом в области является автомобильный. Любопытная деталь: извилистость дорог и обилие деревьев на неожиданных поворотах обусловили необходимость ограничения скорости до 70 км/ч (на остальной территории страны предел − 90 км/ч).

Крупным авиаузлом является аэропорт «Храброво». Ввиду эксклавного положения Калининградской области авиасообщение имеет стратегическое значение, поскольку связывает Янтарный край с «материковой» Россией. В недавнем прошлом «Храброво» был крупным международным хабом, позволявшим улететь в Западную Европу и другие части света без пересадки в Москве или Петербурге. В перспективе предусматривается возрождение калининградского аэропорта в этом качестве.

В области действуют три крупных порта − Калининград, Балтийск и Пионерский. Большое значение также имеет паромная линия Балтийск − Санкт-Петербург. Кроме того, действует пассажирская линия Балтийск − Гданьск.

Калининградская область − важный газотранспортный узел, включенный в линию поставок Россия − Белоруссия − Польша. Здесь развиты машино- и вагоностроение, судостроение, производство стройматериалов, пищевая и рыбообрабатывающая промышленность.

Кроме того, в Балтийске, являющемся крупной военно-морской базой, расположен известный судоремонтный завод, который пользуется популярностью и у отечественных, и у иностранных заказчиков. Незамерзающая акватория, непосредственная близость к Европе и логистическая доступность делают его одним из флагманов экономики Калининградской области.

Подготовила Евгения ЧАБАК


Другие статьи рубрики Регион номера: Калининградская область

Дубравы рукотворные
Леса нет, фабрики есть
Древесина − сибирская, потребители − европейские
Первые шаги «Первой картонажной»
Список предприятий ЛПК Калининградской области

Обзоры ЛПК регионов России