Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Техника и технологии

«Джон Дир» — 169 лет успеха!

С 25 по 29 сентября этого года компания «Джон Дир» (John Deere) провела пресс-тур для журналистов ведущих профильных изданий со всего мира, в котором наш журнал также принял участие. Нам была предоставлена уникальная возможность посетить офис и заводы «Джон Дир» в США (г. Молин и г. Дюбюк) и узнать больше об истории, сегодняшнем дне и планах ведущего мирового производителя лесозаготовительной техники.

Немного истории

В 1837 году в городке Гранд Детур (шт. Иллинойс, США) молодой кузнец Джон Дир изготовил стальной плуг из обломка старой пилы. Он заметил, что обычные чугунные плуги, которыми пользовались местные фермеры, часто забиваются на глинистой почве Среднего Запада. Отвал плуга из отполированной стали смог решить эту проблему, и это ноу хау сделало Джона Дира родоначальником одного из наиболее успешных предприятий в истории американского бизнеса. Продукция компании John Deere сразу же после открытия стала пользоваться большим спросом во всем мире, а в настоящее время предприятие занимает первое место по объему производства лесохозяйственных машин. Так, ближайший конкурент компании производит втрое меньше единиц техники.

Джон Дир открыл свое дело вместе с двумя партнерами, но после того, как ему исполнилось 18 лет, он выкупил их доли и поселился в городе Молин на реке Миссисипи. Несмотря на давление со стороны акционеров, требовавших переноса бизнеса в более крупный город, Молин до сих пор остается штаб-квартирой компании, оборот которой в 2005 году достиг $19,4 млрд.

На протяжении многих лет фирма специализировалась на выпуске плугов и другой сельскохозяйственной техники. Джон Дир продолжал работать над усовершенствованием своих моделей и любил повторять: «Я никогда не поставлю свое имя на изделии, в котором нет того лучшего, что есть во мне».

В 1911 году компания приобрела фирму Waterloo Gasoline Traction Engine и занялась производством тракторов и других сельскохозяйственных машин, в частности комбайнов. Вскоре после этого в компании разработали свой девиз, которым руководствуются и сейчас: «Ничто не работает лучше, чем Дир».

В начале 1950-х годов новым направлением деятельности корпорации John Deere стал выпуск строительных и лесохозяйственных машин. В последнее время объемы производства лесохозяйственной техники значительно увеличились благодаря расширению компании. В 2000 году корпорация приобрела канадско-финскую компанию Timberjack, расширившую ассортимент лесохозяйственных машин John Deere более чем на 100 позиций. Эта покупка стала самым значительным приобретением компании за всю историю её существования. С этого момента выпуск строительной и лесохозяйственной техники начал играть все большую роль в обороте John Deere. Так, в 2003 году лесохозяйственная техника принесла 21 % всей прибыли от продажи машин, в 2004 м — уже 31 %, а в 2005 м — 37 %.

John Deere сегодня

После закрытия в прошлом году завода Timberjack в Вудстоке (шт. Онтарио) основное лесохозяйственное производство хлыстовой техники John Deere переместилось в г. Дюбюк (шт. Айова) и г. Дэвенпорт (шт. Иллинойс), причем последний находится всего в нескольких километрах от штаб-квартиры корпорации в г. Молине. Помимо широкого ассортимента строительной техники, завод в Дюбюке выпускает валочно-пакетирующие машины и скиддеры. Завод в Дэвенпорте специализируется на производстве трелевочных машин (скиддеров), а также харвестерных головок и  кабин для всего ряда лесохозяйственных машин, выпускаемых в США.

Филиал компании John Deere Forestry Oy со штаб-квартирой в г. Тампере и заводом в г. Йоэнсуу (Финляндия) производит технику для сортиментной заготовки леса: форвардеры, колесные харвестеры и харвестерные головки. В ходе недавней пресс-конференции, организованной компанией John Deere Forestry, мы посетили заводы в Дюбюке и Дэвенпорте, а также уникальный производственный комплекс в местечке под названием Коул Вэллей в получасе езды от Дюбюка. Изначально здесь выпускались сельскохозяйственные машины, а сейчас главным образом производится строительная и лесохозяйственная техника. Также комплекс в Коул Вэллей используется в качестве демонстрационной площадки для показа последних моделей машин. Здесь можно ознакомиться с демонстрационным модельным рядом погрузчиков, валочно-пакетирующих машин, колесных и гусеничных харвестеров, форвардеров, включая новейший харвестер 1270D Eco III, комплектующийся новым 9-литровым дизельным двигателем с турбонаддувом, соответствующим стандарту Tier III.

В лесном хозяйстве Европы и Скандинавии традиционно применяется колесный харвестер 1270D с головкой H480 и аналитической контрольной компьютерной программой Timbermatic, способной измерять бревна для максимально эффективного использования всего объема ствола с учетом требований деревоперерабатывающего завода. Недавно компания John Deere выпустила тяжелые колесные валочно-пакетирующие машины 909J и 959J с системой выравнивания подвески в четырех направлениях для работы на крутых склонах и пересеченной местности. Выравнивание может осуществляться на 26° вперед, 7° назад и 7° в каждую из боковых сторон.

Недавний технологический прорыв в производстве лесохозяйственных машин привел к повышению надежности и снижению простоев. Одним из таких ноу хау стала обновленная версия программы Timberlink для анализа качества работы и рабочего состояния машин, позволяющей производить все операции в условиях офиса. Timberlink отслеживает работу машины в нормальном режиме лесозаготовки и предупреждает оператора о том, какие настройки нужно произвести для её оптимизации. Программа также собирает и обрабатывает данные о качестве работы машины и её подсистем, что позволяет своевременно выявлять износ различных компонентов и производить профилактичес¬кий ремонт, не дожидаясь поломки. Timberlink может передавать данные для детальной обработки из машины в офис по электронной почте или через USB-порт.

Директор компании John Deere Forestry по маркетингу в Европе и России Тимо Кюттала отметил в ходе пресс-конференции, что у мирового лесопромышленного комплекса хорошие перспективы развития. Ключевыми стимулами роста станут увеличение потребления бумаги, обусловленное растущими рынками России, Индии и Китая, а также спроса на древесную массу, используемую в качестве топлива, в связи с постепенным истощением мировых запасов нефти.

В настоящее время в Европе ежегодно заготавливается порядка 380 млн м3 древесины, из которых 80 млн м приходятся на Швецию, 50 млн м — на Германию и 40 млн м — на Францию. Объемы ежегодной вырубки в России составляют 170 млн м древесины, причем практически вся древесина поступает из естественных лесов. Лесозаготовительный потенциал России оценивается до 400 млн м древесины в год. В отличие от Европы, где две трети лесохозяйственного производства осуществляются при помощи сортиментной технологии, в России до сих пор широкое распространение имеют хлыстовые методы заготовки при низком уровне механизации, хотя следует отметить и стабильный рост применения сортиментных технологий.

В ходе пресс-конференции Тимо Саломаа, менеджер по маркетинговым коммуникациям в Европе и России, дал экспресс-интервью по вопросам, касающимся работы компании John Deere в России:

— Расскажите, пожалуйста, о статистике продаж продукции «Джон Дир» в РФ.

— Мы не публикуем данные об объемах производства. Тем не менее в  России работают порядка 15 000−17 000 видов лесохозяйственных машин, количество машин, работающих по сортиментной технологии, составляет примерно 1500. Каждый год в Россию импортируется около 300 единиц техники.

— Что касается финансовой стороны продажи, хотелось бы получить данные по проведению оплат для клиентов в РФ. Какие условия сделки характерны, предоставляется ли кредит и на каких условиях, принимают ли банки участие в сделках?

— При расчетах используются все схемы — от оплаты частями до наличных платежей. Обычно клиент получает гарантии одного из международных банков, работающих в России. В настоящее время также приобретают популярность лизинговые сделки.

— Расскажите подробнее о покупке Timberjack и её значении для «Джон Дир».

— Переговоры по вопросу приобретения Timberjack Forestry Group с корпорацией Metso начались в 1999 году, а окончательно сделка состоялась весной 2000 года. Компания John Deere приобрела 100% акций группы. Корпорация Metso — владелец компании Timberjack Forestry Group до 2000 года.

Я  бы сказал, что это приобретение можно расценить как большой успех и для наших клиентов, и  для  нас самих. За прошедшие шесть лет под руководством John Deere мы активно вкладывали средства в разработку продукции, материально-производственную базу и развитие сети сбыта и обслуживания во всем мире. Ежегодные инвестиции John Deere в научные разработки в разных странах достигают $612 млн, что составляет $2 млн в день.

Мы хотели сменить торговую марку Timberjack на John Deere потому, что ощущали необходимость полного перехода лесохозяйственного направления на зелено-желтую цветовую гамму фирменного стиля John Deere. Мы планируем воспользоваться почти 170-летней доброй репутацией этого имени, с которым ассоциируются качество, инновации, честность и ответственность. Мы также хотели избежать путаницы на рынке. Предложение одной и той же продукции под двумя разными марками вызывало бы ненужные вопросы относительно дифференциации продукции и долгосрочных стратегий у персонала, клиентов, дилеров и акционеров компании. В-третьих, мы имели целью снизить затраты на производство, маркетинг и поддержку отдельных брендов. Наконец, мы завершаем полную интеграцию для того, чтобы иметь организацию, работающую в одном ключе с нами, которая будет информировать наших клиентов по всему миру обо всем, что мы делаем.

— Как осуществляется сервис по машинам, проданным ещё компанией Timberjack?

— Наша международная сервисная служба обеспечивает комплексное обслуживание машин как марки John Deere, так и Timberjack на протяжении всего срока их эксплуатации.

— На заводе в г. Дюбюке мы видели и даже фотографировали две машины, готовые к отправке в Россию. Куда именно направляется эта техника и имеются ли какие-либо особенности в комплектации машин для российских клиентов?

— Вы видели на сборке две валочно-пакетирующие машины, одна из которых отправится в Вологду, а другая — на быстро растущий рынок Сибири.

В Россию мы поставляем в основном модели в базовой комплектации. Например, харвестер John Deere 1270D Eco III обычно оснащается харвестерной головкой 758HD с пильной цепью. Мы поставляем в Россию четыре модели форвардеров: 1010D, 1110D, 1410D и 1710D, самой популярной из которых является 1110D с грейферным захватом Loglift FX26.

Все машины комплектуются системой пускового подогрева, гидрораспределителями, специальными гусеничными шасси и пильными цепями — обычная практика для регионов с холодным климатом.

— В презентациях упоминалась компьютерная диагностирующая система. Существует ли русскоязычная версия программы?

— Созданная нами диагностическая система TimberLink, предназначенная для анализа производительности и рабочего состояния лесохозяйственной машины, представляет собой уникальный продукт. Компания John Deere первой начала использовать такое программное обеспечение на лесохозяйственных машинах. В настоящее время программа TimberLink адаптирована к 14 языкам мира, включая русский язык.

— Каким образом и за какой срок осуществляется доставка в Россию собранных в США машин?

— При получении заказа на машины утверждается план поставок. Наш завод в Финляндии может поставить трактор через 30 дней после оформления заказа. Произведенная в США техника переправляется в Европу. Если далее машина отправляется в Россию, она проходит комплектацию дополнительными элементами на заводе в Йоэнсуу в Финляндии. Сейчас в Йоэнсуу открыт постоянно пополняющийся склад хлыстовой техники, что позволило компании John Deere Forestry Oy значительно сократить сроки поставок хлыстовой техники, собранной в США. Хотя многие машины из-за повышенного спроса распродаются уже во время своего пути из Америки в Европу.

— Расскажите о стратегических планах работы компании в России в ближайшее время.

— Россия — это один из наших основных рынков сбыта. Мы имеем здесь свое представительство, которое отвечает за сбыт, маркетинг и послепродажное обслуживание. Примерно такую же схему мы реализуем и на других ключевых рынках сбыта. В нашем российском представительстве работают около 100 человек. Политика ценообразования такая же, как и в других странах. Мы работаем в России около 30 лет и, естественно, наладили хорошие отношения со всеми клиентами. В следующем году мы отметим 30-летний юбилей работы в России!

Мы внимательно отслеживаем ситуацию на российском лесном рынке. В России находятся крупнейшие в мире запасы хвойной древесины, и мы видим большой потенциал для развития этого сектора рынка в ближайшие 10 лет. Последние крупные инвестиции в эту отрасль были произведены в конце 80 х и начале 90 х годов прошлого века. Следовательно, уже возникла необходимость дальнейших инвестиций для модернизации лесопромышленного сектора и материально-технического переоснащения. John Deere Forestry будет продолжать инвестировать в российский рынок. Для потребителей это будет означать создание рабочих мест в сфере обслуживания, расширение сети сервисных центров, улучшение системы поставок запчастей и развитие системы специального обучения операторов лесозаготовительной техники. Для того чтобы Россия могла реализовать весь свой потенциал, ей нужно вкладывать значительные средства в лесной сектор, а также решить вопросы, касающиеся прав собственности на лесные угодья. Если это удастся, Россия может стать мировым лидером лесной промышленности.

Редакция журнала благодарит компанию «Джон Дир» за предоставленную возможность принять участие в пресс-туре и желает дальнейшего успешного развития и эффективной работы на российском рынке.