Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Персона

Кризис можно преодолеть только сообща

Внеочередной, XII съезд Союза лесопромышленников Ленинградской области состоялся в сложный для лесопромышленного комплекса России период. Лейтмотивом выступлений участников форума стали проблемы ЛПК, отраслевых объединений и отдельных промышленников. Предлагаем вашему вниманию выдержки из доклада председателя правления Союза лесопромышленников ЛО Андрея Государева.

Андрей Государев

Последние статистические данные о работе ЛПК страны свидетельствуют: такого падения объемов производства в лесном секторе экономики не было много лет (и это без учета показателей работы предприятий малого и среднего бизнеса!). А ведь средний класс больше других пострадал от неразумных, непродуманных действий реформаторов и чиновников из органов лесного хозяйства России, «стараниями» которых и создана существующая ситуация.

Тем не менее часть ответственности за положение дел следует взять на себя и самим лесопромышленникам. Они не проявили солидарность во время проводившихся реформ, оказались разобщенными и слабо влияли на ситуацию.

Это подтверждено и опытом Ленинградской области. Из 89 арендаторов лесных участков только 52 организации объединились в союз, но и от них получить необходимую информацию, выявить и обсудить проблемы бывает зачастую очень сложно.

После ознакомления с результатами работы лесопромышленных предприятий за шесть месяцев текущего года можно констатировать:

  • объем заготовки составил 56 % по отношению к уровню прошлого года;
  • численность работающих уменьшилась почти на 25 %;
  • отгрузка лесопродукции на экспорт снизилась на 36 %.

В то же время ряд предприятий, занимающихся переработкой круглого леса, увеличил выпуск экспортной продукции — это Приозерский ДОЗ, «Метсялиитто», компания «Винер» и др.

Практически все предприятия работали в этом году с убытком, и только компания «Метсялиитто» показала увеличение заготовки на 40 % (174 тыс. м3) и, соответственно, прибыли.

По данным Комитета по экономике и инвестициям правительства Ленинградской области, лесоперерабатывающими предприятиями переработано 1895 тыс. м3 древесины, что составило 110 % объема, переработанного за аналогичный период 2008 года (1717 тыс. м3), в том числе балансовой древесины переработано 1350 тыс. м3.

И хотя эти данные (в силу ряда причин) нельзя считать полными, они позволяют судить о текущем положении в отрасли. Чтобы рассмотреть возможные пути выхода из сложившейся ситуации, было решено провести съезд Союза лесопромышленников Ленинградской области.

Напомню, что инициатором создания нашего союза в 1998 году были вице-губернатор Андрей Витальевич Нелидов, председатель Комитета по лесопромышленному комплексу Михаил Александрович Дедов и председатель Комитета по лесу Михаил Михайлович Кудряшов. Ни один серьезный вопрос, затрагивающий интересы лесного комплекса Ленинградской области не решался без их участия. Была создана идеальная схема управления и лесной промышленностью, и лесным хозяйством. Даже лес в аренду передавался после предварительного изучения претендента на роль арендатора: изучались его финансовые возможности, рассматривались проекты строительства производства и инфраструктуры. Постоянно проводились практические семинары. Правительство области и губернатор поддерживали арендаторов, оба комитета и правление союза, работая в одной связке, оперативно решали вопросы. Лесной комплекс твердо встал на ноги, производство росло. Была ликвидирована безработица в лесопромышленном комплексе области. Вместе с зарплатами росли налоговые отчисления в областной и федеральный бюджеты.

К чему же нас привела реформа в лесном хозяйстве? Комитета по лесу не стало, Комитет по лесопромышленному комплексу был реформирован в Комитет по природным ресурсам, перед которым стоят совсем иные задачи, в частности ему поручено осуществлять контроль за лесопользованием.

Возникает вопрос: «Какой же орган государственной власти сегодня следит за эффективной работой лесопромышленников, помогает им поддерживать экономическое и финансовое состояние предприятий?» Ответ ясен: такого государственного органа, который разбирался бы с проблемами лесного бизнеса, нет сейчас ни в Российской Федерации, ни в Ленобласти. Зато есть органы, осуществляющие контроль: налоговики, контролеры всех мастей, прокуратура. Теряется взаимодействие власти и бизнеса.

Все помнят выступления президента страны, в которых он указывал, что бизнесмены сами должны решать свои проблемы, а если они не в состоянии их решать, на их место придут другие. И если вы, руководители предприятий, из которых и состоит Союз лесопромышленников, не сохраните его, последствия такого решения могут быть печальными.

Для сохранения союза требуется его расширение за счет новых участников и финансирование деятельности. Если вами будет принято решение о сохранении союза, необходимо срочно провести его структурную реорганизацию и определить приоритетные направления деятельности.

Со своей стороны, предлагаю восстановить координационный лесной совет из числа членов союза, представителей руководства Комитета по природным ресурсам, Департамента лесного хозяйства по СЗФО, Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства и Центра защиты леса Ленинградской области.

Такая форма сотрудничества уже была создана при разработке Лесного кодекса, и члены координационного лесного совета входили в аналогичный совет в Рослесхозе; представители нашего союза имели возможность выступать в Государственной Думе РФ, Рослесхозе и Министерстве природных ресурсов. Разве сегодня в нашем лесном хозяйстве мало вопросов, которые требуют безотлагательного решения? Разве не надо вносить изменения в правила заготовки древесины, лесовосстановления, проведения рубок ухода и т.д.? Многие из этих недоработанных документов просто мешают работать и лесопользователям, и лесничествам, служат причиной конфликтных ситуаций, возникающих между лесопользователями и органами лесного хозяйства. Предлагаю на координационном совете рассматривать в первую очередь вопросы, от решения которых зависит бесперебойная работа предприятий, улучшается экономика лесопромышленных компаний. Нужен постоянный диалог лесопользователей и работников лесного хозяйства с Комитетом по природным ресурсам. Координационный совет может существенно повлиять на исправление допущенных ошибок, помочь в формировании наших совместных предложений, которые надо направить в адрес Рослесхоза и Правительства РФ.

Как показывает практика, такие предложения принимаются во внимание. Вероятно, многие арендаторы даже не знают, что благодаря усилиям правления союза и членов координационного совета, обращавшихся в Рослесхоз, дважды удалось предотвратить принятие решения о повышении арендной платы. Сейчас Рослесхоз опять выступает с инициативой повышения арендной платы. Так как вы считаете, есть смысл обсудить это или, может быть, пусть все идет так, как идет?

Вот ещё примеры. Активная позиция координационного совета и многомесячные тяжбы Союза лесопромышленников с МПР в 2005 году привели к тому, что был отменен приказ по обязательному страхованию лесов и таким образом сохранены арендаторам огромные финансовые средства. Благодаря стараниям нашего координационного совета совместно с союзами лесопромышленников других регионов мы добились на коллегии МПР и в Госдуме отмены составления лесных кадастров, которые вы должны были сделать за счет собственных средств. Это тоже огромные деньги, которые мы помогли вам сохранить.

Были и другие вопросы, касающиеся лесного законодательства, которые мы решали на заседаниях координационного совета у себя в регионе и в Москве. Инициатором всех этих акций был союз. Думаю, что Комитет по природным ресурсам согласится с необходимостью возрождения координационного совета, который будет ежеквартально информировать губернатора области о своей работе. Мы также планируем просить губернатора Валерия Павловича Сердюкова ввести в состав аппарата Комитета по природным ресурсам отдел экономики и развития лесопромышленного комплекса, что позволит службам комитета анализировать ситуацию в ЛПК и контролировать решение проблем его развития, снять целый ряд вопросов, решение которых в настоящее время по ряду причин затягивается.

Для регулирования рынка нужны новые формы и методы, которые уже существуют во многих городах (в том числе и в Петербурге) и странах мира. Например, сейчас прорабатывается вопрос торговли лесобумажной продукцией через Товарно-фондовую биржу Санкт-Петербурга. Это будет совершенно новое направление в нашей работе — тогда любой член Союза лесопромышленников, вступив в торговые отношения с биржей, сможет решить многие вопросы: поменять без посредников лес на нефтепродукты, металл и т.д.; получить госзаказ на поставку лесоматериалов для строящихся объектов (уже сейчас ряд лесопромышленников поставляют лесопродукцию на олимпийские объекты в Сочи); получить квоты на экспорт леса; получить кредиты в Россельхозбанке и др. Проведены переговоры с президентом Товарно-фондовой биржи и руководителем Рослесхоза, и предложения, выработанные по их итогам, направлены первому вице-премьеру Виктору Алексеевичу Зубкову, одобрены и приняты на проработку.

Введение заградительных пошлин на экспорт круглого леса породило такие проблемы, которые нанесли ущерб экономике России и подпортили имидж страны в мире. Расчет на то, что все сырье будет перерабатываться в регионах и прекратится нелегальная заготовка леса, не оправдался. Экспорт необходимо возобновлять, особенно на лиственные балансы, — валюта нужна и государству, и лесоэкспортерам. Но со стороны экспортеров нужны определенные гарантии того, что лес будет продаваться легальный. Наилучший вариант — это экспорт по квотам, через биржу, а не только по контрактам. Союз лесопромышленников совместно с биржей прозрачно распределят квоты на экспорт. Для аккредитации участников союза на Товарно-фондовой бирже будет создано некоммерческое партнерство «Клуб лесопромышленников Северо-Запада по развитию торгов лесопродукцией».

Ещё один актуальный вопрос, который надо обсудить, — это лесная сертификация. В соответствии с международными нормами, требования к продукции, поставляемой лесным рынком России, ужесточаются. Нелегальная заготовка и продажа леса заставили многие страны обратить внимание на то, как в России ведутся лесозаготовительные работы, как соблюдаются требования по экологии, лесовосстановлению, сохранению окружающей среды и т.д.

В развитых лесных странах, например в Финляндии, Германии, Великобритании, Китае и др., остро ощущается потребность в сертифицированной древесине. Беспрецедентными темпами идет развитие сертификации в США, где за год число сертификатов в цепочке от делянки до выпуска конечной продукции, такой как бумага, мебель, стройматериалы, увеличилось более чем в два раза. Все говорит о том, что без соответствующего сертификата лесную продукцию продавать будет очень сложно. Решением этого вопроса активно занимаются в Республике Коми, Кировской области, Республике Карелии. Спрашивается, чего мы у себя в Ленобласти ждем?

Только предприятия с иностранным капиталом, входящие в Союз лесопромышленников Ленинградской области, и несколько российских компаний получили сертификаты. ООО «Светогорск», «Сведвуд Тихвин», «Метсялиитто-Подпорожье» и «Тихвинский КЛПХ» отдают предпочтение сертифицированной древесине. Если вы не станете заниматься сертификацией сейчас, то в ближайшие годы, уверяю вас, на территории области у вас возникнут проблемы со сбытом продукции.

В заключение. Животрепещущих тем для обсуждения много. Союз лесопромышленников Ленинградской области и его правление готовы рассматривать ваши предложения, помогать решать возникающие проблемы. Это относится и к представителям лесного хозяйства. Только сообща мы сможем исправить ситуацию.