Партнеры журнала:

За рубежом

Лес по-восточному

В одном из недавних выпусков журнала (№ 5 (63), 2009) мы публиковали обзор мирового ЛПК в оценках аналитиков. Продолжаем знакомить читателей с ситуацией, сложившейся на мировом рынке, на материале статистики по двум его крупнейшим игрокам — Китаю, экспортеру лесоматериалов, и Японии, импортеру древесины и сырья.

Иллюстрации см. в PDF-версии статьи

Сегодня Китай является одним из крупнейших мировых экспортеров лесоматериалов и изделий из дерева, 50 % которых составляют деревянная мебель, ДСП и фанера.

За Великой Китайской стеной

В августе 2008 года экспорт изделий из дерева впервые за долгое время снизился. Общая стоимость экспорта составила $21,93 млрд (за исключением бумаги и бумажной массы), увеличившись формально на 3,2 % по сравнению с 2007 годом. Однако если учитывать изменение курса местной валюты, формальный рост превратился в падение (рис. 1).

Экспорт деревянной мебели и фанеры значительно снизился в 2008-м по сравнению с 2007 годом — на 12,5 и на 18,2 % соответственно; в декабре прошлого года экспорт фанеры составил 0,42 млн м3, упав на 41,7 %, а экспорт деревянной мебели был на 14,6 % меньше (рис. 2 и 3) по сравнению с соответствующим периодом 2007 года.

Экспорт ДСП составил 2,435 млн т в 2008 году, что в два раза меньше по сравнению с 2005−2006 годами. Экспорт деревянных дверей в 2008-м был на уровне 0,303 млн т, сократившись на 10,3 % (рис. 4 и 5).

С одной стороны, 2009 год вопреки предсказаниям аналитиков оказался для Китая лучше, чем для многих конкурентов по ЛПК: в нынешнем году показатели китайской экономики были выше, чем канадской, американской и в целом европейской. В этом свою роль сыграли меры правительства по улучшению состояния отрасли (льготы, снижение экспортных пошлин). Доходы лесной промышленности страны в общей сумме составили столько же, сколько и год назад, утверждает Госкомстат лесной промышленности Китая. Но, с другой стороны, там, где отрасль осталась зависимой от внешнего рынка, ситуация в корне не изменилась по сравнению с 2008 годом.

Объемы внешней торговли по основным видам лесоматериалов снизились в первом полугодии на 16 % и составили лишь $26 млрд. Из них импорт составил $11,1 млрд (-21 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года), а экспорт — $14,9 млрд (-12%). При этом стоимость экспорта во втором квартале 2009 года выросла по сравнению с первым кварталом на 15 %.

Другая сторона Азии

Японский лесопромышленный комплекс исторически ориентировался на двух крупнейших поставщиков сырья — Россию и США.

С изменением Лесного кодекса Российской Федерации и повышением пошлин на экспорт в январе 2007 года Россия выбыла из числа крупнейших стран — экспортеров леса, в том числе и для Японии: в июле 2009 года объемы закупаемой древесины в России были сокращены вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Однако и статус США, как главного поставщика сырья и кругляка в Японию, пошатнулся. Объемы поставок сырья из США уменьшились.

С одной стороны, причиной этого стал кризис (закрытие предприятий ЛПК, уменьшение производственной мощности, снижение объемов производства, падение спроса на продукцию), с другой — позиция страны-импортера, в качестве основных партнеров по ЛПК рассматривающей Китай, Малайзию, Индонезию, Таиланд и страны Латинской Америки (в основном Чили), роль которых в формировании нового мирового рынка неуклонно возрастает.

Итог-2008

Согласно данным Агентства лесного хозяйства Японии, объем спроса в 2008 году на древесину, пиломатериалы и прочую продукцию ЛПК в стране составил 77,965 млн м3, что на 5,3 % меньше по сравнению с 2007 годом.

Снижение спроса на пиловочник на 10,8 % (до 27,152 млн м3) и фанеру на 8,8 % (до 10,269 млн м3) было вызвано главным образом сокращением объемов строительства нового жилья. В то же время сырье для ЦБП и древесная щепа пользуются спросом, общий объем сделок составил 3,7856 млн м3, то есть был на 2 % выше по сравнению с 2007 годом.

Объемы внутреннего производства древесины сохранились — 18,731 млн м3 (+0,6 %); импорт сократился на 7,1 % до 59,234 млн м3. Япония, традиционный импортер древесины, увеличила обеспечение своих производителей внутренними ресурсами на 24 %, что является прорывом по сравнению с предыдущим периодом (2007 год).

В общем спросе на продукцию из дерева пиломатериалы составили 27,152 млн м3, из которых объем продукции отечественного производства — 11,110 млн м3 (-7,3 % по сравнению с 2007 годом). Объем импорта был 16,042 млн м3 — на 13,2 % меньше, чем в 2007 году.

Наблюдалось увеличение объемов спроса на сырье для ЦБП и щепу — до 37,856 млн м3 (+2,0 %), из которых доля японского производства составила 5,113 млн м3 (на 9,4 % больше, чем в 2007 году). Объем импорта незначительно увеличился — до 32,743 млн м3 (+0,9 %), составив 90 % от всего объема данного вида продукции.

Объемы выпуска фанеры снизились до 10,269 млн м3 (-8,8%), из которых объем отечественного производства составил 2,137 млн м3 (увеличился на 30,9 %), а импорт упал до 8,132 млн м3 (-15,5 % по сравнению с 2007 годом).

По словам аналитиков, из-за глобальной рецессии, возникшей в результате мирового финансового кризиса, условия ведения бизнеса в Японии стали хуже.

На японском рынке уже сейчас ощущается нехватка некоторых видов сырья, материалов, сортов древесины, но пока ситуация не столь критична, чтобы заставить экспортеров повысить цены на продукцию.

К примеру, импорт строительных материалов в первом полугодии 2009 года снизился на 16,9 % (по сравнению с первым полугодием 2008 года) и составил $4,4 млрд.

Снижение объемов производства отмечается по всем видам лесопродукции:

  • древесные плиты — на 21,4 %;
  • фанера — на 28,1 %;
  • пиломатериалы — на 12,9 % (при этом поставки из Европы выросли на 36 %).
Таблица 1. Стоимость продукции ЛПК на японском рынке, йен
Таблица 1. Стоимость продукции ЛПК на японском рынке, йен

В сентябре 2009 года цены на сорта хвойных пород древесины оставались такими же, как в августе. Не изменились цены на фанеру, пиловочник твердых сортов, кругляк из сосны и проч. (табл. 1).

Однако отражением реальной ситуации является отнюдь не стабилизация цен, а тотальное снижение объемов отгружаемой в Японию продукции. В первую очередь продукции бывшего экспортера номер один для Японии — США.

Вследствие задержек и уменьшения объемов поставок была зафиксирована тенденция к снижению спроса на американскую продукцию в 2009 году.

По данным Japan Lumber Journal, многие из постоянных покупателей американских лесоматериалов говорят о необходимости переключения финансового интереса с рынка Соединенных Штатов на европейский или же вообще на внутренний рынок Японии, если сокращение поставок из США будет продолжаться. Продукция на европейском или «домашнем» рынке, по их мнению, и доступнее, и дешевле.

В целом аналитики предполагают, что эти прогнозы неутешительны для североамериканцев: они рискуют потерять свои позиции на японском рынке.

Американская правда

Данные американской стороны несколько отличаются от информации, представленной японскими аналитиками.

Специалисты в США признают, что на объемы экспорта древесины действительно оказало влияние снижение спроса в Азии. Полугодовые показатели объема импорта упали до минимальных за период с 1998 года. Причинами считаются невысокий спрос на американском рынке, ослабление доллара.

Однако, по убеждению США, Страна восходящего солнца была, есть и будет одним из наиболее стабильных азиатских рынков: в первой половине 2009-го зафиксированы объемы отгрузки в Японию на уровне 51 млн досковых футов, что на 32 % выше, чем в первой половине 2008 года.

Впрочем, японцы упорствуют в том, что американские заводы, постепенно оживающие после кризиса, не способны восполнить дефицит продукции, возникший в результате простоя или закрытия лесопилок, лесозаготовительных заводов, деревообрабатывающих комплексов и проч.

Истина где-то рядом

Таблица 2. Объем импортированной продукции в Японию из стран
Южной Азии (январь–июль 2009 года, м3)

Посмотреть в PDF-версии журнала.  Таблица 2. Объем импортированной продукции в Японию из стран Южной Азии (январь–июль 2009 года, куб м)

Свои сложности есть у Японии и с импортом продукции из стран Южной Азии: Китая, Индонезии, Малайзии, Вьетнама и Таиланда (табл. 2).

Из-за климатических катаклизмов (засухи в Малайзии и Индонезии), колебания и роста цен, экспортной политики стран и проч. общий объем ввезенной в Японию древесины из Таиланда, Вьетнама, Китая и других стран Юго-Восточной Азии с января по июнь 2009 года составил 175,2 тыс. м3, что вдвое меньше, чем объем импорта за тот же период 2008 года. Всего было отгружено 240,4 тыс. м3 кругляка, что на 47,5 % меньше, чем в 2008 году.

Из общего объема перевезенных грузов сырье для фанеры составило 202,9 тыс. м3, для пиломатериалов — 37,5 тыс. м3. Объем готовых пиломатериалов в июне 2009 года достиг 44,7 тыс. м3, из которых 7,950 тыс. м3 — материал для строительства, 11 тыс. м3 — для обработанных лесоматериалов и 25,8 тыс. м3 — для производства плит.

Внутренний рынок пиломатериалов оставался слабым, однако в конце июля — начале августа произошли некоторые изменения.

Рынок ожил, начал формироваться спрос на продукцию ЛПК, что расценивалось и аналитиками, и бизнесменами как начало будущих крупных заказов.

По словам специалистов, «сочетание ряда факторов, таких как снижение цен, осуществление дополнительного бюджетирования, увеличение количества объектов реконструкции, увеличение объемов работ в сфере ЛПК могло привести к изменениям атмосферы на рынке».

Холодная осень 2009-го

Однако в сентябре 2009 года многие отраслевые средства массовой информации вынуждены были констатировать отсутствие «изменений атмосферы» на рынке.

Несмотря на разные точки зрения на причины происходящего, их оценки сходились в одном: «Условия для бизнеса стали хуже, и конец сентября не принес никаких улучшений».

Рынок занял выжидательную позицию, в то время как многие оптовики вынуждены были решать вопросы транспортировки грузов. «Запасов сырья на рынке все меньше и меньше, и если есть какие-то движения, все они ничтожны», — сетуют крупнейшие производители.

Впрочем, какой бы сильной ни была стагнация в отрасли, японцы с надеждой смотрят на своих южных соседей, от которых, весьма вероятно, зависит скорейший выход страны из глобальной рецессии и финансового коллапса.

Подготовила Ольга МАМАЕВА
В статье использованы данные журнала Japan Lumber Journal