Тема страницы

Избушка лубяная

Почему крупнейшая лесная держава не может поставить на поток деревянное домостроение

На долю деревянного домостроения сейчас приходится около трети возводимого малоэтажного жилья в России. По смелым прогнозам аналитиков, уже в 2010 году эта доля должна возрасти до 50, а то и до 80% и составить около 24 млн м. Способствовать этому должны федеральные программы по строительству доступного коттеджного жилья. Однако на практике все пока не так уж оптимистично.

Статистические врезки см. в PDF-версии журнала

Согласно данным Ассоциации деревянного домостроения (АДД), в 2008 году в Российской Федерации было введено в строй 72 078 деревянных домов, что составило около 37% всего построенного малоэтажного жилья.

Наибольшие темпы роста показала Нижегородская область (62%), на втором месте Республика Башкортостан, следом идет Челябинская область. По количеству домов в лидерах Башкортостан (7728). Наибольшее количество деревянных домов построено в Приволжском федеральном округе (21 887), на втором месте Сибирский округ (14 991), на третьем — Центральный (13 992), за ним Уральский (8505). Преобладают деревянные дома в лесных регионах: в Республике Саха (Якутия) — 96,6% всего жилого фонда, Бурятии — 94,8% и Республике Коми — 84,9%, Архангельской области — 93,4%, Вологодской — 86,1%, Иркутской — 77,4%.

Таблица 1. Прогноз развития
рынка деревянного домостроения
в России, %


Таблица 1. Прогноз развития рынка деревянного домостроения в России, %

В России ежегодно строится почти столько же кирпичных малоэтажных домов, сколько деревянных, однако деревянные по общей жилой площади (6,62 млн м) уступают каменным (12,6 млн м) почти вдвое. При этом темпы роста деревянного жилищного строительства в России в 2008 году составили 6,4%, что в семь раз ниже по сравнению с 2007 годом.

Комментируя этот спад, в АДД ссылаются на общую сложную финансовую обстановку: не только деревянное домостроение, но и в целом строительный комплекс России испытывает большие трудности с заказами; в основном строятся дома для частных клиентов. Кризисный год привел к снижению цен на жилье на 30–35%. Многие предприятия, особенно крупные, испытывают серьезные финансовые трудности и оказываются на грани банкротства. Ожидание положительного воздействия на отрасль антикризисных мер, предпринятых правительством, не оправдались, поддержка потребителя также неочевидна, ставки на ссуды для строительства и ипотеку чрезмерно высоки.

Таблица 2. Существующие и возможные темпы прироста объемов
деревянного домостроения в России в 2005–2015 годах

Таблица 2. Существующие и возможные темпы прироста объемов деревянного домостроения в России в 2005–2015 годах

Президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Елена Николаева выделяет три основные проблемы отечественного деревянного домостроения:

1) импорт оборудования для производств по каркасно-панельным технологиям, что отражается на стоимости деревянных домокомплектов;

2) нехватка профессиональных кадров;

3) низкий уровень развития объемно-модульного домостроения.

Положительные примеры коттеджной застройки в России имеются. Но очевидно, что для массового деревянного домостроения необходимо поставить на конвейер всю технологическую цепочку: заготовку леса, деревопереработку, производство унифицированных панелей, сборку дома, его отделку и подводку коммуникаций. Сказать, что такой процесс удалось наладить, пока никак нельзя.

Деревянное домостроение как бренд

В Костромском государственном университете провели исследование с целью выяснить, почему, несмотря на очевидные достоинства и широкий круг разработок в области деревянного домостроения, рынок не сделал большой рывок в эту сторону и население пока отдает предпочтение кирпичным домам.

Исследование предсказуемо выявило, что наиболее значимым критерием выбора жилья является его цена. Большинство потребителей готовы потратить на приобретение дома от одного до трех миллионов рублей. Несмотря на то что деревянный дом — один из самых дешевых видов жилья, эта сумма все-таки заметно меньше его средней цены.

«Что касается материала стен дома, то 72% опрошенных респондентов высказались за кирпич, 22% — за дерево, 6% — за пеноблоки. Чтобы понять причину потребительских предпочтений, рассмотрим восприятие потребителями кирпичного и деревянного жилья через призму модели идеального дома, — комментирует приведенные цифры проводившая исследование Юлия Адэр. — Деревянный дом получил такие оценки по эргономическим показателям: комфортный, уютный, теплый, экологически чистый, дышащий, понятный, приятный. Однако, как выяснилось, потребители отдают предпочтение функциональным характеристикам дома в ущерб эргономическим. Бренд „деревянное домостроение“ не соответствует понятию „идеальный дом“ по таким параметрам, как надежность, безопасность, прочность, которые являются определяющими при выборе жилья». Выяснилось также, что деревянный дом воспринимается как жилье экономкласса. Интересно, что к таковому его относят чаще всего потребители с уровнем дохода от 7,1 до 16 тыс. руб. Гипотеза о том, что люди со средним уровнем достатка (от 30 тыс. руб.) воспринимают деревянный дом как экономичный вариант, не оправдалась. Наоборот, они гораздо реже других слоев населения относят деревянное жилье к таковому.

Главной и самой значимой проблемой деревянного дома респонденты назвали его высокую пожароопасность. Далее идут низкая влагостойкость и подверженность гниению и воздействию насекомых. Более чем для 40% потенциальных потребителей перечисленные проблемы деревянного дома становятся причиной отказа от этого вида строительства. При этом 69,12% из них не знакомы с новыми технологиями обработки древесины.

«Эти данные свидетельствуют о большом потенциале развития рынка деревянных домов. При разумной маркетинговой активности и грамотной рекламе бренда „деревянное домостроение“ его объем может увеличиться чуть ли не вдвое», — подытоживает Юлия Адэр.

Домик в деревне

Домостроители возлагали большие надежды на федеральную программу «Социальное развитие села до 2012 года», которая предусматривает активное строительство жилья для молодых сельских специалистов. Согласно этой программе государство должно компенсировать молодым специалистам 70% расчетной стоимости дома, а остальным сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, — до 40%. Так, в соответствии с планом на 2008 год должно было быть построено 1,4 млн м жилья, в 2009­м — 2,8 млн м, в 2012­м — до 4 млн м. Однако, по словам генерального директора Ассоциации деревянного домостроения Александра Черных, «ход выполнения программы, мягко говоря, хромает». В частности, по итогам первого полугодия 2008 года в жизнь было воплощено лишь 10% намеченного, и это притом что предприятия лесопромышленного комплекса простаивают, оставаясь незагруженными.

Между тем в АДД считают это направление весьма перспективным. «Если строительство городских домов инвесторы финансируют неохотно, то деревянное домостроение в сельской местности — реальный рынок», — говорит заместитель гендиректора Михаил Афанасьев.

Ассоциация, в состав которой входят 127 предприятий и организаций, еще год назад заявила, что готова взять на себя до 70% объема строительства в рамках указанной программы. Мощности, которыми располагает ассоциация, позволяют возводить на селе при государственной поддержке по крайней мере 1 млн м жилья в год.

Для успешной реализации программы «Социальное развитие села», с точки зрения АДД, необходимо: разработать и утвердить нормативными актами упрощенную схему выделения земли под строительство жилья; отладить механизм страхования и агролизинга применительно к строительству на селе; организовать подготовку кадров для индустриального деревянного домостроения; разработать сборник унифицированных параметров материалов, применяемых в деревянном строительстве; расширить использование цементно-стружечных и фибролитовых плит отечественного производства.

«Свой дом»

Уже несколько лет в Российской Федерации действует национальный проект «Доступное и комфортное жилье…». Однако малоэтажному строительству в нем уделяется недостаточно внимания. Поэтому появилась подпрограмма «Свой дом», целью которой является комплексная застройка малоэтажными домами территорий российских регионов.

Как объясняет руководитель проекта «Свой дом» Александр Коган, регион, претендующий на участие в программе, должен взять на себя обязательства за десять лет построить 1 млн м жилья и за первые три года выполнить 30% обязательств. При этом земельные участки должны быть оформлены либо в собственность, либо в аренду. Кроме того, должен быть разработан комплексный план застройки выделяемых под строительство территорий.

«В программе „Свой дом“ мы постарались найти решение всех основных проблем, с которыми сталкиваются граждане, желающие построить дом, — рассказывает Александр Коган. — Первое препятствие — проблема недоступности земли. Почему сегодня велика цена земли на аукционах? Потому что участки массово не выставляются на торги. В итоге из-за небольшого предложения стоимость земли растет. Мы предлагаем обязать местные власти регулярно выставлять участки на аукционы, и рост предложения повлечет за собой снижение цены. В стадии принятия находится закон, согласно которому закрытые кооперативы по строительству малоэтажных поселков, в которые будут вступать граждане, нуждающиеся в жилье, будут получать землю бесплатно.

Вторая проблема — это обеспечение земельных участков инфраструктурой. Без дорог, теплосетей и канализации не построишь комфортное жилье. Поэтому мы предлагаем использовать в целях малоэтажного строительства все существующие механизмы ФЦП „Жилище“, оказывать помощь со стороны государства в создании инфраструктуры, а кооперативам нуждающихся в жилье граждан предоставлять ее и вовсе бесплатно. Решить проблему обеспечения участков инфраструктурой можно также в рамках региональных программ малоэтажного строительства. Кроме того, нами предложен механизм исключения стоимости инфраструктуры из себестоимости жилья для застройщика при условии продажи жилья по фиксированным ценам.

Третья преграда — это финансирование строительства. Программа „Свой дом“ предлагает новые усовершенствованные механизмы — ипотеку под залог земли, использование субсидий на строительство малоэтажного жилья для нуждающихся граждан, молодых семей и государственных жилищных сертификатов для военных, уволенных с военной службы, вынужденных переселенцев, северян и ликвидаторов радиационных аварий.

Четвертая проблема — это старые, дорогие и неэффективные технологии строительства. При сегодняшнем дефиците цемента актуальны альтернативные материалы. Технологии с их применением есть, они могут обеспечить значительное снижение себестоимости при высоком качестве построенного жилья».

Перечисляя возможные варианты проектов коттеджей, разработчики программы «Свой дом» на первое место ставят каркасно-панельные деревянные конструкции. Их преимущества очевидны: комплекты домов производятся в заводских условиях, при этом используются методы глубокой переработки низкокачественной древесины; теплоэффективность сэндвич-панелей высока; дом собирается на площадке всего за пару недель. Весомым аргументом в их пользу служит и то, что в странах с климатом, схожим с российским, такое строительство особенно популярно. В Канаде, США, Норвегии, Финляндии, Германии и Дании более 80% всех частных домов построено именно по каркасно-панельной технологии.

Пациент скорее жив

Несмотря на все существующие сложности, в АДД утверждают, что сейчас в России происходит осознание приоритетности рынка деревянного строительства и удешевление продукции домостроительных предприятий при сохранении ее качества. Эта тема обсуждалась на январском заседании совета партнерства АДД.

В частности, почетный председатель этого совета Михаил Афанасьев отметил, что на бюджетные деньги сейчас рассчитывать не стоит: в текущей экономической ситуации Правительство РФ не будет уделять большого внимания стимулированию жилищного строительства, потому что в стране множество острых проблем, например безработица. В то же время конкурентные преимущества деревянного домостроения возрастают, ведь в обозримом будущем приоритет будет отдаваться дешевому жилью.

А руководитель отдела маркетинга ДСК «Славянский» Виталий Юрьев отметил, что рынок начинает восстанавливаться, правда его полного оздоровления не стоит ожидать раньше 2012 года.

По прогнозам специалистов ассоциации, в 2010 году ожидается рост объемов деревянного строительства на 10–15% в сравнении с 2009 годом.

Евгения ЧАБАК