Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Тема номера: Антикризис

Шерлок Холмс в лесной промышленности

Дело о псевдопоставщиках оборудования

Деревообрабатывающая отрасль России ощутила на себе влияние мирового финансового кризиса. Руководитель каждого предприятия в этот период подобен полководцу, который ведет свое войско в кровопролитный бой. Без секретного оружия тут не обойтись! Редакция нашего журнала начинает публиковать серию уникальных материалов, посвященных опасностям и рискам, с которыми сталкивается каждый участник лесного рынка при реализации инвестиционного проекта.

Сегодня мы расскажем о коварстве и изощренности псевдопоставщиков оборудования и дадим несколько советов, которые помогут вам избежать малоприятного знакомства с ними.

Для многих основным критерием выбора поставщика до сих пор является цена. А зря! Формально цены на оборудование по большинству сегментов рынка приблизительно нивелировались. И настоящие умники давно знают, что, кроме голой цифры, есть множество самых разных критериев выбора.

Специалисты компании Global Edge предупреждают, что в последние пять лет на рынке появляются откровенные жулики, которые, подобно старухе Шапокляк, умело расставляют ловушки для доверчивого заказчика. У таких «поставщиков» все ненастоящее: история компании, происхождение оборудования, объемы деятельности и декларируемые возможности. Псевдореспектабельность поддерживается красивыми текстами и высокими идеями, нагло украденными с интернет-сайтов компаний, работающих давно и успешно. Как не попасться в расставленные сети?

Для начала нелишне попросить уставные документы фирмы и глянуть баланс за прошлый год. Проверьте соразмерность оборота сумме предполагаемой сделки. В этом нет ничего зазорного, будьте спокойны и упрямы. И если вдруг в балансе, в разделе «реализация», стоит цифра $3 млн, а на интернет-сайте задекларировано $15 млн - призадумайтесь. Ну а если в названии значится «группа компаний», поинтересуйтесь, из чего эта «группа» состоит. Может статься, что это просто название «ООО «Группа ABC». Забавно оказывается, если заказчика пытаются водить за нос уже на этой стадии.

Посмотрите, отличается ли ваш будущий партнер постоянством. К примеру, сколько раз фирма меняла офис? Если вас сначала просят приехать на засаленный склад в недрах рынка, а в другой раз приглашают в офис, занимающий пару комнат в коммуналке, стоит насторожиться. Посмотрите на адреса, указанные в рекламных материалах прошлых лет. Частая перемена мест вряд ли свидетельствует об успешной деятельности.

Проверьте правдивость декларируемых достижений. Для начала с помощью простых арифметических действий. Например, фирма N на весь Интернет объявляет, что за прошлый год оснастила 651 производство. Круто! Делим 651 на 52 - на число недель в году. Получаем 12,5 производства в неделю! Или задекларированная сумма сделок аж $15 млн, а за год поставлено 2357 станков. Снова делим. Получаем, что средняя цена станка чуть больше $6 тыс. И что таким станком можно оснастить? Небольшую мастерскую по выпиливанию корабликов, устроенную в частном гараже? А если стоимость вашего будущего производства не шесть, а шестьсот тысяч? Есть повод задуматься!

Услышав, что станок «сделан в Канаде», поинтересуйтесь сертификатом происхождения. Убеждают, что перед вами оборудование какой-то известной компании? Попросите оригинальные документы, подтверждающие сей факт, либо таможенную декларацию. Декларацию, кстати, требуйте всегда и у всех!

Кроме того, проверьте техническую оснащенность предполагаемого «гаранта» бесперебойной работы вашего будущего предприятия. Загляните на склад, оцените количество расходуемых материалов и запасных частей. Их отсутствие не свидетельствует о высоком профессионализме вашего потенциального партнера.

В идеале неплохо бы побеседовать с представителями технических служб, составить представление об уровне их подготовки. Если перед вами гастарбайтер, который плохо говорит по-русски, бейте тревогу. Ознакомьтесь с графиком командировок наладчиков, устанавливающих оборудование, - вам сразу станет ясно, насколько ритмичны поставки у фирмы.

Попросите паспорт приглянувшегося станка и насторожитесь, если вам предложат его ксерокопию, а не оригинал. Не поленитесь прочесть всю инструкцию по эксплуатации: если перевод сделан со смысловыми и грамматическими ошибками или вам предоставят документы на «похожий» станок, вряд ли вы имеете дело с компетентными специалистами. Вам предлагают сэкономить на покупке станка, потому что «у нас все так, как у N, но чуть-чуть дешевле»? Не соблазняйтесь, а думайте на шаг вперед: ведь вы платите не только за оборудование, но и за качество технического обслуживания вашего производства в дальнейшем.

Не теряйте бдительность и в том случае, когда «в целях экономии» вас склоняют заключить договор на поставку с левой фирмой «Пушкин и компания». Задумайтесь, кто будет отвечать по такому документу при решении вопросов в правовом поле. Пушкин, что ли?

Возвращаясь к финансовой стороне дела, попробуйте узнать о спонсорской активности компании. Ведь ее могут позволить себе только уверенные в завтрашнем дне игроки на рынке, которые пришли на него, чтобы остаться. Всерьез и надолго. Не бойтесь проверить, чем при возникновении финансового спора сможет ответить ваш предполагаемый партнер. Ноутбуком в арендованном офисе? Или он располагает имуществом, недвижимостью, другими ресурсами? Обо всем этом нужно навести справки.

Такой проверки потенциального партнера ни в коем случае не стоит стесняться. Она поможет избежать неприятностей и провалов на пути к успеху вашего предприятия. К тому же кто из нас в детстве не любил играть в детективов? Вспоминая Шерлока Холмса, набейте трубочку и смело начинайте расследование!

Иван ЯКУБОВ