«Джон Дир» открывает новые возможности
Компания «Джон Дир Форестри», мировой лидер по производству лесозаготовительной техники, уже несколько лет занимается обучением операторов харвестеров. Для работы на современных высокотехнологичных машинах нужны профессионально обученные кадры, поэтому специалисты компании большое внимание уделяют именно подготовке операторов.
Валка и трелевка леса — одни из самых сложных в техническом плане работ. Необходимо все время учитывать изменения условий работы за окном машины, уметь адекватно и вовремя на них реагировать. Для того чтобы стало понятно, почему компания так ответственно подходит к процессу обучения, стоит вкратце рассказать о технике «Джон Дир».
Все профессиональные лесные машины оснащены электронными приборами и бортовыми компьютерами. В настоящее время машины полностью управляются электроникой и гидравликой, а механические приспособления отсутствуют.
Дизельные двигатели имеют электронный блок управления топливным насосом и форсунками, позволяющий контролировать расход топлива, регулировать мощность и обороты двигателя, а также диагностировать работу датчиков, электронных форсунок и топливного насоса. Манипуляторы машин управляются электронными джойстиками с регулировкой скоростей движения.
К этим новинкам специалистов компании подталкивают современные требования к повышению производительности. В конструкторском бюро «Джон Дир Форестри» каждый год появляются новые идеи по усовершенствованию технической базы своих машин. Эти разработки значительно упрощают работу операторов. Человеку предоставляется больше возможностей и времени, чтобы совершенствовать навыки в процессе лесозаготовки и не отвлекаться на постоянный контроль за состоянием техники. Обученный оператор работает быстрее и качественнее, расходует меньше топлива, пильных цепей и пильных шин, гидравлического масла и гидравлических шлангов. Он также способен определить неисправность, возникшую при работе машины, и даже устранить ее. Поэтому компания «Джон Дир Форестри» активно занимается обучением операторов.
Форвардер John Deere
При обучении на начальном уровне преследуются сразу несколько целей. Ученик должен не просто научиться управлять машиной, а хорошо понимать принципы работы ее узлов и агрегатов, уметь настраивать систему измерения и калибровать ее, проводить техническое обслуживание и доступную диагностику неисправностей. Также очень важно уметь контролировать все движения манипулятора, у которого для каждой операции своя скорость. Кроме этого, оператору необходимо знать правила рубки леса, приемы и навыки, позволяющие быстро и без поломок техники валить или трелевать лес. Если провести параллели с обычным автомобилистом, то даже самая хорошая машина не освобождает водителя от элементарного знания технических характеристик. Конечно, при поломке автомобиля в пути легко можно вызвать эвакуатор или дотянуть до ближайшего сервис-центра, но иногда необходимо самому сделать ремонт. Поскольку компания «Джон Дир Форестри» в настоящее время имеет самую развитую сеть сервисных центров в России, то на выручку оператору всегда готовы в кратчайшие сроки выехать машины «технической скорой помощи». Однако дорога все равно занимает какое-то время. Созданный компанией курс научит управлять сложными на первый взгляд машинами и, что очень важно, устранять неисправности, не дожидаясь специалистов.
В России нет учебных заведений, которые готовили бы профессиональные кадры для работы на современной лесной технике. Практически единственный способ стать оператором харвестера — это пройти обучение у поставщика лесозаготовительного оборудования. «Джон Дир Форестри» предоставляет такую возможность, но на стажировку в компанию попадают далеко не все. Работа с современной лесозаготовительной техникой требует определенных способностей. Сначала инструкторы компании «Джон Дир Форестри» вместе с заказчиком — покупателем техники — проводят отбор кандидатов на должность оператора харвестера или форвардера. Это делается с помощью специальных тестов на виртуальном симуляторе. На данном этапе выясняется, как у человека развита моторика рук, внимание, координация движений и объемное восприятие. Эти способности особенно важны, т. к., находясь в кабине харвестера, оператору приходится при помощи манипулятора работать с деревьями, удаленными на расстояние до 10 м. Тестирование занимает несколько дней, после чего начинается непосредственно обучение.
Харвестерная головка
Подготовка операторов лесозаготовительной техники может проходить либо на площадке заказчика, либо в офисах «Джон Дир Форестри». В первую неделю «студенты» проходят теоретический курс, в рамках которого рассказывается о конструкции машины, правилах ее эксплуатации и обслуживания. Затем группа из 6−7 человек выезжает в лес на делянку. Здесь инструкторы сначала наглядно преподают всей группе технологический процесс работы, а затем переходят к индивидуальной работе с учениками. Надо отметить, что все тренировки проходят на технике компании, которая заказала учебный курс. Всего первичное обучение занимает 2−3 недели. Есть и контрольные тесты, и экзамены — все как в серьезном учебном заведении.
Однако на этом обучение не заканчивается. Через 2−3 месяца после начала эксплуатации машин «выпускников» приглашают пройти вторичные курсы. Главным образом, они созданы для того, чтобы операторы могли задать вопросы, накопившиеся в процессе работы. Обучение идет в диалоговом режиме. Второй этап обучения считается более глубоким: новичков можно посвящать уже в детали профессии.
«К сожалению, в России совершенно нет возможности пройти, допустим, годовое или двухлетнее обучение на оператора харвестера в специализированной школе, как это принято за границей. Но мы делаем все, что в наших силах, чтобы повысить уровень квалификации отечественных лесозаготовителей. Однако необходимы государственные программы обучения, программы финансирования вузов. Все-таки современная лесозаготовительная техника является достаточно сложной», — комментирует Геннадий Санников, старший инструктор по обучению операторов и механиков компании «Джон Дир Форестри».
Первый учебный класс в России для операторов лесозаготовительной техники был открыт в 1998 году в Хабаровске компанией «Тимберджек». С тех пор каждый год хабаровский центр выпускает порядка 100 специалистов. В Санкт-Петербурге также проводится обучение, сейчас здесь работают 4 инструктора — 3 россиянина и финн. Только за последние полгода петербургское отделение «Джон Дир» подготовило почти 100 операторов харвестеров и форвардеров. Кстати, именно на берегах Невы находится один из уникальных тренажеров «Джон Дир».
Тренажер, или виртуальный симулятор, представляет собой кресло и пульт управления такие же, как в настоящем харвестере. Перед глазами оператора на экране проецируется лес и передняя часть машины. На тренажере можно оттачивать все необходимые для работы элементы: валку деревьев, обрезку сучьев, раскряжевку на сортименты. Причем в зависимости от диаметра дерева ученик может визуально почувствовать нагрузку на машину. Тренажер показывает все ошибки, допущенные учеником: сколько раз оператор повредил древесину, сколько оставил высоких пней, сколько раз ударил машину о дерево и т. д. Оценить профессиональный рост оператора на тренажере тоже довольно просто: динамику качества работы отслеживает специальная компьютерная программа. Интересно, что за считанные секунды тренажер харвестера можно превратить в тренажер форвардера. Ко всему прочему виртуальный симулятор является мобильным, его можно перевозить с места на место. Эти особенности техники позволяют эффективно и за короткие сроки обучать большое количество операторов. Было бы желание.
В настоящее время, когда наша страна переживает новый этап развития и уровень жизни постепенно растет, для россиян открылись хорошие перспективы в плане поиска умной, высокооплачиваемой работы. С другой стороны, крупные компании ориентируются, прежде всего, на профессионалов. Но, как выяснилось, есть еще определенные сферы бизнеса, где отсутствует целенаправленная система подготовки кадров. Поэтому «Джон Дир Форестри» так активно занимается обучением персонала в России.