Партнеры журнала:

Тема номера: Антикризис

Антикризисный круглый стол

25 ноября 2008 года в Москве, в рамках XX Международной выставки «Мебель-2008», прошел круглый стол представителей предприятий - учредителей ЗАО «Центромебель». Руководители крупного, среднего и малого бизнеса собрались не только поговорить о новых технологиях и материалах в мебельной промышленности, но и обсудить, как остаться на плаву в условиях глобального экономического кризиса.

Что делать?

Встречу открыл генеральный директор ЗАО «Центромебель» Алексей Митюков. Он напомнил, что, в то время как по объему ресурсов деревообрабатывающая отрасль России занимает одно из ведущих мест в мире, отечественные предприятия до сих пор не научились комплексно перерабатывать древесину. Развитие лесной и дерево­обрабатывающей промышленности идет медленно, поэтому нужно искать эффективные пути выхода из сложившейся ситуации.
Алексей Митюков

По его словам, избежать перехода экономического кризиса в России в последнюю стадию можно только путем сохранения трудовых коллективов на предприятиях. А в нашей стране, как известно, 4,5 млн безработных.

Нельзя сказать, что о лесном и деревообрабатывающем секторе в нашей стране забыли, - переговоры об улучшении его положения ведутся на государственном уровне. Однако если в России не научатся выпускать оборудование для обработки древесины, то отечественная деревообрабатывающая промышленность не сможет развиваться так же активно, как за рубежом. Другие предлагаемые меры - это использование современной высокотехнологичной техники и подготовка высококвалифицированного персонала. Алексей Митюков предложил руководителям «не сидеть сложа руки, а находить новые подходы, решения и применять их на своих предприятиях».

По его мнению, сегодня в России неплохо развито производство клееной фанеры, ДСП (ЗАО «Плитспичпром», ЗАО «Экспериментальный завод ДСП», г. Сергиев Посад, ОАО «Вышнеловоцкий МДОК») и мебели (ОАО «ХК «Мебель Черноземья», ОАО «Графское», ООО «Сторосс-офис», ЗАО «Орелмебель», ОАО «Костромамебель», ЗАО «Каскад-мебель», ЗАО «Тамбовмебель», ОАО «Осколмебель»). Для реализации мебели следует искать новые рынки сбыта.

Алексей Митюков призвал руководителей плитных и деревообрабатывающих производств серьезно задуматься об экологии в цехах и снижении выбросов токсичных веществ в атмосферу.

Экономический кризис в стране отрицательно повлиял на рост темпов замены оборудования и его закупку. Несмотря на решение Правительства РФ выдавать кредиты предприятиям для поддержания экономики и промышленности, деревообрабатывающая отрасль осталась в стороне. Поэтому основная задача руководителей - добиваться финансирования.

Неоднократно в своем докладе Алексей Митюков касался и проблемы подготовки кадров. Раньше молодых специалистов поставляли училища, школы фабричного обучения и техникумы. Сегодня училищ нет, а колледжей - мало. Потребность в рабочих кадрах велика, поэтому, если оставить этот вопрос без должного внимания, в ближайшем будущем работать будет некому.

Подводные камни трудовых договоров

Большой интерес у присутствующих вызвал доклад доцента Российской академии правосудия, доктора юридических наук Елены Ершовой «Ошибки работодателя при заключении трудовых договоров».

Каждый человек в нашей стране имеет правовой статус работника. Поэтому любому руководителю, даже если он на данный момент является работодателем, следует рассматривать Трудовой кодекс РФ с точки зрения работника. Доклад содержал массу прикладных советов, которые, без сомнения, пригодились бы каждому. Мы приведем лишь некоторые из них:

  • Назначение заработной платы в соответствии со штатным расписанием - грубейшая ошибка, так как в этом случае нарушаются обязательные условия трудового договора. Кроме того, если в систему оплаты труда входит премия, то работодатель обязан выплачивать ее, невзирая на нарушение работником дисциплины.
  • К дисцилинарным взысканиям относятся только замечание, выговор и увольнение. Таким образом, когда готовится положение o премировании работника, в него нельзя включать такие виды дисциплинарных взысканий, как снижение премии, лишение премии и депремирование. Это будет нарушением федерального закона и требования Конституции РФ - ч. 3 ст. 55.
  • Чтобы правильно составить документы, когда работник нанимается с испытательным сроком, необходимо обратиться к Трудовому кодексу РФ, ст. 71: «...если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня».
  • Если у работника не сложились отношения в коллективе или возникла ситуация, порочащая его, он с разрешения работодателя вправе написать заявление об увольнении по собственному желанию.
  • В ст. 80 сказано: «...работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим кодексом и федеральным законом». Если в течение этих двух недель работник заболевает, он не обязан их отрабатывать после выздоровления.
  • Если работник написал заявление об увольнении за две недели, а приказ не вышел, он ни в коем случае не должен вновь приступать к своим обязанностям, так как выход на работу - это автоматическое продолжение отношений между работником и работодателем.
  • Работодатель может издать приказ о дополнительном премировании работника, указав причину поощрения.
  • Если на предприятие приходит молодой специалист без опыта работы и фирма тратит средства на его обуче­ние, а работник не оправдывает оказанное ему доверие, то работодатель имеет право обратиться в суд за взысканием потраченной суммы.

В заключение Елена Ершова заметила, что руководители часто изобретают положения, которые не соответствуют ни требованиям Конституции РФ, ни Трудовому кодексу РФ, ограничивая права работника. Поэтому директорам предприятий необходимо тесно сотрудничать с юристами, а также самим изучать Трудовой кодекс и Конституцию РФ.

Не унывать!

Президент компании ЗАО «Каскад-мебель» Владимир Градов рассказал, что не препятствует усилению влияния российского экономического кризиса на деятельность его предприятия. Основа успеха - это диверсификация производства, а именно: разложение существующих активов на части. «Какой-то из них работает лучше, какой-то - хуже, а вместе они поддерживают предприятие на плаву», - заявил президент «Каскад-мебель».

На сегодняшний день численность сотрудников его компании - 250 человек. На предприятии три подразделения: производство мягкой мебели, розничная торговля и бизнес-центр. Средняя зарплата составляет 28 тыс. руб. Раз в год, 1 сентября, она индексируется. За девять месяцев работы компании фактическая рентабельность составила 18,6%, а плановая - 18,4%. С 2000 года на предприятии существует бюджетное управление: составляются годовые и квартальные бюджеты. Отчетность генерального директора перед инженерно-техническим персоналом помогает контролировать движение денежных средств на предприятии. Прогнозируемый рост работ на 2009 год составляет 11%. Работникам предлагается большой социальный пакет, включающий 19 пунктов. Это кредитование; премии некурящим, премии за отсутствие больничных листов, за выслугу лет; ежемесячная компенсация затрат на занятие активным видом спорта; аренда спортзалов; компенсация части затрат на лечение в санатории, пользование медпунктом; страхование сотрудников за счет предприятия. Организация регулярных экскурсий по московским музеям и авто­бусных поездок по городам России, а также проведение летних и зимних пикников стимулирует заинтересованность в работе.

Несмотря на такую организацию деятельности в условиях кризиса, Владимир Градов отметил спад производства мебели по корпоративным заказам, на которые изначально было ориентировано предприятие. Выход из сложившейся ситуации - переориентация на розничные продажи. В завтрашний день компания смотрит с уверенностью. Никакой речи об увольнении персонала, снижении зарплат и премий не идет. Не планируется и ограничение социального пакета.

Также Владимир Градов рассказал о строительстве системы «Интеллектуальное здание». «Интеллектуальное здание» - ноу-хау мебельной промышленности. Интеграция в единую информационно-управляющую систему подсистем и компонентов будущего строения и их взаимодействие рождают новое качество здания - его «интеллект».

Выживают сильнейшие

Руководители предприятий, которые все-таки ощутили влияние экономического кризиса, уже наметили для себя первоочередные задачи. Во-первых, это экономия энергоносителей и используемых в производстве материалов. Во-вторых, выпуск только ликвидной продукции. Ведь если работать на склад, то не хватит площадей, а замораживать оборотные средства нет возможности. В-третьих, это модернизация имеющегося оборудования с использованием передовых технологий. На этапе запуска в работу могут возникнуть проблемы отладки. Но, имея собственные разработки, сотрудники предприятия могут самостоятельно производить ремонт. И наконец, использование электронных счетчиков с микропроцессорным управлением. Они позволяет достичь экономии электроэнергии примерно на 10%, что весьма ощутимо для крупных предприятий.

Что касается внешних условий выживания, то они заключаются в кредитовании и повышении заинтересованности банков страны в выдаче денежных средств. В качестве залога должны приниматься и оборудование, и основные фонды, и сама продукция. Крупные кредиты должны предоставляться на развитие инвестиционных программ.

Лестница к успеху

В ходе круглого стола была затронута еще масса вопросов, касающихся будущего мебельной промышленности.

Для повышения уровня образованности молодых специалистов руководителям предприятий - учредителей ЗАО «Центромебель» была предложена методика и программа повышения квалификации преподавателей деревообрабатывающей отрасли. Руководителям необходимо назначить человека, ответственного за подготовку кадров по учебной, технологической и производственной практике. Нужно создать из закрепленных представителей методический совет для контроля за деятельностью преподавателей в обучающем процессе, а также разместить на сайтах среднепрофессиональных и высших учебных заведений информацию о наиболее востребованных специальностях и профессиях на мебельных предприятиях. Для получения нужных результатов в этом направлении средним специальным учебным заведениям и вузам необходимо работать с предприятиями.

О широком распространении лако­красочных материалов на водной основе с расходом 70-90 г/м2 и ценой 35 руб./м2 покрытой поверхности рассказал представитель компании Herlac Coswig GmbH. Качество этой продукции соответствует немецким стандартам. Производители мебели 95% труда затрачивают на производство каркаса, и только 5% остается на отделку. В Германии заводы обязаны платить государству за выпуск токсичных лакокрасочных материалов. В России для фирм-дилеров ввоз экологически чистого продукта облагается пошлиной 10%. А ведь, поставляя на российский рынок безвредные лаки, отечественный производитель получает возможность выпускать мебель с высоким качеством отделки.

Фирма ООО «Электроэкология», которая занимается очисткой воздушных выбросов и водных стоков, внедряет современные инжиниринговые системы собственного запатентованного оборудования. В том числе аппараты по сухой очистке выбросов энергетической емкостью от 5 до 20 кВт, которые создают сотрудникам деревообрабатывающих и плитных предприятий благоприятные условия для работы в цехах.

Прослушав все доклады и обсудив наболевшие проблемы, каждый руководитель, несомненно, вынес полезную информацию, которую он сможет использовать для улучшения положения на своем предприятии и сдерживания развития экономического кризиса в нашей стране.

Екатерина МАТЮШЕНКОВА