Регион номера

Триумф «Катюши»

Флагман деревообработки − мебельная компания

Мебельная компания «Катюша» входит в тройку крупнейших игроков на российском рынке мебели. В таком успехе предприятия, несомненно, большая заслуга нынешнего руководителя компании Сергея Авдеева, который всего за несколько лет превратил умирающий провинциальный завод в одного из лидеров отрасли.

История предприятия началась в 1932 году, когда в городе Дятьково, на севере Брянской области, был создан деревообрабатывающий завод по выпуску продукции лесопиления. Предприятие неоднократно меняло профиль деятельности. В 1946 году завод начал производство стандартных щитовых домов, в 1965-м − древесно-стружечных плит на базе отечественного оборудования, а в 1990-м освоил выпуск ламинированных плит на финском оборудовании Rauma-Repola.

В 1991 году Дятьковский ДОЗ был преобразован в акционерное общество открытого типа. А в ноябре 1996 года общее собрание акционеров избрало нового генерального директора − Сергея Авдеева, который тогда был единственным крупным предпринимателем в городе. Надо сказать, к тому времени завод находился на грани банкротства: мощности были задействованы всего на 20%, а все доходы шли на покрытие бюджетных долгов, составлявших около 5,5 млн руб.

Сильный лидер без преувеличения спас завод − в довольно короткие сроки ему удалось вывести предприятие на качественно новый уровень. Как ни странно, придя к руководству, Сергей Авдеев прежде всего закрыл мебельное производство: у невзрачной устаревшей мебели, которая здесь выпускалась, не было будущего. Новый гендиректор сосредоточился на развитии производства мебельного сырья − в конце 1990-х в стране было немало мелких мебельных цехов, которые нуждались в качественной плите. Были привлечены необходимые инвестиции, проведена реконструкция производства, реорганизована система управления, изменена номенклатура продукции, появились новые виды текстур и пленок, был модернизирован цех печати. В результате производство шлифованной ДСП и ламинированных плит выросло в разы, уже через два года завод оказался в ряду крупнейших отечественных производителей этой продукции.

Однако затем Сергей Авдеев решил сделать ставку на возрождение мебельного производства и его полную переориентацию на абсолютно новую, качественную корпусную мебель. Такой путь развития требовал меньших капиталовложений и виделся более перспективным. Инвестиции в создание современной мебельной фабрики составили 30 млн евро. Подрядчиком выступила немецкая компания IMA.

Аналогов дятьковской фабрики в России нет до сих пор. Производство оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, изготовленным и смонтированным по специальному заказу ведущими европейскими производителями: обрабатывающий центр, две кромкооблицовочные линии, присадочные станки IMA, автоматизированная линия раскроя австрийской фирмы Shelling. Под склад готовой продукции отведена территория 18 тыс. м. Терминал оснащен новейшим оборудованием и информационной системой управления. На территории склада имеется 15 погрузочных пандусов и подъездная железнодорожная ветка. Система управления качеством, сертифицированная по ISO 9001, позволяет осуществлять полный контроль всех этапов производства, а автоматизация погрузочных работ − четко выдерживать сроки поставки мебели партнерам. Топ-менеджеры, ведущие специалисты компании, а также технические работники и программисты проходят обучение и стажировку в Германии и Италии.

Под новые мощности была спроектирована первая в России пакетная программа мебели: ассортимент разбивался на группы унифицированных деталей, которые позволяли легко увеличивать мебель как в длину, так и в высоту. По замыслу Сергея Авдеева, конкурентными преимуществами новой мебели должны были стать не только современные технологии, но и стиль. Дятьковская мебель, выполненная добротно, в немецкой манере, с преобладанием светлых текстур, выглядела необычно на российском рынке. И расчет Авдеева полностью оправдался: мебель пользуется завидным спросом у отечественных покупателей и поставляется во все регионы России − от Центрального до Дальневосточного.

Сейчас предприятие называется «Мебельная компания „Катюша“» − в честь дочери Авдеева, но продукция продается под узнаваемой торговой маркой «Дятьково». Без «Катюши» не обходится ни одна крупная мебельная выставка страны.

МК «Катюша» является одним из самых крупных и современных мебельных производств России и занимает на рынке лидирующие позиции среди производителей качественной отечественной мебели. Компания представляет собой интегрированный холдинг, практически полностью обеспечивающий себя сырьем и материалами, необходимыми для изготовления стильной современной мебели.

На российском мебельном рынке ТМ «Дятьково» представлена различными товарными группами: гостиными и спальнями, детскими и молодежными комнатами, прихожими и шкафными группами. При производстве дятьковской мебели используется ЛДСП различных текстур − от светлого клена до дуба венге. Не менее разнообразны и варианты исполнения фасадов: прямые, закругленные, с софтом и без, с зеркалом или стеклом, профильные или с цветными вставками. Материалы имеют гигиенические и экологические сертификаты качества и разрешены для производства мебели, в том числе и детской. Мебель создается при участии ведущих дизайнерских студий Германии и с использованием фурнитуры исключительно немецких производителей.

В 2003 году Сергей Авдеев взялся за создание сети фирменных салонов и бренд-секций, состоящей как из собственных торговых точек, так и из магазинов дилеров. Единовременные инвестиции в открытие одного магазина площадью более 200 м² тогда составляли не менее $100 тыс. Варианты меньшей площади даже не рассматривались − несолидно. К подбору партнеров компания относилась очень придирчиво − сотрудничать соглашались только с теми продавцами, кто уже успел хорошо зарекомендовать себя на мебельном рынке, и исключительно по предоплате. «Катюша» могла позволить себе подобные капризы: в 2008 году выручка концерна превысила $100 млн, а оборот фирменной сети «Дятьково» ежегодно увеличивался на 25−30%. Компания даже начала выкупать у партнеров крупные розничные точки, ориентируясь на создание собственной торговой сети.

Но грянул кризис, и объемы продаж мебели резко снизились. Если в 2007 году у компании было 400 магазинов, то к 2009-му осталось 350 − нерентабельные точки закрыли.

По итогам 2009 года, «Катюша» потеряла 10% выручки по сравнению с 2008 годом. Одновременно банки подняли ставки по кредитам, которые у концерна, разумеется, были, − компания как раз затеяла строительство нового цеха, планируя значительно увеличить объемы производства.

Чтобы выровнять ситуацию, концерн на треть сократил производственный персонал, зафиксировал цены на уровне конца 2008 года (средняя цена за спальный гарнитур − около 60 тыс. руб.) и затормозил развитие собственной торговой сети. По словам Сергея Авдеева, «Катюша» намерена оставить свои магазины только в Москве, в остальных регионах полагаясь на дилеров. Стратегию общения с ними тоже пришлось подкорректировать: жесткие требования по торговой площади были отменены, а взаимоотношения стали более гибкими и комфортными для непосредственного продавца. В октябре 2009 года компания вместе с национальным банком «Траст» предложила партнерам новые условия работы по товарным кредитам. В результате «Катюша» не только сохранила прежних партнеров, но и приобрела новых.

Среди несомненных конкурентных преимуществ «Катюши» − достойное качество мебели, по-европейски стильный дизайн и послепродажное обслуживание. А также универсальность мебельных программ: продукция имеет модульную систему построения, модули легко комбинируются и позволяют создавать практически бесконечное число комбинаций. Новые модели и целые мебельные программы разрабатываются каждый год, кризисные времена ничего в этом отношении не изменили.

«Помимо запуска новых моделей, мы обновили наши традиционные линейки. Следуя модным европейским тенденциям и повышенному спросу на глянцевые поверхности, приняли решение о расширении коллекции фасадов, − отметил президент МК „Катюша“ Сергей Авдеев в конце прошлого года на выставке „Евроэкспомебель-2009“. − При этом конструктивно самые популярные линейки, спрос на которые не снижается, остались в неизменном виде. Мы практически не повышаем цены на продукцию, а, наоборот, снижаем стоимость некоторых моделей».

Как сообщают в МК «Катюша», в настоящее время стратегия развития компании направлена на повышение качественного уровня представления продукции и дальнейшее развитие сети фирменных магазинов. Сейчас продукция ТМ «Дятьково» представлена во всех регионах России и в ряде стран ближнего зарубежья.

Евгения ЧАБАК

Сергей Авдеев

Справка

Президент концерна Сергей Авдеев неоднократно входил в число «1000 самых профессиональных топ-менеджеров России» (совместный проект Ассоциации менеджеров России и издательского дома «Коммерсантъ»), а в 2006 году оказался в этом рейтинге единственным представителем Брянской области.

В июне 2004 года Сергей Авдеев был награжден почетным знаком «Лидер российской экономики» на международном форуме «Мировой опыт и экономика России».

Другие статьи рубрики Регион номера: Брянская область

«Шумел сурово брянский лес»
Ель как символ
Ориентация − на внутренний рынок
Список крупных предприятий ЛПК Брянской области

Обзоры ЛПК регионов России