Партнеры журнала:

Мебельное производство

Мебель: в какую упаковку будем упаковывать?

Есть такое выражение, давно ставшее банальным: «Хорошо упаковано − наполовину продано!» И конечно, упаковка и упаковывание очень важны, когда речь заходит о доставке и транспортировке мебели.

Несведущий читатель (он же потенциальный покупатель) может спросить: «Так как все-таки правильно говорить: „упаковка“ или „упаковывание“?». Все просто: упаковка − это то, во что упаковывают, а упаковывание − процесс.

Хотели, но не могли

Важность качественной упаковки для сохранения свойств товара или изделия всегда понимали не только на Западе, но и у нас. И в СССР многим изготовителям действительно хотелось поставлять свой товар розничному покупателю только в привлекательной упаковке. Но ее стоимость часто доходит до 15% цены самого товара. при большом товарообороте это требует огромных ресурсных затрат, которые в советские времена страна просто не могла себе позволить. Экономика социализма должна была быть экономной.

Иностранные фирмы, готовившие по нашим заданиям коммерческие предложения на комплектное оборудование мебельных фабрик, с завидным упорством включали в них не только упаковочное оборудование, но и установки для печати по гофрокартону. Известен такой случай: однажды, когда западную фирму в очередной раз попросили исключить такое оборудование из списка при доработке предложения, ее представитель, смекнув, в чем дело, ударил себя ладонью по лбу и воскликнул: «Ах да! Это же мы там, у себя, используем каждый сантиметр для рекламы!»

Сегодня, когда и в нашу жизнь пришли и конкуренция, и реклама, ситуация изменилась, но пока не очень заметно.

Вам завернуть?

Изготовителям продукции в России доступны любые упаковочные материалы. Что же используется для изготовления упаковки в производстве мебели?

Во всем мире теперь применяются всего три основных вида упаковочных материалов: гофрокартон, термоусадочная пленка и пленка растягивающаяся. В качестве дополнительных используются бумага, наклеиваемые прокладки и различные клеящиеся ленты.

В европе грузчик, переносящий или перегружающий продукцию вручную, обходится дороже директора, а потому все мелкие грузы перемещаются на поддонах, с использованием ручных тележек с подъемными вилами.

деревянные поддоны, которые являются неотъемлемой частью любой упаковки, бывают двух основных видов: так называемые европоддоны (Europalette) и поддоны одноразовые (Einwegpalette). Европоддоны, которые должны строго соответствовать европейским стандартам, в том числе по размерам, имеют выжженную на них характерную маркировку EUR и используются многократно.

Одноразовые поддоны часто изготавливаются под размер конкретной стопы деталей, без учета стандартов, не маркируются, возврату поставщику продукции не подлежат и после выполнения своей функции могут быть сразу же уничтожены (переработаны).

А как у нас

Еще не так давно мебельные предприятия Москвы и других крупных городов, население которых иногда превышало по численности население иной европейской страны, поставляли мебель в собранном виде, непосредственно на дом покупателю, минуя магазин, где очередь за ней томилась годами. Об упаковке для такой мебели не было и речи. Ее «функции» обычно выполняли мягкие стропы, которыми предметы мебели крепились к стенкам внутри автофургона.

Совсем в другой ситуации находились предприятия, расположенные на периферии, производительность которых превышала потребности их региона: они были вынуждены отправлять мебель в разобранном виде далеко, чаще всего в железнодорожных вагонах. В качестве упаковки использовались бумага упаковочная, картон коробочный и деревянные обрешетки из отходов лесопильного производства. Гофрокартон был редкостью. Вот и заворачивали в те времена пакеты с изготовленной мебелью, словно сыр или колбасу, в бумажку, не защищающую ни от чего и свисающую лохмотьями, осыпающимися в пути. упаковочные отделения занимали тогда огромные площади, специализированное оборудование отсутствовало, и весь процесс осуществлялся практически вручную.

Почти то же происходит и сегодня на большинстве отечественных мебельных производств. Посудите сами: станет ли кто-нибудь тратить средства на упаковочное оборудование, когда их не хватает даже на обновление основной технологии? Поэтому было найдено кардинальное решение: мебель за редким исключением теперь просто не упаковывают.

Были положительные примеры

Первыми с необходимостью использования общепринятой качественной упаковки столкнулись еще в середине 1980-х годов наши предприятия, освоившие поставку мебели на экспорт. Прежде всего это были мебельные комбинаты Западной украины, Белоруссии, Ростова и Краснодара. Закупщики-иностранцы потратили тогда очень много времени и труда, чтобы сначала научить, а потом и заставить советских изготовителей правильно упаковывать продукцию, исключив таким образом ее повреждения при транспортировке и хранении. В самом начале 1990-х, когда экспорт мебели еще был выгоден, опыт использования упаковки переняли и другие мебельные предприятия, также организовывавшие ее поставку за рубеж. Но для отгрузки изделий внутри страны на упаковку особо не тратились. Годилось и так.

Неразрывная связь

Еще на этапе проектирования конструкторы должны предусмотреть то, каким образом мебель, поставляемая в разобранном виде, будет упаковываться в плотные пакеты. Конструктор обязан проектировать также и упаковку для мебели, определяя взаимное положение деталей в пакете и препятствующие их смещению в нем закладные элементы. Также должны быть разработаны инструкция по сборке, торцевая табличка и т. д. Если окажется, что мебель нельзя как следует упаковать, то в ее конструкцию тут же вносятся соответствующие изменения.

Важным требованием к упаковке мебели, поставляемой в разобранном виде, является ограничение веса одного пакета − не более 50 кг. Если изделие тяжелое, то оно размещается в нескольких коробках. При этом все они должны легко идентифицироваться, а детали, содержащиеся в разных пакетах, должны полностью подходить к деталям из любых других пакетов. То есть необходимо соблюдение полной взаимозаменяемости деталей не только в одной, но и во всех отгруженных партиях одинаковых изделий. А это предъявляет повышенные требования ко всему производству, которое должно обеспечивать постоянство качества, в особенности при отделке, и высокую точность размеров деталей, в первую очередь по сверлению присадочных (сборочных) отверстий.

Мебель, отгруженная безадресно, не будет собираться специалистами предприятия-изготовителя, способными на месте хоть как-то устранить ее недостатки. Скорее всего, это будет делать своими руками сам покупатель, не имеющий понятия о сборке мебели. В Европе при возникновении подобных проблем покупатель просто отправит мебель обратно в магазин или даже подаст в суд на продавца или поставщика. Магазин не может контролировать качество каждого изделия и просто не будет в дальнейшем покупать продукцию изготовителя, приносящего ему неприятности и убытки. А это приведет к сокращению сбыта и ухудшению имиджа предприятия.

Снаружи упаковки

Снаружи упаковка с деталями мебели выглядит как гладкая аккуратная коробка из гофрокартона, на продольных сторонах которой (иногда и на пластях) напечатан логотип изготовителя или продавца товара. На одном из торцов упаковки должна быть приклеена табличка, содержащая следующую информацию: наименование изделия, его простой эскиз, общее количество коробок, в которые оно упаковано, номер данной коробки, ее массу, а иногда и штрих-код изделия.

Коробка заклеивается бумажной или пластмассовой клейкой лентой. Обвязка коробки поперек лентой из пластмассы, особенно имеющей металлические или пластмассовые замки, недопустима, поскольку такие ленты повреждают другие коробки в штабеле. Содержимое коробки должно быть уложено в ней очень плотно. При встряхивании внутри не должно быть никаких ощутимых смещений, стуков и даже шорохов.

Все коробки (обязательное условие: только одинаковые коробки!) укладываются на деревянный поддон и обвязываются стальной лентой с прокладкой уголков, защищающих углы упаковки от смятия. На многих современных предприятиях для скрепления штабеля дополнительно используется растягивающаяся пленка, которой многократно обматывают все коробки так, чтобы она плотно, с усилием охватывала их, предупреждая взаимное смещение. Эта же растягивающаяся пленка преимущественно применяется и при упаковывании на поддонах различных полуфабрикатов, например в виде пластин или брусков, и комплектующих, например выклейных изогнутых оснований кроватей, дверей фасадов мебели и т. п.

А что внутри?

То, насколько правильно сложены детали изделия мебели внутри упаковки, определяет их сохранность. Любой выступ на плоскости детали, например не вкрученная до конца муфта стяжки или заусенцы вокруг нее, в процессе доставки обязательно повредят пласть другой детали, соприкасающейся с ней. Иногда на лакированной поверхности мебели заметны характерные параллельные полосы − результат воздействия среднего слоя прижатого к ней гофрокартона. Поэтому все детали должны быть сложены лицевыми сторонами внутрь и проложены бумагой. Причем эта бумага с целью экономии затрат на упаковку должна быть максимально тонкой. Ее абразивность должна быть минимальной, что легко определяется на ощупь.

Одной из проблем обычно являются пустоты, образующиеся внутри упаковки из-за неодинакового размера уложенных деталей. Они должны аккуратно заполняться завернутыми в бумагу строгаными брусками из отходов древесины, обрезками плит, имеющими необходимый размер, рулонами, свернутыми из отходов гофрокартона, и т. д. стекла прокладываются пузырчатой пленкой, а на поверхность отделанных фасадов наклеивается по нескольку специальных прямоугольных прокладок размером примерно 1 х 1,5 см и толщиной около 1 мм, с непачкающим липким слоем. Эти прокладки предотвращают контакт лакированной поверхности с другими деталями. фурнитура вкладывается в отдельный запаянный пакет или коробку. Важно, чтобы ее количество всегда было точным и абсолютно соответствовало необходимому для данного вида мебели.

Серьезную проблему представляет размещение внутри упаковки заднего полика мебельного изделия. Поэтому он чаще всего выполняется составным и при сборке соединяется специальными брусками или пластмассовыми планками, которые должны входить в комплект изделия.

Внутрь каждой упаковки обязательно вкладывается инструкция по сборке. Желательно, чтобы она содержала минимум текста, а последовательность сборки описывалась только рисунками, понятными и домохозяйке. Если требуется специальная инструкция по уходу за изделием, ее лучше вложить отдельно.

Упаковывание мебели разных видов

доставка мебели в собранном виде обычно производится автотранспортом (доставка вагонами после значительного повышения железнодорожных тарифов стала нерентабельной). Внутри фургона мебель раскрепляется специальными стропами, предотвращающими смещение. Она не упаковывается, а просто накрывается пленкой для защиты от пыли. Это касается как корпусной, так и мягкой мебели.

Но вне зависимости от вида транспорта, который используется для ее доставки, сегодня мебель должна отгружаться только на поддонах, чтобы исключить ручной труд при погрузке и возможные повреждения.

Отдельно следует сказать об упаковке для стульев столярных. Их не следует складывать компактно по нескольку штук, как это происходило раньше, когда они стоили удивительно дешево. Теперь, когда их стоимость значительно выросла, стулья столярные, точно так же, как и офисные стулья на металлической основе, упаковываются в индивидуальные короба из гофрокартона. Иногда попарно. При этом в качестве прокладки между их соприкасающимися поверхностями используется пузырчатая пленка.

Экология

Вывоз мусора в Европе стоит больших денег. Поэтому в каждом крупном торговом центре можно обнаружить объявление о приеме там упаковки от приобретенного товара. Это означает, что, купив мебель в разобранном виде, можно перед загрузкой ее в свой автомобиль сразу оставить упаковку в магазине или привезти туда позже.

Большое значение имеет возможность утилизации использованной упаковки. Так, на огромном количестве бумажных изделий в Европе можно увидеть знак, свидетельствующий, что этот товар изготовлен из макулатуры, а на упаковочных пленках можно заметить знак в виде треугольника из стрелок, указывающий на возможность их последующей переработки в аналогичную продукцию. Поэтому в Европе постепенно отказываются от использования упаковочных пленок на основе поливинилхлорида, при переработке которых выделяется газ, сходный с боевым отравляющим веществом − зарином.

Российские предприятия, поставляющие мебель на экспорт, должны хорошо знать все требования по утилизации упаковки и обязательно размещать на коробках с мебелью знак «две зеленые стрелки, расположенные по кругу», означающий безопасность для окружающей среды.

Где взять гофрокартон и другую упаковку?

Проблем с приобретением гофрокартона и даже с печатанием на нем логотипа сегодня не существует. Есть проблема другого рода: не все предприятия ЦБП выпускают этот материал длиной более 2 м, что часто необходимо при упаковывании мебели. Слишком дорого для мебельных предприятий и приобретение оборудования для высечки заготовок коробок различных размеров, и их рилевание − продавливание в местах последующего сгиба. Для того чтобы обеспечить стабильную поставку заготовок со специализированных предприятий, мебельщикам лучше всего заключить с ними договоры на длительный срок.

Сплошная упаковка из гофрокартона обходится дорого. Поэтому некоторые предприятия применяют комбинированную упаковку, используя гофрокартон только в виде колпаков по торцам пакета, который затем целиком упаковывается в термоусадочную пленку.

Выбор конкретной упаковки, обеспечивающей не только сохранность изделий, но и их товарный вид, привлекательный для покупателя, − результат совместного труда дизайнера, конструктора, технолога и экономиста.

в любом случае ни одному предприятию при качественном упаковывании своей продукции не обойтись без специализированного оборудования. А это означает, что пора начинать копить деньги на него и просматривать соответствующие каталоги.

Владимир КОЛОМИЙЦЕВ,
компания «МедиаТехнологии»,
по заказу журнала «ЛесПромИнформ»