Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

На заметку

Бизнес-планирование и привлечение инвестиций в деревообработке

Наверное, нет необходимости подробно повторять еще раз, что из себя представляет бизнес-план. По этому поводу было написано огромное количество статей, пособий, учебников, которые без труда можно купить в ближайшем книжном магазине. Можно лишь еще раз обратить внимание читателя на то, что в общепринятом сегодня понимании бизнес-план − документ, кратко описывающий основные экономические, технические параметры нового производства, предприятия, реконструкции и т. п.

Наполнение бизнес-плана конкретным содержанием всегда остается на усмотрение инициатора проекта, однако можно указать, что в том или ином виде бизнес-план всегда должен освещать следующие аспекты:

  1. взаимодействие будущего нового (реконструированного) предприятия с окружающей средой (имеется в виду оценка рыночной ситуации, обоснование спроса, цен на сырье и готовую продукцию, тенденции развития рыночной ситуации);
  2. необходимые организационные мероприятия (описание будущего предприятия, закупка оборудования, строительно-монтажные работы, формирование команды управления, прочие необходимые технические, организационные, управленческие действия);
  3. анализ экономической модели будущего предприятия (прогноз прибылей и убытков, форма привлечения инвестиций, расчет безубыточности, постоянных и переменных затрат и пр.).

Сегодня бизнес-план рассматривается прежде всего как инструмент привлечения инвестиций, основа для общения с будущим инвестором. Однако нельзя при этом забывать, что бизнес-план является необходимым, но дополнительным инструментом продвижения будущего проекта:

  • бизнес-план НЕ гарантирует получение инвестиций;
  • вместе с тем при отсутствии бизнес-плана какой-либо серьезный диалог с потенциальным инвестором не пойдет дальше заверений о «большой заинтересованности в проекте».

Особенности подготовки бизнес-планов и разработки экономических моделей в деревообработке

Хорошо выполненный, продуманный бизнес-план даст инициатору проекта дополнительные шансы на привлечение инвестиций. Поэтому разработку бизнес-плана следует вести с учетом особенностей, которые существуют при реализации инвестиционных проектов, связанных с деревообработкой. Постараемся выделить основные особенности в данной области.

1. Деревообработка является капиталоемким производством. Это означает, что в отличие, например, от сервисных, торговых, посреднических компаний основным механизмом создания добавленной стоимости и последующего извлечения прибыли будут являться основные средства компании. Это не означает, что необходимо расписывать в деталях технологию и оборудование будущего производства, но нужно продемонстрировать будущему инвестору следующее:

  • требуемый объем капитальных инвестиций является минимально необходимым для создания указанных основных средств, незавышенным;
  • указанные основные средства гарантированно смогут произвести расчетный объем продукции заданного качества.

2. Деревообработка является материалоемким производством. Необходимо выполнить обоснованный и грамотный расчет потока материалов (требуемых объемов сырья − древесины, связующих, прочих материалов), обосновать объемы, требуемые товарные запасы. Дополнительным плюсом будет возможность ссылки на аналогичные успешно работающие производства.

Материалоемкое производство также связано с созданием запаса сырья и готовой продукции, соответственно необходимо рассчитать требуемый объем инвестиций в оборотный капитал. Потребность в оборотном капитале может существенно повлиять на доходность инвестиционного проекта в целом. Так, увеличение срока оборачиваемости материалов на складах приводит к дополнительному оттоку средств в начальный период работы, что в свою очередь увеличивает общую потребность в инвестициях, а соответственно, снижает доходность бизнеса.

Особое внимание также следует уделить доступности, стоимости и качеству исходного сырья. Дополнительным плюсом могут служить проведенные испытания, договоры на поставку сырья, исследования местного рынка сырья.

3. Сбытовая сеть. Успешно работающее деревообрабатывающее предприятие опирается на отлаженную сеть каналов сбыта продукции. Как правило, продукция деревообработки является объектом постоянного стабильного спроса со стороны конечных и оптовых покупателей, поэтому стабильность качества, сроков поставки и цен являются одними из важнейших условий успешной деятельности.

4. Отсутствие специальных знаний у инвесторов. Если только вы не работаете напрямую со стратегическим инвестором или партнером, т. е. таким инвестором, который занят в деревообработке. Большая часть других инвесторов и кредиторов, как правило, не имеет специальных знаний по деревообрабатывающему производству. Поэтому в бизнес-плане необходимо освещать такие особенности, правила и нормы работы, которые вам могут казаться очевидными и не требующими подтверждения или разъяснений.

О привлечении инвестиций

Собственно процесс привлечения инвестиций является наиболее трудоемким и непредсказуемым. Наибольшие шансы для привлечения инвестиций будут, если вы сможете продемонстрировать некоторые, не обязательно все, из перечисленных далее аспектов:

  • вы расширяете существующее производство, у вас есть налаженная сеть поставок сырья и сбыта продукции;
  • вы вкладываете в проект собственные средства в значительном объеме, как правило, не менее 20–30% от общего объема требуемых инвестиций;
  • вы можете предоставить ликвидный залог;
  • у вас есть активы (здания, площадка в собственности или долгосрочной аренде), которые вы предоставляете в пользу реализуемого проекта;
  • у вас есть договоренности и поддержка местной администрации;
  • ваш проект достаточно хорошо проработан, включая проведенные предпроектные исследования, исследования рынков, подбор технологии, предварительные договоры на поставку оборудования и проведение СМР, предварительные договоры поставки сырья и сбыта продукции, выгодное освещение существующих преимуществ в бизнес-плане.

Собственно стратегия работы с инвестором в значительной мере зависит от степени его участия в проекте, формы финансирования (кредитное или акционерное финансирование), множества прочих факторов и вырабатывается уже на стадии начала переговоров.

Как сократить затраты на начальную проработку инвестиционного проекта

Любой инвестиционный проект начинается с предварительной проработки. Заранее понятно, что проработка инвестиционного проекта (и собственно подготовка бизнес-плана как его основной составляющей части) является достаточно длительным и дорогостоящим процессом. Инициаторы инвестиционных проектов зачастую сталкиваются с проблемой, возникающей в момент формирования инвестиционного замысла: каким образом можно сократить расходы, связанные с предварительной проработкой инвестиционного проекта?

Очевидно, что принятие инвестиционного решения возможно лишь на том этапе, когда инвестиционный проект достиг определенного уровня «зрелости». Ни сам инициатор проекта, ни привлекаемые им инвесторы или кредиторы не будут готовы вкладывать средства в инвестиционный проект (а тем более в инвестиционный проект создания промышленного производства, связанный с большим объемом капитальных затрат в основные средства) без предварительного всестороннего изучения проекта.

С учетом того, что инициатор проекта может одновременно рассматривать возможность нескольких альтернативных проектов, общая стоимость первоначальной проработки всех проектов может стать существенным препятствием для их реализации.

Как правило, наиболее часто возникающие вопросы при этом следующие:

  • какой из альтернативных путей реализации предпочесть: производство товара A, B или С;
  • ориентироваться на большую производительность и, как следствие экономии масштаба, большую прибыль на единицу продукции или меньшую производительность и меньший риск выхода на рынок, но более дорогую себестоимость за счет амортизации капзатрат;
  • как правильно оценить рынок и спрогнозировать отпускную стоимость;
  • как установить границы производственного процесса? Иными словами, какова должна быть степень готовности конечного продукта и что является исходным сырьем для его производства?

Даже минимальное количество существующих альтернатив (предположим, инициатор проекта рассматривает варианты производства товаров A или B с низкой или высокой производственной мощностью) уже превращается в проработку 6 (!) исходных документов:

  • 2 маркетинговых исследования − по обоим товарам;
  • 2 расчета варианта производства товара A − с низкой и высокой производительностью;
  • 2 аналогичных расчета производства товара B.

Даже на этом небольшом примере видно, что начальная проработка инвестиционного проекта является достаточно дорогим удовольствием, особенно если руководитель предприятия понимает, что привлечение инвестиций и принятие обоснованного и взвешенного решения возможно только при детальном и качественном анализе инвестиционного проекта.

Особую трудность при начальной проработке инвестиционного проекта составляет цена последующей ошибки: очень часто относительно небольшие сэкономленные на предварительном анализе средства могут обернуться колоссальными убытками на стадии реализации проекта.

Каким же образом можно сократить затраты на предварительную проработку инвестиционного проекта и при этом эффективно расходовать средства? Если ваша цель − получить достоверную, обоснованную информацию для принятия инвестиционного решения, подготовить документы для предоставления потенциальным инвесторам, приведенные ниже рекомендации позволят вам в несколько раз сократить бюджет проработки инвестиционного проекта.

Совет 1:
Структурируйте процесс принятия решения

Структурирование процесса принятия решения является основным механизмом снижения затрат на предварительную проработку инвестиционного проекта. Прежде чем браться за проработку нового проекта, необходимо выстроить цепочку (последовательность) действий, которые в результате приведут вас к принятию решения. Определите, на основании какой именно информации вы готовы принять решение о начале инвестиционного проекта, и выстройте цепочку получения и анализа данной информации «вверх по течению».

Например, в простейшем случае цепочка получения и анализа информации может выглядеть следующим образом:

  1. существует ли достаточный по объему рынок сбыта для новой продукции? Если ответ «Да!», то переходим к п. 2;
  2. есть ли техническая возможность организовать производство, исходя из заданных условий? Если ответ «Да!», переходим к п. 3;
  3. является ли производство при заданных условиях экономически выгодным? Если ответ «Да!», инвес­тиционный проект реализуется.

Не следует однако увлекаться излишней «детализацией» будущего исследования: помните о правиле 20/80 (20% усилий дают 80% результата. −
См. справку).

Если процесс принятия решения не структурировать, продвижение на пути к его принятию либо останавливается, либо превращается в бесконтрольную трату денег и подготовку большого количества противоречивых или невнятных документов.

Совет 2:
Бюджетирование

Определите бюджет получения ответа на каждый из поставленных вопросов. Благодаря этому вы сможете на ранней стадии отсечь варианты, дальнейшее рассмотрение которых заведомо нецелесообразно. Например, в рассмотренном выше примере у вас будут предусмотрены отдельные бюджеты для проведения маркетингового исследования, технического и экономического анализов. В случае получения отрицательного ответа в результате проведенного маркетингового исследования, у вас нет необходимости производить затраты на последующие шаги.

Кроме того, у вас будет представление о совокупном бюджете предварительного исследования.

Совет 3:
О привлечении контрагентов

Наконец, еще одним способом управления стоимостью проработки инвестиционного проекта является разумное привлечение контрагентов для начальной проработки инвестиционного проекта. Условно взаимоотношения инициатора проекта с контрагентами можно классифицировать по степени участия и количеству контрагентов при начальной проработке.

Вариант 1: привлечение нескольких специализированных организаций на различные аспекты работ. Это самый дорогостоящий (в абсолютном исчислении) вариант. Несмотря на возможное высокое качество проведения отдельных работ, основным недостатком данного способа является высокая стоимость и часто возникающая несогласованность результатов. Анализ инвестиционного проекта является итерационным процессом, т. е. совершение последующего шага может потребовать определенного пересмотра предыдущих результатов. Большое количество контрагентов затрудняет и удорожает итерационный процесс.

Вариант 2: привлечение одной специализированной организации на весь комплекс работ. Вариант менее дорогой, но при этом гарантирующий высокое качество получаемых результатов.

Привлечение одной специализированной организации позволяет избежать таких негативных моментов, как несоответствие и «накладывание» сфер ответственности исполнителей. Вследствие этого результат исследования получается более цельным, устраняются возможные разночтения и несогласованность. Этот вариант можно рекомендовать заказчикам, серьезно настроенным на реализацию инвестиционного проекта и имеющим для этого необходимые ресурсы. Кроме того, общение с одним контрагентом в рамках разработки инвестиционного проекта позволяет добиться большей гибкости в обсуждении стоимости выполняемых работ и накладывает на исполнителя дополнительную ответственность за качество и согласованность результатов, а также проведение необходимых итераций.

Вариант 3: частичное привлечение сотрудников собственной организации, привлечение консультантов на отдельные виды работ. Это наиболее экономичный вариант разработки инвестиционного проекта. При выборе подобного варианта следует заранее обсудить с сотрудниками дополнительную нагрузку и сферу ответственности привлекаемых дополнительно контрагентов. В случае, если вы не определили и не согласовали со всеми участниками (как внутри компании, так и вне ее) сферу их ответственности, будьте готовы к возможным конфликтным ситуациям.

В частности, внутренний персонал компании может быть успешно привлечен к следующим задачам:

  • первичный анализ инвестиционного проекта;
  • подбор возможных исполнителей для узкоспециализированных задач;
  • разработка бюджета предварительного инвестиционного исследования.

Вариант 4: исполнение работ исключительно силами собственной организации. Наиболее дорогой (в расчете на качество и объем полученных материалов) вариант проведения работ. Несмотря на кажущуюся доступность подобной схемы реализации, на практике часто выходит, что достигаемые результаты мало соответствуют затрачиваемым усилиям и времени и, как правило, не годятся для принятия сколько-нибудь серьезных решений или поиска инвестиций. Данный вариант не рекомендуется никому, если только вы не хотите постоянно выслушивать жалобы сотрудников на нехватку времени и объяснения, почему задание не было исполнено в срок и появились провалы в текущей работе.

Типичные ошибки при разработке бизнес-плана и привлечении инвестиций

Напоследок хотелось бы предостеречь от наиболее часто встречающихся ошибок при продвижении инвестиционных проектов.

1. Решите, готовы ли вы взяться за продвижение инвестиционного проекта. Инициатор проекта, внутренне не готовый к существенным усилиям и материальным затратам, рискует потратить большое количество своего и чужого времени без сущест­венных результатов.

2. Предоставляйте инвесторам готовые и качественные материалы. Демонстрируя потенциальному инвестору «вчерную» проработанный документ, инициатор проекта не сможет вызвать заинтересованности. У инвестора же сложится впечатление, что-либо инициатор проекта − небрежный человек, либо проект самому инициатору не особо интересен. В конце концов, каждый проект индивидуален. Раз уж проект не был реализован за последние несколько лет, то соответственно можно найти еще пару недель и доработать документ.

3. Следует с осторожностью относиться к «типовым» проектам (расчетам, бизнес-планам), которые бесплатно распространяются поставщиками оборудования. На данные проекты можно опираться, если вы рассматриваете типовое описание проекта как основу для принятия решения, интересует ли вас подобное производство в принципе или нет. Следует с осторожностью относиться к приводимым в подобных документах исходным данным и выводам, и уж тем более нельзя брать их за основу для поиска инвестиций и принятия ответственных решений. Если к вам в руки попал подобный документ, велика вероятность того, что его уже пытались предложить потенциальному инвестору.

4. Избегайте крайностей в планировании бюджета на проработку инвестиционного проекта. Обе крайности − как слишком ужатый бюджет и недостаток усилий, так и бесконтрольная трата денег на начальном этапе − вас одинаково отдалят от реализации проекта. В первом случае вы не сможете довести проект до требуемого уровня «зрелости», на котором принимается инвестиционное решение, во втором случае вы получите огромное количество отчетов, разработок и материалов, в которых утонет суть проекта.

И, наконец, помните о цене ошибки: как известно, за все приходится платить, в особенности за достоверную и качественную информацию. Недостаток усилий на проработку инвестиционного замысла или их неправильное распределение могут привести к существенным потерям на стадии реализации инвестиционного проекта.

Мирослав Валерьевич АЛЕКСЕЕВ,
генеральный директор компании
«Вуд-Инвест»,miralex@wood-invest.ru

Справка

В 1906 году итальянский экономист Вильфредо Парето создал математическую формулу, характеризующую неравный раздел в обладании богатством. В соответствии с данной формулой 20% граждан принадлежат 80% богатств. В конце 1940-х годов Джозеф м. Джуран (Joseph M. Juran) назвал данное соотношение «принципом Парето». Впоследствии многие специалисты обратили внимание на то, что практически в любой области можно наблюдать подобный феномен.

Правило 20/80 означает, что в любом процессе малое число причин (20%) жизненно важны, а 80% не оказывают существенного влияния на результат. Менеджеры проектов знают, что 20% работы (первые и последние 10%) отнимают 80% времени и ресурсов.

Правило 20/80 можно применить практически к любой сфере и знаний, начиная от науки управления и до физики:

  • 20% товарных запасов занимают 80% склада;
  • 80% товарных запасов поставляются 20% постащиков;
  • 80% объема продаж обеспечиваются 20% менеджеров по продажам;
  • 20% персонала провоцируют 80% связанных с персоналом проблем;
  • 20% персонала обеспечивают 80% вашего производства;
  • 80% времени ваши сотрудники тратят на то, что принесет 20% доходов.

Ценность правила Перато заключается в том, что эта идея позволяет вам сосредоточиться на тех 20%, которые действительно важны. Из всего, что вы делаетев течение дня, только 20% действительно важны. Из этих 20% проистекают 80% ваших будущих результатов.