Стандартизация топливной массы - основа развития рынка биотоплива
Три стадии признания научной истины: первая − это абсурд, вторая − в этом что-то есть, третья − это общеизвестно…
Эрнест Резерфорд
В статье обоснована необходимость стандартизации в России твердых видов топлива на основе биомассы, а также рассмотрены их основные теплотехнические и энергетические характеристики, оборудование и методы силового и энергетического использования подобного биотоплива.
Рис. 1. Древесные топливные гранулы
Рис. 2. Влияние размера пиролизных частиц на процесс газификации и содержание золы
Рис. 3. Деление древесного топлива на типы в зависимости от происхождения сырья
Табл. 1. Выдержки из шведского стандарта SS 187120
Рис. 4. Типы древесного топлива в зависимости от степени улучшения
Рис. 5. Технологии топливного использования биомассы
Рис. 6. Запасы древесины повторного использования
Рис. 7. Принципиальная схема газогенераторной установки транспортного типа
Рисунки смотрите в PDF-версии журнала
Всемерное развитие добычи и использования местных возобновляемых видов топлива на основе биомассы − залог устойчивого развития энергетики и залог процветания государства. Выявление любых дополнительных источников местных твердых видов топлива на основе биомассы, составление их баланса и разработка методов их энергетического и силового использования приобретают сегодня особенно важное значение для развития экономики нашего государства. Причина невостребованности биотоплива в России объясняется, с одной стороны, сравнительной обеспеченностью энергетики более распространенными видами топлива, такими как каменный уголь, топливо нефтяного происхождения и других, а с другой − отсутствием соответствующего государственного регулирования рынка традиционных ископаемых видов топлива.
Проблема биотоплива сегодня становится одной из крупных международных проблем, а вопросы стандартизации и сертификации в этой области не только чрезвычайно важны, но и являются одними из основополагающих при международной торговле биотопливом. Таким образом, особую актуальность приобретают вопросы стандартизации и сертификации твердых видов топлива на основе биомассы в России как необходимый этап зарождения и развития внутреннего рынка биотоплива.
Постановка проблемы
Рис. 1. Древесные топливные гранулы
Под термином «биомасса» обычно подразумеваются углеродосодержащие органические вещества растительного или животного происхождения − древесина, растительные остатки сельскохозяйственного производства, навоз и т. д. Часто к понятию биомассы относят и органическую часть твердых городских отходов. Сегодня биомасса является четвертым по значению видом топлива в мире, покрывая 1250 млн тонн условного топлива (у. т.), что составляет около 15% общего объема первичных энергоносителей в мире и до 45% энергоносителей в развивающихся странах. В соответствии с прогнозом Мирового энергетического совета доля биомассы к 2020 году составит от 350 до 800 млн тонн у. т., или 42–46% от общего объема ископаемого топлива в 2020 году. При этом планируется, что 30% биомассы будут использованы для производства тепла в виде твердого топлива, 12,5% − для совместного сжигания биомассы и угля, 32% − для комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Оставшиеся 25,5% биомассы, выращенной на энергетических плантациях, предполагается использовать для производства жидких и твердых моторных видов топлива. Это свидетельствует о формировании мощного мирового рынка топливной биомассы (ТБ), который представлен преимущественно биомассой древесного типа (~ 75%), травянистого типа (~ 10%) и торфом (~ 15%). Все эти виды биотоплива рассматриваются как возобновляемые, а образующийся при их сжигании углекислый газ по международным соглашениям не считается парниковым. Важно отметить, что торф, хоть его условно и относят к медленно возобновляемым видам топлива биологического происхождения, не является СО-нейтральным топливом. Возникающий при его сжигании углекислый газ считают парниковым.
Достоверные статистические данные о точном количестве различных видов биомассы и их использовании в России отсутствуют. Данные различных экспертных оценок относительно количества биомассы, доступной для получения энергии в РФ, колеблются в пределах 400–800 млн тонн у. т. / год, что создает хорошие предпосылки для занятия Россией лидирующей позиции на мировом рынке ТБ.
Придание биомассе статуса стандартизированного энергоносителя создаст экономические предпосылки для разбивки в нелесных районах РФ энергетических плантаций, или, как их еще называют, плантаций ускоренного роста. Такие плантации уже получили широкое распространение в Китае, Европе и Америке. В этом направлении были достигнуты значительные результаты по повышению интенсивности роста древесины, в том числе и методами генной инженерии.
Развитие плантаций ускоренного роста позволит в стратегическом плане решить проблемы устойчивого лесопользования и обеспечения отечественной промышленности стандартизированным биотопливом на длительную перспективу. Тем более что в соответствии с Киотским протоколом Россия дополнительно сможет продавать свои сэкономленные выбросы с более низким содержанием СО2 (известные как «горячий воздух») странам с выбросами, превышающими их целевые показатели. Потенциальные возможности дополнительного ежегодного депонирования углерода в случае полного освоения существующих лесных фондов достаточно велики. Общая площадь земель, пригодных для лесовосстановления и лесоразведения, составляет около 100 млн га, в том числе в лесном фонде до 80 млн га (не покрытые лесом и нелесные земли) и в сельском хозяйстве около 20 млн га (фонды защитного лесоразведения, облесения деградированных земель и биологической рекультивации). Отметим, что часть земель, безусловно, находится в труднодоступных районах.
Анализ основных исследований и публикаций
Рис. 6. Запасы древесины повторного использования
Масштабные и дорогостоящие исследования возможностей использования некоммерческих твердых отходов биомассы были проведены в последние годы в Швеции, Финляндии, Дании и ряде других стран. Исследования показали, что главным условием устойчивого развития рынка ТБ является установление стандартов на биотопливо как важный элемент управления производством и использования биотоплива. Стандартизация позволила США, Швеции, Германии, Финляндии и Дании в короткий срок занять лидирующие позиции в производстве и поставках ТБ на мировой рынок. Это также было обусловлено наличием в этих странах производственного опыта и опыта использования биомассы для топливных целей еще с середины прошлого века, когда только мировой парк газогенераторных автомобилей превышал 1 млн штук. Основы для разработки стандартов на биотопливо были заложены еще в середине 40‑х годов и развивались вплоть до 80‑х годов прошлого века.
Известно, что стандартизация − важный инструмент качественного контроля и управления производством, она предоставляет потенциальным потребителям техническую информацию об изделии и закрепляет основные его характеристики. Стандарт, кроме того, является гарантом стабильности качества изделия. Однако до сих пор нет никаких международных стандартов на ТБ. Создание таких международных стандартов крайне желательно, т. к. это позволит сформировать качественный рынок ТБ и защитит потребителей от некачественного товара, который сегодня не редкость на рынке. Кроме того, появление соответствующих стандартов позволило бы предприятиям, осваивающим производство ТБ, опираться на опыт, заложенный в этих стандартах, избежать многих ошибок и производить изделия, не только отвечающие главному своему предназначению − хорошей сгораемости, но и удобству транспортировки. В настоящее время только некоторые виды ТБ (древесные топливные гранулы) регламентируются национальными стандартами Австрии, Германии, Норвегии, Швеции (табл. 1) и США.
Рис. 7. Принципиальная схема газогенераторной установки транспортного
типа
С опорой на эти национальные стандарты разрабатывается общеевропейский стандарт качества твердых видов топлива на основе биомассы. В настоящий момент остро нуждаются в сертификации такие характеристики твердых видов биотоплива, как энергетическая ценность, механическая прочность и долговечность, а также соответствующие методы определения и испытания этих характеристик. Здесь важно отметить, что необходимый сортамент твердых топлив на основе биомассы и их качество не могут быть определены независимо от технологических особенностей потребляющих установок. Различные силовые и энергетические установки требуют различных топливных характеристик ТБ. Можно выделить лишь одну характеристику ТБ, одинаково важную для различных систем потребления − это долговечность, т. е. устойчивость биотоплива к разрушению и образованию пыли и мусора. Последние создают технические проблемы при сжигании / газификации и автоматической подаче топлива в силовых установках.
Объем потребления силовой или энергетической установкой твердого топлива может быть классифицирован как крупномасштабный или незначительный. Применение биотоплива в крупномасштабных энергетических установках (таких как электростанции, котельные и т. п.) и соответствующие к нему требования достаточно широко освещены в специальной литературе, и мы не будем их подробно рассматривать. Мы остановимся на специфике использования биотоплива в малотоннажных силовых и энергетических установках (мощностью до 500 кВт), суммарная потребность которых в топливе в целом сопоставима с совокупной потребностью крупнотоннажных энергоустановок.
В 2005 году общее потребление первичных энергоносителей в России составило 900 млн тонн у.т., из которых 150–200 млн тонн у.т. было использовано малотоннажными силовыми и энергетическими установками (основу которых формирует автотранспорт), 80–90 млн тонн у. т. было использовано индивидуальными системами отопления, 60–100 млн тонн у. т. − сельскохозяйственными и промышленными силовыми установками (пилорамы, фермерские насосные станции для полива и прочее).
Важным параметром стандартизации биотоплива для малотоннажных систем потребления являются геометрические размеры частиц топлива, поскольку они оказывает исключительно важное влияние не только на системы автоматического питания, но и на процессы пиролиза / газификации самой биомассы (рис. 2). На сегодняшний день это наиболее трудно стандартизируемый параметр, поскольку размеры частиц топлива изменяются при транспортировке, особенно в процессе погрузочно-разгрузочных работ и даже в течение процесса производства. Открытым остается вопрос и о стандартизации накопителей для твердого топлива на основе биомассы. Производство однородных твердых видов топлива на основе биомассы невозможно без стандартизации лесоматериалов. Очень важным является сортовой состав древесины, используемой для топливных целей, т. к. важнейшие характеристики древесного топлива определяются качеством исходного сырья. В то же время необходимо учитывать, что использование древесины в качестве биотоплива является наименее перспективным направлением. Древесина − великолепный конструкционный материал, по своему жизненному циклу максимально вписывающийся в концепцию устойчивого развития. Древесина должна максимально перерабатываться, в первую очередь в разнообразные деревянные конструкции и композитные материалы. Существующий уровень технологии позволяет перерабатывать практически любое доступное древесное сырье. Та же часть древесины, которая уже не может быть использована в технологиях глубокой переработки, собственно и является биотопливом.
Топливную биомассу древесного типа по происхождению сырья можно разделить (рис. 3) на ТБ, полученную из леса, из энергетических лесопосадок и топливо из древесины повторного использования. Если два первых типа топлива относятся к экологически безопасным, то третий (оставаясь СО-нейтральным) таковым не является. Обычно сырье третьего типа имеет пропитку, покраску и различные включения (металл, стекло, пластик и прочее), в связи с чем его переработка усложнена. Из-за включений его измельчение требует специальных дробилок. Повышаются требования к горелочному оборудованию и отходам. Таким образом, использование древесного топлива третьего типа можно скорее назвать утилизацией отходов.
Другая возможность классификации древесного топлива − по степени его улучшения (рис. 4). Неулучшенным считается топливо, при производстве которого сырье измельчается или пакетируется без изменения механических свойств. К этому виду топлива относят традиционные дрова, чурки, щепу, прессованные древесные отходы, отходы деревообработки (опилки, стружка). Типичные представители улучшенного топлива − древесные брикеты и пеллеты (древесные гранулы).
Продолжение статьи читайте в ближайшем номере журнала.
А. А. САМЫЛИН, инженер-конструктор 1-й категории
Задать свои вопросы автору вы можете по e-mail: gasgen@gmail.com