Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Выставки, семинары, конференции

Свободный конкурентный рынок для леса

В апреле этого года в Ленинградской области состоялся Региональный съезд лесоводов.

Заместитель руководителя агентства лесного хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области Сергей Морозов в начале мероприятия подвел итоги прошедшего года: «Лесные ресурсы России на сегодняшний день составляют 82 млрд м, расчетная лесосека — 565 млн м в год. Доля Северо-Западного федерального округа составляет 17%. В то же время объемы производства ЛПК в общем объеме промышленной продукции составляют всего лишь 3,2%. Если сравнить динамику доходов лесного хозяйства, то в прошедшем году относительно 2002 года они выросли почти в 2 раза и составили 28 млрд руб. Переход на долгосрочную аренду увеличил долю участков лесного фонда со сроком аренды более 5 лет до 58% (2 года назад эта цифра составляла 42%). В 2005 году наметился относительный баланс между рубками и лесовоспроизводством — 687000 и 752000 га соответственно».
Лесоводы обозначили основные проблемы и задачи правительства, решение которых намечено на ближайший год. Это повышение качест­ва услуг, увеличение доступности лесных ресурсов, борьба с нелегальными рубками, разграничение полномочий в лесоуправлении. Уже многим известно, что по ФЗ-199 с 2007 года полномочия по распределению и пользованию лесным фондом переданы субъектам. Это влечет за собой ряд проблем: разделение функций управления и хозяйственной деятельности города, вопросы рефинансирования, контроля и надзора службы Росприроднадзора.

Совершенствование системы лесопользования и лесоустройства

Ленинградская область является удобной территорией для организации и ведения всех видов лесных работ. Ресурсная база, уникальное географическое расположение, выход к морю, природные ландшафты, сильные производственные и научные кадры — вот те предпосылки, которые важны для эффективного и устойчивого развития ЛПК области. Директор Северо-Западного государственного лесоустроительного предприятия Владимир Архипов отметил, что в прошедшем году область достигла высоких показателей в ЛПК: «На протяжении последних 7 лет растут объемы заготовки древесины. Сегодня они составляют почти 9 млн м в год (наметилась динамика в сторону увеличения на 20 млн м). Область занимает первое место среди субъектов Федерации по лесному доходу. Тем не менее наметился спрос на получение участков лесного пользования в культурно-оздоровительных, спортивных и туристических целях. Истоки этой проблемы заключаются в действующем лесном законодательстве.
В ситуации арендных отношений процедура взаимодействия между арендаторами и лесными чиновниками прозрачна. Но одну большую ошибку, последствия от которой скажутся позже, мы все-таки допус­тили: мы не отработали и не обнародовали научно обоснованные принципы формирования аренды участков, выставляя их вне конкурса. Теперь лоскутное одеяло аренды не сходится. Сегодня мы начинаем ее понемногу исправлять: крупные арендаторы поглощают мелких. Необходимо формирование мощной вертикально интегрированной компании, оказывающей полный спектр сельскохозяйственных мероприятий. Такие компании станут конкурентоспособными на международном рынке, т. к. будут иметь огромный инвестиционный потенциал.
Известно, что лесопользование тесным образом связано с лесоустройством. Сегодня в России действует разрешительная система организации лесопользования. А в проекте нового Лесного кодекса предусмотрен поэтапный переход от разрешительной системы к доверительной на основе ежегодной декларации. В этом есть большой плюс: главное, что в одном пакете совмещаются не только большие права, но и адекватная ответственность. Со стороны арендаторов имеются нарекания, часто вполне обоснованные, например, на низкое и несвоевременное качество отводов. И это вполне правильно и эффективно дать возможность самому арендатору лично проверить подготовку ежегодной декларации и по результатам изменений взять на себя ответственность за окончательную редакцию.
В 2005 году на нашем предприятии была разработана, апробирована и внедрена в практику современная система дистанционного мониторинга для лесопользования. Она позволяет оперативно и достоверно определить несоответствие в различных видах деятельности лесопользования, например, несоответствие способов рубок нормативным требованиям, когда вместо сплошных выполняются несплошные рубки, или несоответствие количества рубок нормам.
Такая система позволит снизить объемы незаконных рубок до 30%, повысить общую культуру лесопользования. Но главная польза заключается в ее психологическом аспекте: люди со временем получат новые знания о существовании системы дистанционного контроля, которая уникально, с помощью материалов космической съемки, фиксирует нарушения, допущенные при осуществлении лесопользования.
В 2006 году государственной программой предусмотрено проведение работ с помощью такой системы в 18 субъектах РФ на общей площади 100 млн га, в том числе и на территории 1,5 млн га, находящейся в Ленинградской области.
За последние 15 лет в российском лесопользовании произошли фундаментальные изменения. Подходить к процессу реформирования необходимо аккуратно и ответственно. Лесной фонд находится в федеральной собственности, и необходимо сохранить государственную систему лесоустройства как эффективного инструмента по управлению лесами. Для этого нужно законодательно определить государственные функции, необходимые для устойчивого управления системой лесопользования. Должна быть проведена инвентаризация лесного фонда, разработаны основные положения по организации и ведению лесного хозяйства, объемов пользования и учета лесного фонда».
Генеральный директор ЗАО «Русский лес» Владимир Фаст согласился с предыдущим докладчиком о необходимости составления четких правил по использованию леса, которые бы исключали спорные или конфликтные вопросы: «Для решения этого вопроса нужно усилить консолидацию государственных органов и частных предприятий. Проблемы, которые сегодня возникают, прежде всего связаны с пробелами в законодательстве. Мне бы хотелось обратиться к агентству лесного хозяйства за помощью по усилению поддержки лесных компаний, чтобы в переходный период они не исчезли».

Профилактика лесных пожаров. Предотвращение незаконных рубок леса

Охрана лесов — одна из важнейших функций, возложенных на лесхозы. На 4,7 млн га лесов, находящихся в ведомстве агентства, осуществляют работу 28 лесхозов.
«В прошедшем году совместно с правоохранительными органами проведено 277 рейдов, — отметил заместитель руководителя Агентства лесного хозяйства Сергей Ердяков. — Анализ результатов по незаконным рубкам показал, что чаще всего лес рубится незаконно в восточной и западной части Ленинградской области (Бокстигорский, Сланцевский, Кингисеппский районы) — 60% от общего числа нелегальных рубок, в то время как их площадь составляет всего 18% от общей площади фонда, находящегося в ведомстве агентства. Как с этим бороться, когда функции лесной охраны переданы от лесного хозяйства к Росприроднадзору, а фактически работники лесного хозяйства продолжают выполнять работу по охране лесов от пожаров, незаконных рубок и нарушений порядка лесопользования? И все потому, что в штате Росприроднадзора числится 4 человека вместо 2500 человек. Безус­ловно, эффективность по охране лесов снизилась. Это видно по динамике соотношения количества незаконных рубок и количества выявленных нарушений (2004 год — 1107 и 308, 2005 год — 988 и 199 соответственно).
Административная реформа в части создания государственной лесной охраны в Росприроднадзоре до сих пор не дала положительных результатов. И это не их вина. Это наша общая беда. Сложилась нетерпимая ситуация по борьбе с незаконными рубками, потому что придумываются новые способы воровства леса. И противодействие лесопользователям со стороны лесного хозяйства практически сведено к нулю. Беспредельщикам противостоят практически только работники лесхозов, не имеющих соответствующих полномочий и защиты со стороны государства. Поэтому в целях повышения эффективности контроля за лесным фондом хотелось бы:

  1. обратиться к правительству облас­ти с предложением о разработке областной программы, направленной на борьбу с оборотом незаконно срубленной и заготовленной древесины;
  2. обратиться в законодательное собрание области с предложением о выходе с законодательной инициативой в Федеральное соб­рание по внесению изменений в Уголовный кодекс по части квалификаций действий, связанных с незаконной рубкой и вывозом древесины, как хищение государственного имущества;
  3. разработать на федеральном уровне системы отслеживания и хищения заготовленной древесины (от делянки до конечного потребителя);
  4. в кратчайшие сроки разрешить воп­рос об увеличении численности работников государственной лесной охраны в штате Росприроднадзора либо наделить соответствующими полномочиями лесхозы».

Обратившись к актуальному на сегодняшний день вопросу по пожароопасному сезону, С. Ердяков подчеркнул необходимость профилактики и тушения лесных пожаров: «Пожарная ситуация в 2006 году, в отличие от 2002 года, когда огнем было унич­тожено более 10000 га, стабильная. 2005 год оказался „негоримым“: на территории области зарегистрировано 305 пожаров, в результате которых было сожжено 250 га лесов.
Для профилактики большое значение имеют мероприятия, включающие противопожарное обустройство территорий лесного фонда, соответствующую агитацию и пропаганду.
В 2006 году организовано работа 81 лесной пожарно‑химической станции. Разработаны схемы маршрутов наземного патрулирования, ведется ремонт оборудования, составляются мобилизационные планы организации работ по тушению лесных пожаров. Продолжается работа по внедрению установок для дистанционного обнаружения лесных пожаров в районы области. Но для их предотвращения первостепенное значение имеет свое­временное обнаружение. И в такой ситуации большую помощь оказывают телевизионные системы. Пока они действуют в 21 лесхозе, поэтому приоритетной задачей является внедрение телесистем повсеместно.
В 2005 году были проведены 20 выборочных проверок арендуемых лесных площадей. В результате только половина имеет специализируемую технику, используемую при тушении лесных пожаров, не у всех арендаторов разработаны проекты противопожарных мероприятий на арендуемых территориях.
На сегодняшний день лесхозам требуется материально-техническая поддержка по этому вопросу, укомплектование пожарно-технических станций.
В условиях постоянно меняющегося законодательства в связи с планируемой ликвидацией лесхозов может быть разрушена система охраны лесов от пожаров. Хотелось бы решить вопрос о выделении пожарно‑химических станций из лесхозов в самостоятельные организации со статусом юридического лица с обеспечением бюджетного финансирования».
Заместитель председателя комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области Сергей Орлов выразил свое согласие с предыдущим докладчиком по поводу динамичных изменений законодательства в сфере лесного хозяйства. Его тревога связана с функционированием субъектов Федерации. На охрану лесов им выделяются так называемые субвенции. Тогда как в прошлом году из бюджета страны было выделено 6 млн рублей, из них перечислено только чуть более 3 млн.
В 2005 году их можно было бы использовать на тушение пожаров на территориях, находящихся не только в ведении Рослесхоза. Так, в Ленинградской области участки лесного фонда, которыми распоряжается не только Рослесхоз, но и другие организации (сельские лесхозы, СПБГЛТА и другие) были спасены от пожаров.
По этому поводу мы обращались в Федеральное агентство лесного хозяйства, но так и не получили ответа на вопрос: «За счет каких же средств тушить лесные пожары?».
Необходимо принятие следующих мер:

  1. разработка правового механизма, позволяющего оперативно принимать решения о добровольной передаче полномочий по тушению лесных пожаров в лесном фонде вместе с субвенциями Рослесхозу;
  2. рассмотрение вопроса об использовании средств субвенций из Федерального бюджета на тушение лесных пожаров во всем лесном фонде, расположенном на территории субъекта, а не только находящихся в ведомстве Рослесхоза;
  3. с целью реализации полномочий, находящихся в ведомстве субъекта, областью будет принято ФГУ «Ленинградское управление сельскими лесами», и на его базе созданы органы исполнительной власти с полномочиями на ведение лесного хозяйства в сельских лесах.

Один из механизмов охраны лесов, оригинальная разработка области, — «особый режим лесопользования», ограничивающий нахождение на территории лесфонда граждан с лесопилами, а также автотранспортной, лесовозной и тракторной техники. Пока такие мероприятия введены в 2 районах (Бокситогорский и Тихвинский), но необходимо их повсеместное проведение.
Учитывая вся изменения, произошедшие в законодательстве, считаю необходимым обратить внимание на следующие вопросы:

  1. вернуть функции по охране лесов в структуру Рослесхоза, оставив в ведении Росприроднадзора только функцию государственного контроля и надзора в области использования, охраны и защиты воспроизводства лесов;
  2. разработать правовое обеспечение, позволяющее возлагать функции по охране лесов на участках, переданных в долгосрочное пользование, на лесопользователей;
  3. разработать комплекс мер по борьбе с нелегальными рубками, не ограниченный конституционными рамками;
  4. провести Рослесхозом дистанционный мониторинг, в первую очередь в районах наибольших лесонарушений — Бокситогорском, Тихвинском, Сланцевском и Кингисеппском».

Лесовосстановление в Ленинградской области

Ленинградская область — регион интенсивного лесопользования. Около 60% от прироста ежегодно вырубаются.
Начальник отдела лесовосстановления агентства лесного хозяйства Олег Опарин представил на совещании статис­тику по своей отрасли: «За последние 5 лет площади, пройденные сплошными рубками, составили 103000 га. Лесовосстановление выполнено только на 70000 га. Площадь вырубок ценных древесных насаждений составила 60% от всей площади рубок и 89% от всего лесовосстановления. В среднем около 30% площади вырубок оставались под естественное заращивание.
Фонд лесокультур за 5 лет увеличился на 1600, фонд лесовосстановления — на 30000 га. Это происходит в связи со следующими факторами:

  1. ежегодное увеличение сплошных вырубок (за 5 лет почти на 4000 га);
  2. снижение объемов создания лесных культур;
  3. накопление площадей вырубок.

Считаю необходимым в этом случае разработать нормативные документы по лесопереводам.
С 2001 года увеличилась доля арендаторов в выполненных работах по лесовосстановлению на 42%. В то же время видно снижение объемов ввода молодняков с 13500 до 12000 га. Это связано с отсутствием целевого финансирования. Внедрение качественного молодняка определит эффективность лесовосстановления, качество и породный состав лесов.
Для выполнения задач по восстановлению лесопользования необходимо иметь надежную базу для удобства лесопосадочного материала. В агентстве имеются 15 питомников площадью 480 га, 4 тепличных комплекса. Ведутся работы по увеличению объемов наращивания материала с участием новейших энергосистем, которыми оборудованы теплицы. Это позволит увеличить количество всходов на несколько миллионов штук.
Существует проблема с урожаем хвойных пород. Последние годы закупка семян осуществлялась в Вологодской области. Для создания стабильности урожая необходимо снизить расход семян, увеличить объемы их выращивания. А главное, обеспечить должное финансирование лесоводческих работ».
Многие из рассмотренных выше вопросов будут подниматься и на Всероссийском съезде лесоводов.

Анастасия САЦИПЕРОВА