«Ключевые рычаги развития лесного комплекса России»
Рубрика В центре внимания
Именно под таким названием проходил объединенный круглый стол по проблемам в лесопромышленном комплексе, который состоялся в рамках VII Международного лесопромышленного форума в Санкт-Петербурге. Представители Федерального агентства лесного хозяйства, администрации области и малого бизнеса представили свои варианты решения различных проблем лесопользования в России и за рубежом. Мы расскажем вам о двух наиболее интересных и актуальных позициях.
О нелегальных рубках
О совершенствовании правоприменительной практики в целях обеспечения сохранности природной среды и экологической безопасности говорил заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства МПР РФ Михаил Дмитриевич Гиряев.
− Михаил Дмитриевич, расскажите о проблемах нелегальный рубок.
− Первая проблема связана с тем, что сегодня в экономически доступной части лесного фонда фактический расчет на лесосеку осваивается на 100%. Без значительных капиталовложений мы не сможем дальше развивать лесозаготовительное производство. Например в Вологодской области доля перестойных насаждений составляет 31%, при этом запас перестойных насаждений на одном га на 6 м3 ниже, чем запас средневозрастных насаждений. Это говорит о том, что лесной фонд деконцентрирован.
Вторая проблема − это заготовка древесины в значительных объемах силами лесхозов, которые приводят к демпинговым ценам и препятствуют развитию рыночных отношений в лесопользовании.
Третья проблема связана с несовершенством правовой базы отпуска древесины на корню и аренды участков лесного фонда, а также учета древесины при ее транспортировке. Все это способствует нелегальному обороту древесины.
Четвертая проблема связана с экономической составляющей организации лесопользования. Сегодня затраты на ведение лесного хозяйства значительно выше, чем лесной доход.
Все это значительно снижает эффективность управления лесами.
− Предпринимаются ли практические действия для решения этих проблем?
− Конечно. Вы уже слышали, что мы активно внедряем систему космического мониторинга организации лесопользования, который включает в себя проведение подготовительных работ, космическую съемку, подспутниковую аэрофотосъемку там, где есть нарушения в организации лесопользования, которые определяют специалисты. Этим занимаются независимые эксперты и организации: авиабазы, лесоустроительные предприятия, эксперты, задействованные на получении фотоснимков и дешифровке информации. Я могу привести пример: по текущим результатам мониторинга в 33 лесхозах (пять субъектов федерации) выявлено 763 тысяч м3 незаконной рубки. А по Государственной статистике в целом по России эти цифры занижены в 8 раз, что составляет 96 тысяч м3. А это несколько миллиардов рублей неустоек, которые связаны с незаконной заготовкой древесины.
В федеральном бюджете на 2006 год для нас предусмотрено 200 млн рублей. Мы планируем в 16 субъектах федерации на площади 101,2 млн га провести подобный мониторинг в активной зоне ведения лесного хозяйства и лесопромышленного производства.
− Вы можете определить основные направления, по которым нужно действовать, чтобы предотвратить нелегальные рубки?
− Да, их существует пять.
- Информационное взаимодействие между всеми уровнями государственной власти, коммерческими структурами и общественными организациями.
- Экономические механизмы: дифференциация ставок лесных платежей, увеличение собираемости лесных платежей за пользование лесным фондом и вовлечение собираемости налогов в лесном секторе.
- Экспортно-импортные отношения.
- Система администрирования. Это связано со стат. отчетностью, с соглашениями по вертикали между федеральными ведомствами, органами исполнительной власти и общественными организациями.
- Роль гражданского общества, которая сегодня актуальна, но мало эффективна. Над этим нужно работать.
− Работаете?
− Конечно! Мы сотрудничаем с общественностью, негосударственными организациями, обсуждаем подготовку важнейших решений в сфере регулирования лесных отношений. Например, по инициативе ФАЛХ с привлечением МВД, федеральной таможенной и налоговой служб, органов исполнительной власти Приморского и Хабаровского края, а также Минэкономики в течение августа была проведена работа по выявлению нарушений, связанных с нелегальными рубками. Конкретным выводом работы стал план действий. Его структура включает в себя 7 основных проблем и методов их решений.
- Отпуск древесины на корню. Эту проблему мы предлагаем решить следующим путем: коксацией лесосек в многолетней зоне по материалам лесоустройства без надзорного обследования. Это − минус 15−20% оценки лесного фонда на корню при передаче лесозаготовителям. Для этого нужно изменить нормативно-правовую базу.
- Статистическая отчетность по заготовке и вывозу древесины. Сегодня объективной цифры по этому вопросу нет. По Госстатистике мы заготавливаем 101 млн м3 ликвидной древесины, а отпускаем на корню 176 млн м3. Разница в 75 млн где-то провисает и не попадает в стат. отчетность (это некоторые лесхозы, мелкие фирмы и население, которые не подают отчетную информацию об этих заготовках). Поэтому мы в рамках администрирования платежей предлагаем ввести с 1 января 2006 года ежемесячный отчет об объемах заготовленной древесины по каждому лесопользователю.
- Межведомственное информационное взаимодействие федеральных и субъектных органов исполнительной власти, а также общественных организаций. Мы имеем базу данных по каждому лесхозу (отчет о лесосеке по каждому субъекту РФ, лесорубочные билеты, договора аренды участков лесного фонда) и планируем в эту базу данных вносить реестр лесопользователя, ежемесячные данные по фактической заготовке древесины. Эта информация будет накапливаться, а потом из каждого субъекта федерации поступать в центр, в Москву. Далее вся информация будет сосредоточатся в органах исполнительной власти, в МВД, федеральных таможенных и налоговых службах и Росприроднадзоре. С ними уже подготовлены соответствующие соглашения. Вся накопленная информация будет храниться в аналитических центрах ФАЛХ. За счет этой общей информацией мы выявим проблемы, которые есть по конкретному лесозаготовителю в конкретном субъекте РФ.
- Сертификация лесоуправления, цепи поставок древесины и лесоматериалов. Без этого перспективы организации устойчивого лесопользования и предотвращения нелегальных рубок нет. Сертификация предполагает, во-первых, подтверждение экологических, социально-экономических норм в местах заготовки древесины, во-вторых, она подтверждает легальность оборота древесины через места переработки древесины, которая поставляется на экспорт. Сегодня существует Национальный Совет по сертификации, которому предстоит огромная работа.
- Контроль налогообложения лесозаготовительных предприятий, лесхозов. На основании имеющейся информации, которая поступает в Федеральную налоговую службу, повысится качество проверки полноты сумм уплаты налогов лесопользователями и лесхозами на основе сопоставления данных статистической отчетности подготовки и вывозки древесины.
- Экспорт древесины и изделий из нее. Здесь мы предлагаем ввести коды на ВЭД на все виды экспортируемых пород (решением этой проблемы будут заниматься Министерство экономического развития и таможенная служба); изменить порядок лицензирования экспорта ценных пород; разработать перечень стратегически важных сырьевых товаров, включающих в себя лесоматериалы; изменить порядок расчета и установления индекативных цен на древесину в части определения их федеральным органом исполнительной власти (Минпромэнерго, Минэкономразвития), а не общественной организацией, которой сегодня проблема и определяется; подготовить предложения по изменению таможенного законодательства РФ, в частности, введение товарно-транспортной накладной на перевозку древесины и изделий из нее и копию лесорубочного билета; разработать единый стандарт для оценки объемов лесоматериалов, применяемых как на внутреннем рынке, так и при поставке древесины на экспорт.
- Транспортировка древесины. Об этой проблеме было сказано выше.
В связи с этим я хочу обратиться ко всем организациям, которые будут задействованы в реализации нашего плана действий, что мы готовы к плодотворному сотрудничеству!
О взаимоотношениях частного сектора и государства
Сегодня все чаще поднимается вопрос о взаимоотношениях частного сектора и государства в лесоуправлении. Об их динамике и перспективах рассказал директор по развитию лесопромышленных производств ЗАО «Илим Палп» Дмитрий Дмитриевич Чуйко.
− Существуют ли какие-то общие моменты во взаимоотношениях власти и бизнеса?
− Да, в получении максимальной прибыли и соответствующих отчислений в бюджет на создание экономически устойчивого, экологически обоснованного и социально справедливого комплекса. Эти отношения должны строиться на основе реализации конституционных гарантий, принципов права собственности в хозяйственной деятельности, на признании субъектов в отношениях «государство − гражданское общество − частный сектор». При этом роли частного сектора и государства распределяются соответствующим образом: частный сектор − главный ускоритель развития лесного хозяйства, его интересы сводятся к получению максимальной прибыли, поддержанию и расширению рынков сбыта лесной продукции. Государство же, как собственник лесных ресурсов, совершенствует область нормативно-правового регулирования, используя охрану и воспроизводство лесов. Государство заинтересовано в развитии лесоотрасли.
− Определите, пожалуйста, функции государства и бизнеса.
− В области нормативно-правового регулирования использования охраны и воспроизводства лесов функция государства − разработка и утверждение нормативных актов, регламентирующих пользование, охрану и воспроизводство лесов. Несомненно, эта задача выполняется недостаточно оперативно: не учитываются современные технологии лесозаготовительных и лесохозяйственных работ. Приведу пример из опыта работы нашей компании. Мы активно используем импортную многооперационную лесозаготовительную технику и столкнулись с тем, что ее использование нарушает установленные правила лесопользования РФ. Если твердо следовать букве закона, то эти машины не могут работать в РФ. Мы вынуждены решать этот вопрос на локальном уровне, обходным путем, используя личные отношения. Говорим мы об этом третий год. Все видят, что вопрос не решен, все говорят, что надо его решать, а воз и ныне там.
Еще одна функция − составление перечня особо защитных участков лесов, признаков и нормативов их выделения. Здесь также есть свои проблемы.
В области управления лесным фондом функция государства − установление ставки платы на древесину, отпускаемую на корню, а также с повышенного пользования лесом. К сожалению, нет четкого подхода к принципу формирования ставок. Только в этом году они менялись несколько раз. Возможно, для кого-то это не имеет принципиального значения, но если корпорация в год перерабатывает 13 млн м3 древесины и заготавливает 8 млн м3, то, формируя финансовый бюджет на следующий год, нужно понимать, в какой мере эти ставки будут изменяться, какую сумму нужно закладывать в бюджет.
Следующая функция − организация и предоставление гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде РФ и о его использовании. В этом направлении я вижу положительный прорыв. Здесь существует и космический мониторинг, и жесткая позиция ФАЛХ по отношению к собственным ведомствам, допускающим массовые нарушения правил.
Еще одна немаловажная функция − организация лесоустройства. Объем от проводимых ежегодно ресурсостроительных работ не соответствует потребностям ЛПК. Мы считаем, что здесь ситуацию нужно ломать коренным образом. Этот вопрос нужно обдумать и с экологической, и с социальной, и с политической точки зрения. Нельзя выставлять на аукцион по всевозрастающей цене участки лесного фонда, если к ним не приложен пакет документов, который актуализирует все данные по конкретному участку фонда.
Ключевая же функция бизнеса − участие в разработке проектно-нормативных актов ЛПК. И здесь мы неизбежно выходим на проект Лесного кодекса РФ. Прошло пять месяцев после принятия Госдумой в первом чтении проекта. Общество так и не получило ответов, какие из позиций, вызвавших отрицательную реакцию лесопромышленного общества, вычеркнуты из проекта Лесного кодекса и не будут больше упоминаться? Какие, наоборот, за эти 5 месяцев включены. Вряд ли за оставшееся время (предложения по усовершенствованию кодекса можно вносить до 28 октября) что-то изменится. Я не хочу критиковать. Могу сказать лишь, что мы − специалисты компании «Илим Палп» и эксперты, которых мы пригласили к сотрудничеству, внимательным образом проанализировали почти 6 тысяч поправок, замечаний и предложений, которые прозвучали за последний год на всех уровнях по отношению к составлению Лесного кодекса. Примерно 60% из них представляли собой непонятные, не четко располагающие к действиям предложения. Но более 2000 имели конкретное назначение. Мы обобщили эти предложения по 20 концептуальным выводам, выработали их редакцию и внесли в проект Лесного кодекса. В итоге мы получили принципиально иной результат, гораздо более близкий к тому, чего ждут специалисты в лесном хозяйстве от кодекса. Мы разослали документ в 48 точек лесной промышленности, где должны с наибольшим интересом отнестись к процессу работы. Кроме этого, сегодня на Форуме у меня буквально из рук вырывали еще 10 экземпляров для работы. Мы обращаемся к их получателям: нам важно понять, в том ли направлении документ корректируется, есть ли смысл обратиться к авторам проекта с просьбой или даже требованием учесть их, заложить в проект Лесного кодекса во втором чтении и доработать документ так, чтобы не стыдно было исполнять.
− А входит ли в обязанности государства поддерживать инвестиционный климат в лесном хозяйстве?
− Дело в том, что сегодня государство почти не создает условий для привлечения финансов в ЛПК, точнее стимулов для такого привлечения (исходя из стратегических долговременных целей развития комплекса), хотя такая функция, как участие в создании благоприятных условий для эффективного развитии ЛПК у государства есть. Если учесть, что срок окупаемости природы ЛПК 18−20 лет, несомненно, существует потребность во вложениях. Это миллиард долларов, немалые деньги. Поэтому процесс, стимулирующий вложения, необходим. К сожалению, сегодня внятной политики, показывающей намерения государства по осуществлению стимулирующих действий, нет.
Анастасия САЦИПЕРОВА