Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

В центре внимания

«Ключевые рычаги развития лесного комплекса России»

Рубрика В центре внимания

Именно под таким названием проходил объединенный круглый стол по проблемам в лесопромышленном комплексе, который состоялся в рамках VII Международного лесопромышленного форума в Санкт-Петербурге. Представители Федерального агентства лесного хозяйства, администрации области и малого бизнеса представили свои варианты решения различных проблем лесопользования в России и за рубежом. Мы расскажем вам о двух наиболее интересных и актуальных позициях.

О нелегальных рубках

О совершенствовании правоприменительной практики в целях обеспечения сохранности природной среды и экологической безопасности говорил заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства МПР РФ Михаил Дмитриевич Гиряев.

− Михаил Дмитриевич, расскажите о проблемах нелегальный рубок.

− Первая проблема связана с тем, что сегодня в экономически доступной части лесного фонда фактический расчет на лесосеку осваивается на 100%. Без значительных капиталовложений мы не сможем дальше развивать лесозаготовительное производство. Например в Вологодской области доля перестойных насаждений составляет 31%, при этом запас перестойных насаждений на одном га на 6 м3 ниже, чем запас средневозрастных насаждений. Это говорит о том, что лесной фонд деконцентрирован.

Вторая проблема − это заготовка древесины в значительных объемах силами лесхозов, которые приводят к демпинговым ценам и препятствуют развитию рыночных отношений в лесопользовании.

Третья проблема связана с несовершенством правовой базы отпуска древесины на корню и аренды участков лесного фонда, а также учета древесины при ее транспортировке. Все это способствует нелегальному обороту древесины.

Четвертая проблема связана с экономической составляющей организации лесопользования. Сегодня затраты на ведение лесного хозяйства значительно выше, чем лесной доход.

Все это значительно снижает эффективность управления лесами.

− Предпринимаются ли практические действия для решения этих проблем?

− Конечно. Вы уже слышали, что мы активно внедряем систему космического мониторинга организации лесопользования, который включает в себя проведение подготовительных работ, космическую съемку, подспутниковую аэрофотосъемку там, где есть нарушения в организации лесопользования, которые определяют специалисты. Этим занимаются независимые эксперты и организации: авиабазы, лесоустроительные предприятия, эксперты, задействованные на получении фотоснимков и дешифровке информации. Я могу привести пример: по текущим результатам мониторинга в 33 лесхозах (пять субъектов федерации) выявлено 763 тысяч м3 незаконной рубки. А по Государственной статистике в целом по России эти цифры занижены в 8 раз, что составляет 96 тысяч м3. А это несколько миллиардов рублей неустоек, которые связаны с незаконной заготовкой древесины.

В федеральном бюджете на 2006 год для нас предусмотрено 200 млн рублей. Мы планируем в 16 субъектах федерации на площади 101,2 млн га провести подобный мониторинг в активной зоне ведения лесного хозяйства и лесопромышленного производства.

− Вы можете определить основные направления, по которым нужно действовать, чтобы предотвратить нелегальные рубки?

− Да, их существует пять.

  1. Информационное взаимодействие между всеми уровнями государственной власти, коммерческими структурами и общественными организациями.
  2. Экономические механизмы: дифференциация ставок лесных платежей, увеличение собираемости лесных платежей за пользование лесным фондом и вовлечение собираемости налогов в лесном секторе.
  3. Экспортно-импортные отношения.
  4. Система администрирования. Это связано со стат. отчетностью, с соглашениями по вертикали между федеральными ведомствами, органами исполнительной власти и общественными организациями.
  5. Роль гражданского общества, которая сегодня актуальна, но мало эффективна. Над этим нужно работать.

− Работаете?

− Конечно! Мы сотрудничаем с общественностью, негосударственными организациями, обсуждаем подготовку важнейших решений в сфере регулирования лесных отношений. Например, по инициативе ФАЛХ с привлечением МВД, федеральной таможенной и налоговой служб, органов исполнительной власти Приморского и Хабаровского края, а также Минэкономики в течение августа была проведена работа по выявлению нарушений, связанных с нелегальными рубками. Конкретным выводом работы стал план действий. Его структура включает в себя 7 основных проблем и методов их решений.

  1. Отпуск древесины на корню. Эту проблему мы предлагаем решить следующим путем: коксацией лесосек в многолетней зоне по материалам лесоустройства без надзорного обследования. Это − минус 15−20% оценки лесного фонда на корню при передаче лесозаготовителям. Для этого нужно изменить нормативно-правовую базу.
  2. Статистическая отчетность по заготовке и вывозу древесины. Сегодня объективной цифры по этому вопросу нет. По Госстатистике мы заготавливаем 101 млн м3 ликвидной древесины, а отпускаем на корню 176 млн м3. Разница в 75 млн где-то провисает и не попадает в стат. отчетность (это некоторые лесхозы, мелкие фирмы и население, которые не подают отчетную информацию об этих заготовках). Поэтому мы в рамках администрирования платежей предлагаем ввести с 1 января 2006 года ежемесячный отчет об объемах заготовленной древесины по каждому лесопользователю.
  3. Межведомственное информационное взаимодействие федеральных и субъектных органов исполнительной власти, а также общественных организаций. Мы имеем базу данных по каждому лесхозу (отчет о лесосеке по каждому субъекту РФ, лесорубочные билеты, договора аренды участков лесного фонда) и планируем в эту базу данных вносить реестр лесопользователя, ежемесячные данные по фактической заготовке древесины. Эта информация будет накапливаться, а потом из каждого субъекта федерации поступать в центр, в Москву. Далее вся информация будет сосредоточатся в органах исполнительной власти, в МВД, федеральных таможенных и налоговых службах и Росприроднадзоре. С ними уже подготовлены соответствующие соглашения. Вся накопленная информация будет храниться в аналитических центрах ФАЛХ. За счет этой общей информацией мы выявим проблемы, которые есть по конкретному лесозаготовителю в конкретном субъекте РФ.
  4. Сертификация лесоуправления, цепи поставок древесины и лесоматериалов. Без этого перспективы организации устойчивого лесопользования и предотвращения нелегальных рубок нет. Сертификация предполагает, во-первых, подтверждение экологических, социально-экономических норм в местах заготовки древесины, во-вторых, она подтверждает легальность оборота древесины через места переработки древесины, которая поставляется на экспорт. Сегодня существует Национальный Совет по сертификации, которому предстоит огромная работа.
  5. Контроль налогообложения лесозаготовительных предприятий, лесхозов. На основании имеющейся информации, которая поступает в Федеральную налоговую службу, повысится качество проверки полноты сумм уплаты налогов лесопользователями и лесхозами на основе сопоставления данных статистической отчетности подготовки и вывозки древесины.
  6. Экспорт древесины и изделий из нее. Здесь мы предлагаем ввести коды на ВЭД на все виды экспортируемых пород (решением этой проблемы будут заниматься Министерство экономического развития и таможенная служба); изменить порядок лицензирования экспорта ценных пород; разработать перечень стратегически важных сырьевых товаров, включающих в себя лесоматериалы; изменить порядок расчета и установления индекативных цен на древесину в части определения их федеральным органом исполнительной власти (Минпромэнерго, Минэкономразвития), а не общественной организацией, которой сегодня проблема и определяется; подготовить предложения по изменению таможенного законодательства РФ, в частности, введение товарно-транспортной накладной на перевозку древесины и изделий из нее и копию лесорубочного билета; разработать единый стандарт для оценки объемов лесоматериалов, применяемых как на внутреннем рынке, так и при поставке древесины на экспорт.
  7. Транспортировка древесины. Об этой проблеме было сказано выше.

В связи с этим я хочу обратиться ко всем организациям, которые будут задействованы в реализации нашего плана действий, что мы готовы к плодотворному сотрудничеству!

О взаимоотношениях частного сектора и государства

Сегодня все чаще поднимается вопрос о взаимоотношениях частного сектора и государства в лесоуправлении. Об их динамике и перспективах рассказал директор по развитию лесопромышленных производств ЗАО «Илим Палп» Дмитрий Дмитриевич Чуйко.

− Существуют ли какие-то общие моменты во взаимоотношениях власти и бизнеса?

− Да, в получении максимальной прибыли и соответствующих отчислений в бюджет на создание экономически устойчивого, экологически обоснованного и социально справедливого комплекса. Эти отношения должны строиться на основе реализации конституционных гарантий, принципов права собственности в хозяйственной деятельности, на признании субъектов в отношениях «государство − гражданское общест­во − частный сектор». При этом роли частного сектора и государства распределяются соответствующим образом: частный сектор − главный ускоритель развития лесного хозяйства, его интересы сводятся к получению максимальной прибыли, поддержанию и расширению рынков сбыта лесной продукции. Государство же, как собственник лесных ресурсов, совершенствует область нормативно-правового регулирования, используя охрану и воспроизводство лесов. Государство заинтересовано в развитии лесоотрасли.

− Определите, пожалуйста, функции государства и бизнеса.

− В области нормативно-правового регулирования использования охраны и воспроизводства лесов функция государства − разработка и утверждение нормативных актов, регламентирующих пользование, охрану и воспроизводство лесов. Несомненно, эта задача выполняется недостаточно оперативно: не учитываются современные технологии лесозаготовительных и лесохозяйственных работ. Приведу пример из опыта работы нашей компании. Мы активно используем импортную многооперационную лесозаготовительную технику и столкнулись с тем, что ее использование нарушает установленные правила лесопользования РФ. Если твердо следовать букве закона, то эти машины не могут работать в РФ. Мы вынуждены решать этот вопрос на локальном уровне, обходным путем, используя личные отношения. Говорим мы об этом третий год. Все видят, что вопрос не решен, все говорят, что надо его решать, а воз и ныне там.

Еще одна функция − составление перечня особо защитных участков лесов, признаков и нормативов их выделения. Здесь также есть свои проблемы.

В области управления лесным фондом функция государства − установление ставки платы на древесину, отпускаемую на корню, а также с повышенного пользования лесом. К сожалению, нет четкого подхода к принципу формирования ставок. Только в этом году они менялись несколько раз. Возможно, для кого-то это не имеет принципиального значения, но если корпорация в год перерабатывает 13 млн м3 древесины и заготавливает 8 млн м3, то, формируя финансовый бюджет на следующий год, нужно понимать, в какой мере эти ставки будут изменяться, какую сумму нужно закладывать в бюджет.

Следующая функция − организация и предоставление гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде РФ и о его использовании. В этом направлении я вижу положительный прорыв. Здесь существует и космический мониторинг, и жесткая позиция ФАЛХ по отношению к собственным ведомствам, допускающим массовые нарушения правил.

Еще одна немаловажная функция − организация лесоустройства. Объем от проводимых ежегодно ресурсостроительных работ не соответствует потребностям ЛПК. Мы считаем, что здесь ситуацию нужно ломать коренным образом. Этот вопрос нужно обдумать и с экологической, и с социальной, и с политической точки зрения. Нельзя выставлять на аукцион по всевозрастающей цене участки лесного фонда, если к ним не приложен пакет документов, который актуализирует все данные по конкретному участку фонда.

Ключевая же функция бизнеса − участие в разработке проектно-нормативных актов ЛПК. И здесь мы неизбежно выходим на проект Лесного кодекса РФ. Прошло пять месяцев после принятия Госдумой в первом чтении проекта. Общество так и не получило ответов, какие из позиций, вызвавших отрицательную реакцию лесопромышленного общества, вычеркнуты из проекта Лесного кодекса и не будут больше упоминаться? Какие, наоборот, за эти 5 месяцев включены. Вряд ли за оставшееся время (предложения по усовершенствованию кодекса можно вносить до 28 октября) что-то изменится. Я не хочу критиковать. Могу сказать лишь, что мы − специалисты компании «Илим Палп» и эксперты, которых мы пригласили к сотрудничеству, внимательным образом проанализировали почти 6 тысяч поправок, замечаний и предложений, которые прозвучали за последний год на всех уровнях по отношению к составлению Лесного кодекса. Примерно 60% из них представляли собой непонятные, не четко располагающие к действиям предложения. Но более 2000 имели конкретное назначение. Мы обобщили эти предложения по 20 концептуальным выводам, выработали их редакцию и внесли в проект Лесного кодекса. В итоге мы получили принципиально иной результат, гораздо более близкий к тому, чего ждут специалисты в лесном хозяйстве от кодекса. Мы разослали документ в 48 точек лесной промышленности, где должны с наибольшим интересом отнестись к процессу работы. Кроме этого, сегодня на Форуме у меня буквально из рук вырывали еще 10 экземпляров для работы. Мы обращаемся к их получателям: нам важно понять, в том ли направлении документ корректируется, есть ли смысл обратиться к авторам проекта с просьбой или даже требованием учесть их, заложить в проект Лесного кодекса во втором чтении и доработать документ так, чтобы не стыдно было исполнять.

− А входит ли в обязанности государства поддерживать инвестиционный климат в лесном хозяйстве?

− Дело в том, что сегодня государство почти не создает условий для привлечения финансов в ЛПК, точнее стимулов для такого привлечения (исходя из стратегических долговременных целей развития комплекса), хотя такая функция, как участие в создании благоприятных условий для эффективного развитии ЛПК у государства есть. Если учесть, что срок окупаемости природы ЛПК 18−20 лет, несомненно, существует потребность во вложениях. Это миллиард долларов, немалые деньги. Поэтому процесс, стимулирующий вложения, необходим. К сожалению, сегодня внятной политики, показывающей намерения государства по осуществлению стимулирующих действий, нет.

Анастасия САЦИПЕРОВА