Мы отстаиваем национальные интересы России!
Рубрика В центре внимания
23 сентября в Пресненском суде слушалось дело, инициированное гражданами и общественными организациями из-за отказа Правительства РФ опубликовать проект Лесного кодекса и организовать его всенародное обсуждение. Суд отклонил ходатайство представителя Правительства о прекращении дела. В связи с тем, что к делу приобщено много новых документов, судебное заседание отложено до 27 октября 2005 года. Между тем, срок внесения поправок в Государственную Думу продлен до 28 октября. А второе чтение проекта ЛК РФ, по информации Комитета по природным ресурсам и природопользованию, планируется в ноябре…
Лесная «приХватизация»?
18 мая 2005 г. в приемную Государственной Думы на имя руководителей фракций и каждого депутата поступили коллективные обращения, подписанные 7,5 тысячами граждан, с едиными правовыми требованиями: принять решение о всенародном обсуждении проекта Лесного кодекса; отменить решение о направлении проекта Лесного кодекса на рассмотрение в первом чтении; возвратить проект Правительству РФ. На данный момент количество обращений составляет более 11 тысяч.
Изменения лесного законодательства, заложенные в законопроекте, непосредственно затрагивают права всех граждан России, их нынешних и будущих поколений. В соответствии с ч. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. 1-П: «Лесной фонд является публичным достоянием многонационального народа России и является государственной собственностью особого рода, имеющей специальный правовой режим».
По действующему законодательству лесные земли изъяты из гражданского оборота. Положения нового законопроекта закрепляют возможность частной собственности на эти земли иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства. Лесные правоотношения в первую очередь рассматриваются как имущественные, связанные с оборотом лесных земель. Лесные земли рассматриваются как недвижимое имущество, товар, подчиняющийся законам рынка.
Происходящий в Государственной Думе процесс «доработки» проекта Лесного кодекса имеет целью спасти и протащить любой ценой концепцию, базирующуюся на праве частной собственности на лесной фонд. Формальное отсутствие в проекте положений о возможности приватизации, продажи лесных земель не исключает этого путем применения Гражданского и Земельного законодательства, а также ФЗ «Об обороте лесных земель», на который имеется множество ссылок. Проект не случайно закрепляет лишь возможность иметь в частной собственности земли лесного фонда, не указывая механизма их передачи из государственной собственности в частную. Этот ход направлен на усыпление общественного мнения и уже применялся при принятии Земельного кодекса РФ.
Концепция всего проекта основывается на статьях 2, 4, 42. Они закрепляют право частной собственности на лесные земли, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, превращают леса в товар, а лесные правоотношения в имущественные, регулируемые Гражданским кодексом. Таким образом, лесные земли вводятся в гражданский оборот, который в настоящее время запрещен. Данные статьи разработчики оставляют неизменными, что делает бессмысленными какие-либо поправки и доработки, поскольку сохранение базовых статей обуславливает все содержание кодекса.
Если принять Лесной кодекс в концепции, предлагаемой Правительством РФ, экономические, экологические и социальные последствия могут быть непредсказуемыми. Формально разработанный для развития и стимулирования лесной отрасли, в действительности проект направлен на уничтожение отечественного лесопромышленного комплекса. По мнению д. э. н. Н. Бурдина (ОАО «НИПИЭИлеспром»), новый Лесной кодекс в таком виде не только не решит проблему устойчивого лесопользования, но и будет способствовать углублению сырьевой ориентации экспорта, осуществляемого в интересах иностранных компаний Финляндии, Китая и других стран.
Никакой общественный или государственный контроль за использованием леса, являющегося недвижимым имуществом конкретного собственника невозможен, поскольку его права защищены не только Гражданским кодексом РФ, но и Конституцией. Еще сложнее контролировать использование лесных земель, находящихся в собственности иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства. Закрепление в проекте Лесного кодекса права иностранных компаний и граждан иметь в частной собственности лесные земли создает реальную угрозу суверенитету России. Не случайно в Канаде и США законодательно запрещено право собственности на лесные земли иностранных граждан.
Последствия принятия этого законопроекта по своей значимости для граждан и государства сравнимы с последствиями приватизации основных средств производства.
Вторым этапом планируется принятие закона «Об обороте лесных земель». Не трудно догадаться, в этом законе будут уже четко сформулированы конкретные положения о распродаже лесного фонда. Президенту РФ направлены обращения более 10000 граждан с требованиями не менять концепцию лесных правоотношений в России. Воля народа, выраженная в главном требовании не допустить принятия такого законопроекта, опубликовать и организовать его всенародное обсуждение, проигнорирована и гарантом Конституции.
В официальном заключении на проект Лесного кодекса от 27 мая 2005 г. Президент РФ одобрил проект с концепцией введения права частной собственности на леса России, в том числе и право собственности иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства. По мнению Президента, в связи с введением права частной собственности необходимо лишь урегулировать порядок ограничения собственниками права граждан России на пребывание в лесах. Кроме того, Президент считает, что приостанавливать хозяйственную деятельность коммерческих структур следует не на основании решения уполномоченного органа государственной власти, а по решению суда.
К слову сказать, в отношении граждан подобных замечаний нет, а ведь проект, предусматривая несудебный порядок запретов на пребывание в лесах, допускает лишь судебный порядок для обжалования гражданами этих запретов. Президент полностью одобрил положения о превращении лесов России в недвижимое имущество − товар, подчиняющийся законам рынка. По сути, замечания и заключения направлены на усиление защиты права частной собственности, что приведет к нарушению прав большинства граждан России.
Выдержки из заключения от 27 мая 2005 года
»Не оспаривая законопроект в целом…
…учитывая предполагаемое введение частной собственности на леса, недопустима неопределенность в вопросе ограничения прав граждан на пребывание в лесу…
…не решена проблема собственности… Необходимо отметить, что статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит лес к недвижимому имуществу. Законопроект следует привести в соответствие с гражданским законодательством…
…представляется, что приостановление соответствующей хозяйственной деятельности должно осуществляться не в административном, а в судебном порядке…».
Информация некоторых проправительственных общественных организаций о том, что Президент отклонил проект Лесного кодекса, преследует цель − дезинформировать граждан, чтобы их успокоить.
Судебная эпопея
14 апреля 2005 г. в Пресненский суд Москвы обратились граждане и организации из разных регионов России, чтобы оспорить действия Правительства, отказавшего гражданам России не только в опубликовании проекта нового Лесного кодекса, но и в предоставлении любой информации о разработке Лесного кодекса РФ. Это − нарушение статьи 24 Конституции РФ.
Приняв дело к производству в апреле 2005 года, 25 июля 2005 года при отсутствии правовых оснований, по ходатайству Правительства РФ судья Пресненского суда г. Москвы Е. В. Литвиненко незаконно прекратила производство по делу. Действия судьи нарушают положение статьи 120 Конституции РФ, закрепляющей принцип независимости судей и подчинения только Конституции РФ и федеральному законодательству. Решение суда о прекращении дела попирает и гарантированное статьей 46 Конституции право граждан России на судебную защиту и отдельно закрепленное право на обжалование действий, бездействия и решений органов государственной власти, нарушающих права и свободы граждан.
То же самое заявление от другой группы граждан и общественных организаций принято судьей Пресненского суда Т. А. Печениной. 23 сентября состоялось первое судебное заседание. Суд отклонил ходатайство представителя Правительства РФ о прекращении дела. В связи с тем, что к делу приобщено много новых документов, оно отложено до 27 октября.
В настоящее время, когда приближается время второго чтения Лесного кодекса в Государственной Думе, особенно необходимы самые активные правовые действия в защиту конституционных прав граждан России и ее государственных интересов.
В июле 2005 года 103 депутата Государственной Думы РФ направили Президенту обращение с предложениями возвратить проект Лесного кодекса Правительству и разработать его с учетом требований граждан. Позиция депутатов полностью совпадает с требованиями граждан. Совет Федерации рекомендовал Государственной Думе организовать всенародное обсуждение проекта Лесного кодекса.
15 сентября 2005 года Комитет по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Торгово-промышленной палаты РФ дал отрицательную оценку проекту Лесного кодекса: «Предложенный Правительством Российской Федерации проект по форме отражает требования проводимой в стране административной реформы, но его содержание не учитывает специфики лесных отношений и на практике приведет к экономическим потерям для государства, росту социальной напряженности в лесных поселках и негативным экологическим последствиям. Принятие нового Лесного кодекса без учета мнения делового лесного сообщества ведет к переделу лесной собственности и разрушению структуры управления государственными лесами». По итогам заседания принято решение обратиться в Государственную Думу РФ с просьбой вернуть проект нового Лесного кодекса Российской Федерации и проект Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на рассмотрение в первом чтении с целью их отклонения.
Готовится еще два судебных дела: 1) по обжалованию бездействия высших должностных лиц Государственной Думы, игнорирующих требования граждан о всенародном обсуждении проекта Лесного кодекса РФ; 2) по обжалованию решения Совета Государственной Думы о направлении антиконституционного законопроекта (проекта Лесного кодекса) на первое чтение.
Совет Федерации РФ занимает активную позицию по защите прав граждан и национальных интересов при оценке проекта Лесного кодекса. В Совете Федерации прошло несколько круглых столов и рабочих встреч, итогами которых явились конкретные предложения серьезно переработать проект Лесного кодекса. Одним из главных предложений является организация всенародного обсуждения законопроекта.
Для граждан судебная защита − наиболее реальный и эффективный механизм влияния на действия и решения власти, нарушающей конституционные права. В суде находятся два судебных дела, готовятся еще два, направляются обращения и запросы на информацию в Государственную Думу, Совет Федерации, Президенту.
Весь груз правовой работы несут на себе только адвокат и помощник, работающие без финансовой поддержки. Подписи собирают маленькие региональные организации различных направлений (Костромское областное экологическое движение «Во имя жизни», Региональная общественная организация «Звенящие кедры России», Региональная общественная организация Экологический клуб «Улукиткан», Алтайская региональная общественная организация кумандинцев «Исток», Пермская гражданская палата, Комитет солдатских матерей Костромы, Костромское дворянское собрание, региональные организации коренных малочисленных народов, региональные экологические организации, детские организации, школы, библиотеки).
Под правовыми документами по проекту Лесного кодекса уже собрано 11 тысяч подписей. Эти люди защищают интересы всего общества, а его наиболее состоятельная и дееспособная часть − крупные общественные организации, лесопромышленный комплекс, средний и малый бизнес − находится в позиции стороннего наблюдателя. У граждан достаточно сил для защиты природных ресурсов России как общественного достояния нынешних и будущих поколений российского народа. Конституция РФ и действующее законодательство − надежная правовая база. Нам необходимо объединить усилия и возможности всех слоев общества и отстоять национальные интересы России.
Нам необходима любая, в том числе финансовая, помощь и поддержка. Приглашаем добровольцев для подготовки, распространения правовых документов, подготовки судебного дела и участия в нем. Особая благодарность Благотворительному фонду «Центр охраны дикой природы» за техническую и информационную поддержку.
Ольга ЯКОВЛЕВА, член Московской областной коллегии адвокатов, почетный адвокат России
Граждане, готовые к реальным правовым действиям в защиту своих прав на леса как общественное достояние, могут получить подробную информацию по адресу:
117312, г. Москва,
ул. Вавилова, 41, офис 2,
«Право на жизнь».
Наши телефоны:
8-(095) − 124-50-22,
394-25-22, 344-57-78,
e-mail: law@biodiversity.ru
сайт: www.biodiversity.ru