Повышение эффективности лесозаготовительного производства
За последние годы, по данным официальной статистики, лесозаготовительная отрасль перешла в разряд убыточных. Более половины предприятий лесозаготовительного профиля имеют среднюю рентабельностью (-10%), и наблюдается тенденция к снижению этого показателя. На снижение рентабельности влияет повышение издержек производства, вызванное опережающим ростом цен на потребляемые топливно-энергетические ресурсы, железнодорожные перевозки, попенную плату, лесозаготовительные машины и оборудование, а также увеличение расстояния вывозки и сверхнормативный износ оборудования.
Немаловажную роль в формировании рентабельности предприятия играет организация производственного процесса. На практике это обычно видно при замене изношенного оборудования на новое. Как правило, эта замена осуществляется по двум схемам. Убыточные и низко рентабельные предприятия предпочитают заменять отдельные изношенные машины на аналогичные, а критерием выбора является цена. Предприятия, не стесненные средствами, стараются закупать лесозаготовительные комплексы зарубежного производства. При этом не принимаются в расчет условия будущей эксплуатации приобретаемой техники: характеристики лесосырьевой базы, рельефные и почвенно-грунтовые условия, наличие ремонтной базы и квалифицированных кадров. Этому способствует порой недобросовестная реклама: продавцы техники иногда умалчивают об эффективных областях применения продаваемых машин.
Специалисты ОАО «ЦНИИМЭ», имеющие большой опыт в разработке и испытаниях лесозаготовительной техники, знают, как влияет правильный выбор машин, поставленный в зависимость от условий эксплуатации, на их производительность, долговечность и экономичность в работе. Поэтому мы решили обобщить накопленный годами научный и практический опыт эксплуатации отечественной и зарубежной лесозаготовительной техники с учетом характеристик лесосырьевой базы, климатических и почвенно-грунтовых условий. Итогом этого обобщения являются отчеты ОАО «ЦНИИМЭ» о научно-исследовательской работе за 2003−2004 годы под названием «Лесозаготовительные процессы и варианты выполнения технологических операций» и «Расчетные формулы и нормативы для определения производительности и эксплуатационных затрат лесозаготовительной техники».
Указанные отчеты являются первым этапом работы по созданию компьютерной программы оптимизации технологических операций лесозаготовительного процесса, включая лесозаготовительные работы, строительство лесовозных дорог, транспорт леса и первичную обработку древесины. Помимо этого, материалы отчетов представляют практический интерес для инженерно-технических работников лесозаготовительного профиля, так как в них имеются сведения об условиях применения разных технологий лесосечных работ; транспорта леса и первичной обработки древесины; приведены технологические схемы погрузочных пунктов и верхних складов при различных способах выполнения лесосечных работ и погрузки древесного сырья на лесовозный транспорт. В отчетах приведены подробные технические характеристики отечественных и зарубежных машин для лесосечных работ, погрузки и вывозки леса, моторного инструмента и оборудования для лесных складов. Также практический интерес для инженерно-технических работников представляют обновленные нормативы для определения производительности лесозаготовительных машин, затрат на строительство и содержание лесовозных дорог, на горюче-смазочные материалы, техобслуживание и ремонт техники.
Снижение производственных затрат на лесосечные работы может достигаться как следствие работ в нескольких направлениях. В первую очередь, технология должна соответствовать виду рубок, объему заготовки, характеристикам лесосырьевой базы и почвенно-грунтовым условиям. Учитывая большую разнообразность перечисленных факторов, на практике применяется несколько систем машин, каждая из которых создавалась для определенного сочетания производственных условий и имеет наилучшие технико-эксплуатационные показатели. Для выбора технологии применительно к конкретному случаю, отвечающей требованиям вида рубки, максимальной производительности машин и минимизации производственных затрат, необходимо по определенной методике выполнить расчеты технико-экономических показателей нескольких вариантов технологий. Работа эта трудоемкая, она требует знания множества исходных данных. Выполнить квалифицированно такую работу специалистами предприятий затруднительно из-за отсутствия у них необходимых исходных данных. Мы ими располагаем и можем оказывать помощь предприятиям в обосновании выбора вариантов технологий по критерию минимизации производственных затрат.
Помимо обоснования выбора технологии лесосечных работ, мы располагаем методикой оптимизации затрат на выполнение отдельных технологических операций. Например, при заданных условиях эксплуатации (состав лесонасаждений, средний объем хлыста, почвенно-грунтовые условия, характеристики машин) мы можем определить оптимальное расстояние трелевки леса, позволяющее минимизировать затраты на трелевку и строительство лесовозных усов. Для наглядности на рис. 1 показаны графики затрат на строительство лесовозных усов и трелевку древесины в расчете на 1 м3 при изменении расстояния трелевки от 150 до 1000 м. Расчеты для построения графиков выполнены для следующих исходных данных: запас леса на 1 га − 170−200 м3, средний объем хлыста − 0,35 м3, трелевка трактором ТЛТ-100, грунты переувлажненные, лесовозный ус из деревянных лежневых щитов. Как видно из рисунка, минимальные суммарные затраты на трелевку и строительство усов будут при трелевке на расстояние 600 м (оптимальное расстояние трелевки). На практике обычно за расстояние трелевки принимают 300 м. За счет оптимизации процесса получим экономию Э = 58,54 -49,6 = 8,94 руб./м3.
При решении проблем транспортировки леса следует иметь в виду, что здесь также имеются резервы сокращения производственных затрат. Сравнивая расходы на вывозку леса различными марками лесовозных машин по различным технологиям вывозки, можно выбрать вариант с наименьшими затратами. На рис. 2 показаны возможные варианты технологий транспорта леса. На каждом действующем предприятии имеется сложившаяся сеть автомобильных дорог, по которым производится вывозка леса. Но это не значит, что отсутствуют альтернативные варианты транспортных технологий. Представленные на рис. 2 схемы помогут в выборе таких вариантов для расчета и сравнения затрат на вывозку. В наших же отчетах имеются все исходные данные для определения производительности лесовозных машин по различным типам дорог с учетом времени погрузки и выгрузки различными грузоподъемными средствами.
Большое внимание в отчетах уделено вопросам повышения производительности лесосечных машин, погрузочной техники, лесовозного транспорта и лесоскладского оборудования. В годы планового ведения народного хозяйства вопросами обоснования производительности занимались специальные научные организации по нормированию труда. Было такое подразделение и в ЦНИИМЭ, которое занималось разработкой норм выработки на лесозаготовительные работы. Последний раз такие нормы были разработаны и утверждены Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам в 1988 году. За истекшие годы появилось много новых образцов техники, на которые нет разработанных единых норм выработки. Предприятия вынуждены самостоятельно разрабатывать местные нормы выработки, которые, как правило, не имеют научного обоснования, занижены и не стимулируют к повышению производительности труда и снижению затрат на выполняемые работы. Учитывая это обстоятельство, мы провели большую работу по обоснованию нормативов оперативного времени и масштабов предмета труда при выполнении рабочего цикла машинами, участвующими в технологическом процессе. При обосновании нормативов учтены природно-производственные факторы, влияющие на производительность, такие как средний объем хлыста, состав лесонасаждений, величина снежного покрова, почвенно-грунтовые и климатические условия, оказывающие отрицательное воздействие на осуществление технологического процесса.
Производительность машины во многом зависит от выбора рациональной траектории движения рабочих органов. Это достигается разработкой технологических схем производственных работ. Такие технологические схемы разработаны для манипуляторных лесопогрузчиков, занятых погрузкой хлыстов и сортиментов на лесовозный транспорт для самоходных сучкорезно-раскряжевочных и сортировочно-штабелевочных машин, работающих на верхних, промежуточных и нижних лесных складах. Помещенные в отчетах схемы помогут производственникам правильно организовать технологический процесс с применением новых марок машин и получить от них максимальную отдачу.
Затраты на строительство лесовозных дорог и вывозку древесины составляют в общей смете производственных затрат от 20 до 50% и могут являться причиной убыточности предприятия, в особенности при больших расстояниях вывозки. Эти затраты также можно свести к минимуму. Принцип снижения затрат заключается в следующем. Конструкция и стоимость строительства лесовозных дорог зависят не только от почвенно-грунтовых условий и объемов вывозки, но и от используемых лесотранспортных средств: чем больше нагрузка на ось лесовозного автомобиля, тем дороже стоимость дорожного покрытия. Необходимо расчетным путем выбрать оптимальный вариант из нескольких видов дорожных покрытий и нескольких моделей автопоездов, следуя критерию минимизации суммарных затрат. Методикой и исходными данными для таких расчетов мы располагаем.
Снижение производственных затрат возможно также и за счет более эффективного использования ресурсных возможностей лесозаготовительных машин. Известно, что с увеличением срока эксплуатации снижается производительность машин, поэтому для выполнения производственной программы потребуются увеличение парка машин, затрат на техническое обслуживание, на ремонт и поддержание техники в работоспособном состоянии.
От выбора темпов и пропорций при пополнении и обновлении парка машин, а также сроков и периодичности их ремонтов во многом зависит величина производственных затрат.
Специалистами ОАО «ЦНИИМЭ» разработаны методика и компьютерная программа, позволяющие производить необходимые технико-экономические расчеты для выбора стратегии пополнения, обновления и ремонта парка машин с учетом конкретных условий предприятия. Выбранная стратегия обеспечивает минимизацию издержек на техническую эксплуатацию машин при заданном объеме выпуска продукции.
Таким образом, применяя методы управления производством, учитывающие природно-климатические и почвенно-грунтовые условия, в которых работает предприятие, а также стратегию обновления, пополнения и ремонта парка машин, можно существенно повысить эффективность лесозаготовительного процесса, снизить затраты на выработку лесопродукции и увеличить рентабельность предприятия.
Н. С. ЕРЕМЕЕВ, Ю. А. КОТЕЛЬНИКОВ