Партнеры журнала:

Тема страницы

Преимущества транспортной логистики

Как известно, за последнее время на территории Северо-западного Федерального округа построено несколько крупных лесопильных производств со значительной долей иностранного капитала. Это заводы в поселке Импилахти (республика Карелия), а также в поселке Неболчи и городе Пестово (Новгородская область). Суммарный объем общего производства пиломатериалов составляет здесь около 900 000 м3. Кроме того, строится крупный лесоперерабатывающий завод в городе Подпорожье Ленинградской области. Для таких относительно небольших населенных пунктов строительство крупных промышленных предприятий как «манна небесная»: создаются новые рабочие места, растет местная экономика и, как следствие, снижается социальная напряженность. Остается понять − для чего иностранцам нужны заводы в российской глубинке.

Растет спрос на русский лес

Первый, сам собой напрашивающийся ответ − дешевая рабочая сила. Однако лишь по одной этой причине никто не будет строить промышленные предприятия такого масштаба в России − стране с далеко не самой стабильной экономикой.

Другая причина − сырье. Именно русский лес становится основной причиной строительства заводов. Кстати, уровень экспорта российской древесины за границу это только подтверждает. Лишь в одном 2004 году несколько крупнейших финских компаний, среди которых Stora Enso и UPM-Kymmene, вывезли с территории Российской Федерации 7,8 млн м3 леса.

По мнению Бориса Прокофьева, менеджера Отдела продаж услуг оперирования одной из крупнейших компаний-перевозчиков ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы», объем экспорта леса из России будет только расти. Прогноз на 2005 год составляет уже 8,8 млн м3 леса. Возможно, свою роль здесь играет факт явного снижения уровня запасов спелого леса в Финляндии. Но так или иначе, это − шанс для наших лесозаготовителей и лесоэкспортеров занять освобождающуюся на мировом лесном рынке нишу.

Замкнутый круг российских дорог

Правда, есть одно «но». Так уж исторически сложилось, что перевозки лесных грузов в России осуществляются в основном железнодорожным транспортом. Поэтому от его состояния, способности осуществлять перевозки, даже от наличия свободных вагонов подчас зависит судьба отдельных контрактов, иногда даже целых предприятий. О реалиях российских железных дорог можно говорить долго. Особенно остро чувствуют свою причастность к железной дороге наши лесопромышленники. Поскольку они на себе испытывают все тяготы и лишения ее суровой жизни: существующая железнодорожная инфраструктура, в лучшем случае, не соответствует современным требованиям. Что порождает ряд проблем, среди которых − явная нехватка локомотивов, в том числе маневровых. К тому же современные требования к грузоперевозкам предусматривают едва ли не поминутное отслеживание передвижения груза, что в свою очередь предъявляет более высокие требования к далеко не безупречным существующим ныне линиям связи.

Все это говорит о сложности ситуации, с которой российским лесопромышленникам приходится сталкиваться практически ежедневно. При увеличении поставок леса на экспорт транспортные проблемы только возрастут. Особенно те, что, так или иначе, связаны с инфраструктурой. Возникает вопрос − что делать? С одной стороны, уже сейчас существует необходимость соответствующего транспортного обеспечения экспорта древесины. С другой стороны − где этот транспорт взять? Транспортная инфраструктура, да такая, чтобы соответствовала современным требованиям, не может вмиг появиться из ниоткуда. Для этого нужно время и деньги, очень много денег. Которые, опять же, надо найти. Получается замкнутый круг. Казалось бы, перед нами не разрешаемая в принципе задача. Однако, это не совсем так.

Логистика как транспортная математика

Как показывает мировая практика, выходом может оказаться транспортная логистика − относительно новая область человеческой деятельности. Благодаря ей можно, как в зеркале, увидеть не только отражение всей реальности транспортной ситуации, но и получить ответ на вопрос о том, как изменить эту ситуацию в нужную сторону. Тот самый случай, когда математический расчет приходит на помощь практике и опыту. Примером этому может служить опыт компании ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы», работающей на рынке перевозок с 1992 года. Главной задачей в момент основания компании была организация и осуществление перевозок различных грузов, в том числе железнодорожным транспортом. Среди учредителей Евросиба, кроме Октябрьской железной дороги, был также ряд менеджеров, имевших значительный опыт управленческой работы на различных участках Октябрьской и Западно-Сибирской железных дорог. Это во многом определило успех компании. Опыт, знание, а в особенности понимание потребностей грузовладельцев в сочетании с умелым руководством позволили компании занять за короткое время одну из лидирующих позиций в РФ в области транспортно-экспедиторских услуг. Сейчас ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы» − одна из крупнейших компаний России в этом секторе экономики. За время своей работы на рынке СНГ Евросиб перевез в общей сложности более 200 млн тонн разнообразных грузов. Среди них не последнее место занимают перевозки леса и пиломатериалов. За один только 2004 год их перевезено 3 млн м3. Кроме того, компания занимается перевозками щепы и бумаги, обеспечивая стабильную работу большого количества российских и зарубежных ЦБК. Примерно 38% от общего числа работающих на основных железнодорожных магистралях российского Северо-Запада лесовозных платформ либо принадлежит ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы», либо им арендуется. В регионе сейчас курсирует чуть более 520 специализированных щеповозов. Из них примерно 49% также принадлежат Евросибу. Что естественным образом делает эту компанию еще и крупнейшим перевозчиком лесных грузов в России. В этом ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы» сотрудничает с такими известными промышленными структурами Финляндии, как Stora Enso, Thomesto OY. Из отечественных предприятий − с ЗАО «Новгородский филиал „Содружество“» и другими. Такие перевозки осуществляются щеповозами с объемом кузова 163 м3. Всего в Евросибе 278 собственных вагонов такого типа. Ведется работа над созданием щеповоза с кузовом еще большего объема.

Основной своей задачей логисты компании считают оказание клиентам помощи в составлении логистических схем по транспортировке грузов с помощью новых технологий. При этом оптимизация затрат на перевозку грузов достигается за счет увеличения оборота подвижного состава. В этом весь смысл логистики − сделать передвижение грузов оптимальным и минимизировать транспортные расходы. Причем рассматриваются реальные транспортные коммуникации, такие как они есть. С той самой отечественной транспортной инфраструктурой, которая отстала от современности минимум лет на двадцать.

Примером такой логистической разработки может служить программа маршрутизации поставок щепы. Суть ее в том, чтобы обеспечить бесперебойное снабжение предприятий клиента (в данном случае финские ЦБК) сырьем, максимально увеличив при этом оборот вагонов. Российским предприятиям-поставщикам технологической щепы это очень выгодно, поскольку при тех же затратах оборот вагонов увеличивается. С этой целью ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы» согласовал с «Октябрьской железной дорогой» график, по которому в конкретные дни, в конкретное время, на конкретную станцию определенному грузоотправителю поставляется заранее оговоренная группа вагонов. При этом на погрузку отводится строго определенное время, не более того. Затем локомотив по специальному графику доставляет эти вагоны на станцию Светогорск-эксп. На финской стороне их уже встречают. Здесь четко, строго по времени вагоны разгружают. После чего они возвращаются под погрузку на российскую сторону. К концу 2005 года планируется довести оборот вагонов до 4−4,5 раз в месяц.

Есть и другие разработанные логистические схемы. К примеру, предприятиям ЛПК, занимающимся распиловкой круглого леса, ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы» предлагает комплексное транспортное обслуживание производственного цикла, включающее в себя гарантированную доставку сырья и вывоз готовой продукции. Плюс здесь в том, что в таком случае гарантируется вывоз любого объема древесины. Причем транспортировка круглого леса осуществляется как внутри России, так и на экспорт. Производятся перевозки на собственных платформах компании, специально оборудованных для лесных перевозок.

Кроме того, здесь клиенту оказываются услуги по приобретению подвижного состава и по модернизации уже существующего парка. «Евросиб СПб − транспортные системы» специально под перевозки леса усовершенствовал универсальную платформу. Ее общая длина составляет 14 метров, ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы сюда вошло два штабеля по 6 метров или три штабеля по 4 метров и т. д. Причем основным преимуществом такого подвижного состава является наличие торцевых стенок и стоек в зональном габарите. Подобная конструкция, не требующая никакого реквизита (проволока, гвозди и т. д.), позволяет дополнительно снизить затраты клиентов Евросиба на сумму, эквивалентную примерно 120 долларам США с каждого отправленного вагона. Среди прочих преимуществ − быстрая погрузка и соответственно разгрузка таких платформ. По данным специалистов Stora Enso и Thomesto OY, загрузка таких платформ в среднем на 17% выше, чем при использовании вагонов старого проекта. Таким образом, эта модель уже сегодня позволяет клиенту при тех же транспортных издержках, что и прежде, перевозить круглого леса на 17% больше. В связи с этим ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы» осуществляет широкомасштабную программу стопроцентной модернизации подобного подвижного состава. Сейчас уже модернизировано около 90% парка платформ.

Таким образом, даже в современной ситуации, когда транспортная инфраструктура не всегда соответствует мировым стандартам, можно добиться хорошего результата, используя достижения логистики. Нашим лесопромышленникам надо бы внимательнее присмотреться к такому опыту. Ситуация на российских железных дорогах, конечно, может измениться в лучшую сторону, даже при нашей жизни. Но стоит ли этого ждать, когда шанс значительно увеличить поставки своей продукции на экспорт у отечественных лесопромышленников существует сейчас. Вряд ли кто позволит нам выжидать, гадая о том, как поступить. Не лучше ли обратиться к опыту таких компаний, как ЗАО «Евросиб СПб − транспортные системы», чтобы с помощью логистики найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации.

Юрий БОРИСОВ