Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесная промышленность

Время новых решений

31 января 2004 года в Москве, в Министерстве природных ресурсов России, под председательством первого заместителя министра, руководителя государственной лесной службы В. П. Рощупкина прошло совещание «Финансовая деятельность лесхозов МПР России».

Совещание транслировалось через Интернет на все регионы России и проходило в интерактивном режиме, благодаря чему со всем происходящим на совещании могли ознакомиться, а также задать свои вопросы практически все руководители лесхозов в структуре МПР. Среди приглашенных были все заинтересованные стороны: представители Международного банка, руководители структурных подразделений МПР России, представители территориальных органов МПР России, лесхозов, проектных институтов. В повестке дня было обсуждение следующих вопросов: эффективность использования средств федерального бюджета на лесное хозяйство, состояние и перспективы оценки лесного дохода от лесопользования, вопросы существующей законодательной базы. Были также рассмотрены итоги деятельности лесхозов в 2003 г.: проблемы защиты лесов от пожаров и вредителей, воспроизводства лесов и т. д.

Первым был заслушан доклад «Оценка лесного дохода от лесопользования: состояние и перспективы», подготовленный начальником Финансового управления МПР России Н. С. Виноградовой. В частности она сказала:

«При составлении расчета доходов по средствам бюджета субъектов РФ и местных бюджетов необходимо учитывать предполагаемые объемы поступлений в доходы от указанных бюджетов по установленным законодательством РФ финансовым платежам. Для этого желательно организовать взаимодействие с территориальными органами и органами федерального казначейства, а также инспекцией МНС России по осуществлению контроля за поступлениями данных платежей в доходы субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Результаты организации этой работы будут являться основой для формирования доказательной базы по выделению средств на воспроизводство лесов в соответствии с положением статьи 108 „Лесного кодекса“ РФ. Статьей „Выделение средств на воспроизводство лесов“ заявлено, что направление средств федерального бюджета на воспроизводство лесов является нецелевым использованием средств федерального бюджета. В основе сформулированных требований лежат решения правительства РФ по оптимизации бюджетных расходов, направленных на обеспечение целевого и эффективного использования всех средств, предназначенных для реализации государственных функций. Подчас при анализе расходов тех или иных лесхозов вызывает большой вопрос количество находящегося на балансе автотранспорта, который в ряде случаев не используется по причине его неисправности, либо по причине необходимости капитального ремонта, либо списания. Кроме этого, у лесхозов имеется автотранспорт, взятый на условиях аренды, плюс к нему полученный в безвозмездное пользование. Обоснованная необходимость содержания такого количества автотранспорта не была представлена ни в одной смете. Отсюда и все остальные затраты, поскольку для такого количества автомашин по нормативам требуется ненормальное количество горюче­смазочных материалов. По ряду лесхозов предоставленные нормы превышают допустимые объемы. Подчас запрашивается топливо на неисправные автомобили, подлежащие списанию. Складывается впечатление, что в лесхозах создаются склады запчастей к автомобилям. Зачем на год по четыре комплекта колес? На каждый автомобиль в год по одному аккумулятору? В ряде случаев не обосновано приобретение огромного количества предметов хозяйственного назначения. Некоторые лесхозы умудряются приобретать веники каждому своему сотруднику. Неразумное планирование всех этих расходов приводит к образованию средств на лицевых счетах, кредиторской задолженности, нецелевому использованию средств, что, в свою очередь, влечет задержку в открытии финансирования, уменьшению лимитов финансирования по факту нецелевого использования, блокировки лицевых счетов, уменьшению расчетной базы по формированию планов следующего года главным распорядителем. В связи с этим хотелось бы напомнить, что в декабре 2003 года дополнением к УК РФ введена уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств − ст. 285.

Пользуясь случаем довожу до руководителей лесхозов, что с этого года создан новый вид расходов:226 − финансирование мероприятий по профилактике и подготовке к тушению лесных пожаров. Сюда входят объемы работ, затрат и источники финансирования по данному виду расходов, а также отмеченные в производственно­финансовом плане по виду деятельности как по охране лесов от пожаров. Все это должно быть подкреплено в обязательном порядке расчетами и соответствующими обоснованиями. Надо учитывать, что по данному виду расходов будет осуществляться только выполнение подготовительных и противопожарных мероприятий. Содержание государственной лесной охраны остается по 223 виду расходов. Там же остается содержание аппарата и рабочих лесхоза. В ближайшее время будет утвержден временный порядок финансирования этих расходов. Что же касается 227 вида расходов − финансирования мероприятий по тушению лесных пожаров, то в 2004 году будет изменен порядок доведения средств по этому виду расходов. Результат 2003 года показал, что раннее направление этих средств приводит к образованию остатков в одних лесхозах и кредиторской задолженности в других. Затраты на тушение лесных пожаров в 2004 году будут оплачиваться по фактическим затратам при наличии подтверждающих документов и в порядке определенном Минфином РФ. Финансовое управление МПР, территориальные органы на основании данных от лесхозов должны ежемесячно предоставлять отчетность о фактических затратах, финансировании и возникшей дебиторской задолженности, а также перечень документов, подтверждающих ее наличие. В том числе и документы, подтверждающие правомочность введения чрезвычайной ситуации. Поскольку после анализа документов за 2003 год по этому поводу возник ряд вопросов. По некоторым регионам ЧС вводились по весьма сомнительным документам и также отменялись. Хочу еще добавить, что с 2004 года введен налог на имущество бюджетных учреждений, к которым относятся и лесхозы. Минфин обязал всех главных распорядителей представить ряд сведений по основным средствам бюджетополучателей для определения размера налога на имущество. Документ будет размещен на сайте МПР, где будут даны по этому поводу все разъяснения и дополнения. А также в электронном виде будет направлен в лесхозы и территориальные органы ФГУП».

Заявленная тема имеет большое значение в подготовке лесхозов, их руководителей к работе в условиях новой редакции «Лесного кодекса» РФ. Особенно это касается вопроса финансовых нарушений и нецелевого использования бюджетных средств. Здесь необходимо привести слова руководителя государственной лесной службы В. П. Рощупкина, разъяснившего для собравшихся этот вопрос в отношении федерального бюджета:

«При отсутствии убедительной мотивировки расходов и особенно ее документального подтверждения их можно посчитать нецелевыми. При такой обоснованности расходов нет оснований тратить бюджетные деньги. В апреле Минфин проведет мониторинг целевого использования всех средств, и не только федерального бюджета, но и внебюджетных средств. Анализ будет представлен Правительству. Это проверка целевого характера использования всех средств. Пример − воспроизводство лесов. Эта статья − расходы из бюджета субъекта федерации. При недодаче из бюджета субъекта федерации лесхозы финансируют воспроизводство лесов из внебюджетной сферы. Внебюджетная сфера формируется за счет реализации лесных федеральных ресурсов. Это федеральное имущество. Деньги при этом остаются у лесхозов по разрешению Минфина для выполнения государственных целей. Как только их отдают на производство лесов, значит, это финансирование идет за субъект федерации, за другой бюджет из федерального бюджета. Минфин правильно ставит в вину эти расходы. Это является нецелевым характером расходов, поскольку финансирование идет за субъект федерации, независимо есть у него деньги или нет».

Тему нарушений в области документального оформления деятельности лесхозов и бухгалтерского учета в докладе «О порядке документального оформления расходов лесхозов и подтверждения их целевого характера. Раздельный учет расходов и доходов в разрезе источников финансирования» подняла В. Н. Лапушкина − руководитель Департамента бухгалтерского учета, отчетности и методологии МПР России. В частности она сказала:

«Ныне руководители лесхозов в недостаточной степени интересуются проблемами экономики и финансов, требованиями законодательства и проведением бухучета в своих учреждениях. Не просчитываются последствия принимаемых хозяйственных решений, и не производится анализ основных финансовых показателей, а значит, не принимается должных мер по предотвращению всех недостатков и отрицательных результатов финансово­хозяйственной деятельности лесхозов. На некоторых территориях допускается отсутствие обеспечения финансирования расходов на ведение лесного хозяйства. При этом превышение расходов над доходами следует расценивать как возникновение несанкционированной кредиторской задолженности, что в соответствии с законом о бюджете на 2004 год является нарушением финансовой дисциплины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Персональную ответственность при этом несут непосредственно руководители организаций. Лесхоз является бюджетной организацией, однако в случае ведения предпринимательской деятельности по результатам хозяйственной деятельности он обязан выполнять требования налогового законодательства: платить налог на прибыль, на добавленную стоимость и другие налоги, поскольку по этому виду деятельности, он расценивается как любой другой хозяйствующий субъект. Теперь средства, полученные лесхозами на оплату за реализацию древесины от рубок ухода, также как переработка древесины и оказание иных услуг, являются выручкой от реализации товаров, услуг и учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в порядке установленном главой 25 „Налогового кодекса“ РФ. По данным различных проверок ясно, что в целом в лесхозах улучшилась исполнительская дисциплина, однако во многих лесхозах есть такой недочет: не существует нормы списания ГСМ, установлено нарушение сроков инвентаризации материальных ценностей, имеют место нарушения в порядке ведения кассовых операций, не уделяется должного внимания охране основных средств и других материальных ценностей. Инвентаризация материальных ценностей проводится формально, отсюда множественные факты недостачи и хищений материальных ценностей и денежных средств. Если за первое полугодие 2003 года общая сумма недостач и хищений материальных ценностей по лесхозам МПР РФ составила 24,5 млн. руб., то за последующие девять месяцев этот показатель увеличился почти на 3 млн. руб. Соблюдение правил ведения денежно­кассовых операций возлагается как на руководителей лесхозов, так и на главных бухгалтеров и кассиров. При этом в 2004 году планируется переход на новую инструкцию по бухгалтерскому учету. Для ее изучения и подготовки лесхозов к работе в новых условиях разрабатывается проект, в рамках которого на средства Всемирного Банка будет проведено обучение как директоров лесхозов, так и главных бухгалтеров лесхозов по вопросам экономики и бухгалтерского учета».

С докладом о том, как в Ленинградской области обстоит дело с выделением участков лесного фонда для проведения работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользования, выступил заместитель начальника ГУ Природных ресурсов Санкт­Петербурга и Ленинградской области С. М. Морозов:

«Даже современное лесное законодательство вполне позволяет компенсировать эти выявляемые в ходе работы негативы. Это подтверждают данные о работе лесного хозяйства Ленинградской области по результатам прошлого года. Финансовое обеспечение лесного хозяйства области составило более 717 млн. руб. Из этой суммы внебюджетные источники составили 605 млн. руб. Рост внебюджетных средств по сравнению с предыдущим годом составил 154 млн. руб., что позволило из этих источников направить на оплату труда 227 млн. руб. и достичь уровня среднемесячной зарплаты в лесхозах области в 4 900 руб. Не в последнюю очередь наличие этих внебюджетных средств помогло избежать крупных лесных пожаров, и чистый воздух в дни 300­летия Санкт­Петербурга был нашим вкладом в этот праздник. Внебюджетные средства сформированы от сочетания комплексного использования ресурсов лесного фонда на рыночных условиях и функций органов лесного хозяйства. В 2003 году такое сочетание было нами усилено, в результате чего доход от реализации древесины увеличился на 140% при увеличении объемов реализации древесины на 112%. Доход лесхозов от оказания услуги по договорам аренды практически удвоился и достиг 41 млн. руб. Хочу заострить внимание на основаниях, по которым наши лесхозы заключают договоры аренды с лицами, получающими право на использование участков лесного фонда для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства. Это устройство карьеров, торфоразработки, строительные работы и другое. В распоряжении Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2003 года указывается: „участки лесного фонда для проведения работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, предоставляются в аренду до пяти лет на основании распоряжения Правительства Ленинградской области, принимаемого по предоставлению ГУ Природных ресурсов и охраны окружающей среды по Санкт­Петербургу и области“. Это решение целиком базируется на принципах лесного законодательства. Такие договора в области ныне стали практикой».

Концепция лесоустройства на совещании была представлена генеральным директором ФГУП «Запсиблеспроект» В. Г. Кресновым. В своем выступлении «Анализ и оценка использования внебюджетных источников от хозяйственной деятельности лесхозов, их формирование» он убедительно обосновал необходимость изменения нормативов и некоторых правил, которыми ныне в своей деятельности руководствуются лесхозы:

«Сейчас, в современных условиях, уход за молодыми посадками культур проводится зачастую с нарушениями лесоводческих приемов. В результате чего при очередном лесоустройстве не наблюдается увеличения доли молодняков ранее высаженных культур. Средства вложены, а леса нет. Поскольку зачастую вместо действительного ухода за молодняками проводится имитация этого вида лесохозяйственных работ. На стадии посадки лесных культур, по отчетным данным лесхозов, приживаемость составляет 90,8%. А, исходя из данных органов по лесоустройству, выясняется, сохранилось от силы около 60% лесных культур. Причина в том, что здесь действует старая система поощрений работников лесного хозяйства премированием на стадии приживаемости лесных культур до их перевода в молодой лес.

Кроме того, необходимо и целесообразно еще раз изменить распределение и направленность платежей за пользование лесным фондом, заинтересовав лесхоз в повышении своих доходов. Необходимо на федеральном уровне пересмотреть нормативную базу по определению сортимента и товарности культур с ориентацией на современный европейский стандарт. Уже на стадии лесоустроительного проектирования решать вопрос в пользу более конкурентоспособных культур, дать различные варианты в ценностном выражении предложения этой продукции. Лесоустройство должно быть более аргументированно с точки зрения экономики. В лесоустройстве мы должны формировать модели будущих насаждений с максимальным выходом более ценного сырья».

В этом его поддерживает своим выступлением «Анализ финансовых показателей деятельности лесхозов по данным бухгалтерской отчетности» заведующая отделом лесоэкономических нормативов и кадастровой оценки лесов ВНИИЛМ, руководитель «Центра анализа и прогноза цен на лесные ресурсы», к. э. н. И. Г. Руссова:

«Одним из путей по изменению сложной финансовой ситуации в лесхозах является изменение ценовой политики по определению ставок платы за древесину и переход на конкурентную систему их установления, что заложено в проекте федерального закона о платежах за использование лесного фонда, который будет рассматриваться вместе с „Лесным кодексом“. Ставка будет определяться вычитанием из рыночной цены на эту продукцию нормативных затрат на заготовку и нормативной прибыли лесопользователя».

В заключение председательствующий В. П. Рощупкин подвел итоги этого совещания, сказав, что во многом будущая стабильная работа лесхозов структуры МПР будет зависеть от руководителей, их предпринимательской смекалки, внимания, оказываемого бухгалтерскому учету, и от правильного ведения документации. Со старым подходом к этим вопросам, всю ущербность которых выявил нынешний анализ, на улучшение положения не стоит и надеяться. Пришло время новых мыслей и новых решений.

Юрий БОРИСОВ