Партнеры журнала:

За рубежом

Менеджмент лесного хозяйства Германии

Рубрика За рубежом  •  Статья по теме  Управление лесами

Менеджмент лесного хозяйства Германии

Непрерывные реформы в лесном хозяйстве России, поиск собственной модели развития лесного сектора нуждаются в изучении зарубежного опыта с целью адаптации отдельных его элементов, подходящих для отечественных условий.

Родиной лесного хозяйства как вида экономической деятельности является Германия. Лесная статика как учение о доходах и расходах лесного хозяйства и принцип устойчивости лесопользования в качестве вида регулируемого лесного хозяйства появились и получили развитие в этой стране в XVIII веке. Первые упоминания об устойчивом ведении хозяйства встречаются уже в XVI веке в одном из саксонских предписаний о лесе, а выражение «устойчивое лесопользование» впервые применено Х. С. фон Карловичем в 1713 году. В течение XVIII и XIX веков принцип устойчивости лесопользования развивался в работах немецких ученых: фон Бекманна (1757), Оэтельта (1768), Шталя (1773), Хартига (1795) и Хайера (1841). Родившийся в Германии принцип устойчивого лесного хозяйства был признан во всем мире основным законом хозяйствования в лесу.

Современный ЛПК Германии

Сегодня лесной сектор Германии представлен более чем 185 тыс. предприятиями, на которых занято около 1,3 млн чел.; ежегодный объем оборотных средств составляет около 181 млрд евро.

Источники данных о лесах Германии

Таблица 1. Лесной сектор Германии
Таблица 1. Лесной сектор Германии

Наиболее полные и официально признанные данные о лесах Германии дают сведения, полученные при их инвентаризации: определяются количественные и качественные показатели лесов, проводится их анализ.

По данным федерального министерства защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства, первая лесоинвентаризация в Германии была проведена в 1878 году. Далее она проводилась каждые десять лет до 1937 года. После Второй мировой войны и разделения Германии на Восточную и Западную методы проведения инвентаризации в ГДР и ФРГ различались.

Восточная Германия в большей степени ориентировалась на подходы, применявшиеся в бывшем СССР, и провела первую послевоенную инвентаризацию в 1956−1957 годах. В ее основу был положен метод пробных площадей. Последующая инвентаризация охватила период с 1961 по 1970 год.

С 1970 по 1990 год в лесном хозяйстве бывшей ГДР появился банк данных всех количественных и качественных показателей лесного фонда по различным формам собственности (государственной, частной и церковной).

В 1961 году в ФРГ была проведена инвентаризация на основе метода опроса лесхозов. Точность и достоверность такого метода, естественно, были невысоки. Первая инвентаризация лесов ФРГ с использованием метода пробных площадей была проведена с 1986 по 1988 год.

После объединения ФРГ и ГДР в единое немецкое государство возникла необходимость создания единой базы данных по лесам Германии. В связи с возникшей необходимостью федерация и федеративные земли решили провести первую после объединения Германии федеральную инвентаризацию лесов, используя метод пробных площадей.

Правовым основанием для проведения этого мероприятия был федеральный Лесной закон (1975 год) и принятая к нему (§ 41, пункт «а») поправка (1984 год), детализирующая процедуру и единые методы инвентаризации. Перед началом инвентаризации был разработан порядок ее проведения, изданы различные предписания и инструкции.

Целью проведения национальной инвентаризации было получение сведений о качественном и количественном состоянии лесов, которые в дальнейшем должны были служить основой для планирования лесохозяйственного производства, осуществления контроля и оптимизации управления лесами на федеральном и региональном уровнях.

Организация инвентаризации лесов

Организация инвентаризации лесов осуществлялась федеральным министерством защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства. Были разработаны единые методики получения, учета и обработки данных. Министерство отказалось от использования информации, полученной при помощи аэрофотосъемки и космических летательных аппаратов, в пользу данных, получаемых измерительно-перечислительным методом. Свои полномочия по руководству процессом инвентаризации лесов министерство передало Федеральному научно-исследовательскому институту лесной экологии в Эберсвальде.

Для проведения инвентаризации вся территория лесных земель была разбита на сетевые квадраты (квартальные сети 4 х 4 км) с последующей разбивкой на выделы (150 х 150 м). Стороны отдельных сетевых квадратов (лесных кварталов) по желанию федеральных земель могли быть уменьшены с целью более детального получения информации. Всего было заложено 45 тыс. сетевых квадратов. По углам выделов были заложены реласкопические площадки с переменными радиусами от 1 до 25 м. Таким образом, было достигнуто равномерно-статистическое размещение площадок.

Непосредственное проведение работ и мероприятий в лесу возлагалось на региональные органы управления лесным хозяйством. Институт в Эберсвальде получал сведения о лесах, проводил их оценку, группировку и формировал банк данных по лесам страны. Сбор данных о состоянии лесов производился с 2001 года по начало октября 2002 года; их обработка и проверка была закончена через два года, в 2004­м. В результате применения метода пробных площадей ошибка для всех лесов Германии (11 млн га) составила 0,7%. Установлено, что в Германии произрастает около 8,7 млрд деревьев, у которых диаметр ствола на уровне груди человека от 7 см.

Приведем краткую характеристику лесов.

Категории лесов

Таблица 2. Распределение земель лесного фонда по категориям
лесов, га

Таблица 2. Распределение земель лесного фонда по категориям лесов, га

Общая картина землепользования в Германии выглядит следующим образом: 31% от всей площади − земли лесного хозяйства, 53% − земли сельского хозяйства, 16% − земли поселений, транспортные и проч.

Данные последней лесной инвентаризации показывают (табл. 2), что 1/3 всей площади Германии относится к землям, предназначенным для ведения лесного хозяйства (землям лесного фонда, если в российской интерпретации). Лес занимает около 11,1 млн га, около 7,2 млн га сертифицированы по системе PEFC и 570 тыс. га − по системе FSC.

Учитывая высокую плотность населения в стране, можно констатировать, что на один гектар леса приходится около семи жителей. В соседних странах этот показатель несколько ниже: в Швейцарии − 6, в Австрии − около 2, во Франции − около 4, в Швеции − 0,3 и в Финляндии − 0,2 чел./га.

Распределение лесов по территории страны неравномерно. Наибольший процент лесистости, выше среднего значения по стране, оказался в следующих федеральных землях: Рейнланд − Пфальце (42,1), Гессене (41,7), Сааре (38,3), Баден − Вюртемберге (38,1), Баварии (36,3), Бранденбурге с Берлином (35,3) и Тюрингии (32,0).

Распределение по формам собственности

После объединения Восточной и Западной Германии произошли и происходят по настоящее время существенные изменения в соотношениях различных форм собственности на леса.

В настоящее время в частной собственности (2 млн частных лесовладельцев) находится около 43,6% лесов. Площадь частных лесов в два раза больше площади корпоративных лесов и в полтора раза − площади лесов, находящихся в собственности федеративных земель (табл. 3).

Площадь частных лесов неравномерно распределена по федеральным землям. Наибольший удельный вес частных лесов в Баварии (54,2%), Северном Рейне − Вестфалии (67%), Нижней Саксонии (58,3%) и Шлезвиге − Гольштейне (50,4%). Площадь, приходящаяся на одного частного лесовладельца, как правило, незначительна. Только 11,9% всех частных лесных предприятий имеют площадь, превышающую 1000 га, более половины (57%) имеют площадь, не превышающую 20 га, 8% лесовладельцев располагают лесами площадью от 20 до 50 га, 6% − от 50 до 100, 5% − от 100 до 200, 7% − от 200 до 500 и 5% − от 500 до 1000.

Как правило, мелкие лесовладельцы получают поддержку в виде консультаций и услуг по управлению лесами от государственных лесхозов и органов управления лесным хозяйством федеральных земель. Большинство лесопользователей имеют наряду с лесными площадями земли сельскохозяйственного назначения.

Государственные леса, находящиеся в собственности федеративных земель, занимают 29,6% лесных площадей. Средняя площадь лесного предприятия − более 1000 га. Наибольшая площадь лесов, находящихся в собственности федеративной земли, в Сааре (48,2%), наименьшая − в Северном Рейне − Вестфалии (14,3%). А 19,5% (2 160 189 га) всех лесов Германии находится в корпоративной (коммунальной) собственности. Около 90% лесных предприятий этой формы собственности имеют площадь свыше 100 га, 82% − свыше 200 га, около 65% − более 500 га и только 44% располагают лесными площадями более 1000 га. Наибольшее число предприятий корпоративной формы собственности расположено в центральной части Германии, в Рейнланде − Пфальце, и на юго-западе, на земле Саар. На долю федеральных приходится только 3,7% лесов (409 340 га). В основном это леса, имеющие военное значение, а также леса, растущие вдоль автомагистралей.

Говоря о формах лесной собственности, следует отметить леса, получившие ныне особый статус, определенный историческими событиями XX века. Речь идет о лесах, находившихся до 9 мая 1945 года в частной собственности. После окончания Второй мировой войны в результате проведения земельной реформы в ГДР они были экспроприированы и перешли в собственность государства. После объединения Германии (1990 год) эти леса (около 3,2 млн га), с расположенными на лесных землях сооружениями и различными строениями, перешли под опеку специально созданной управляющей структуры с целью реприватизации этого недвижимого имущества путем продажи. Достижение поставленной цели было поручено специально созданному ведомству по опеке государственной собственности бывшей ГДР.

Несмотря на кажущуюся высокую доходность пользования лесом, в настоящее время около 3,0% лесов остаются невостребованными покупателями. Хозяйственное использование и управление лесами осуществляют специально уполномоченные органы управления федеральных земель и созданное общество с ограниченной ответственностью, которое занимается оценкой и управлением этими лесами.

Распределение по породам и классам возраста

Таблица 3. Распределение лесов по федеральным землям и формам
собственности, га

Таблица 3. Распределение лесов по федеральным землям и формам собственности, га

В лесах Германии произрастает деревья 72 пород, из которых 26 лиственных и 7 хвойных используются в промышленных целях. Хвойные породы занимают 57,6% всех лесных площадей страны, лиственные − 40,1%, оставшаяся площадь лесных земель − около 2,3% − приходится на прогалины и пустыри. Такое распределение в пользу хвойных насаждений является результатом проводимой несколько десятилетий назад лесной политики, которая ориентировала лесное хозяйство на выращивание монокультур хвойных пород. Практика показала ошибочность выбранного пути.

Наибольшую площадь занимает ель (28,2%), на втором месте сосна (23,3%). Бук занимает 14,8% покрытых лесом земель, на долю дуба приходится 9,6%.

Породное распределение лесов по территории страны неравномерно. Это отчасти объясняется природно-климатическими условиями. Так, например, на севере страны преобладает сосна (в Бранденбурге и Берлине − 73%, в Саксонии − Ангальте − 46,6%, в Мекленбурге − Передней Померании − 39,5%, в Нижней Саксонии, Гамбурге и Бремене − 30,2%). Лиственные породы произрастают в центральной части страны (в Сааре − 71,5%, в Рейнланде − Пфальце − 57,2%, в Гессене − 55,6%, в Северном Рейне − Вестфалии − 51,7%) и на побережье Балтийского моря (в Шлезвиге − Гольштейне − 60,9%). Еловые насаждения занимают южную часть Германии (44,6% в Баварии, 42,3% в Тюрингии, 37,7% в Баден − Вюртемберге, 35,3% в Саксонии).

Существует связь между лесными предприятиями различной формы собственности на леса и их породным составом.

Корпоративные леса представлены преимущественно лиственными (бук − 21,3%, дуб − 13,9%). В частных лесах произрастают в основном хвойные насаждения (63,1%), в которых ель занимает 31,8%, сосна − 26,2%. Бук занимает только 11,2%. Аналогичное распределение по породному составу наблюдается в лесах, подлежащих реприватизации. В государственных лесах хвойные насаждения занимают 59,5%, лиственные − 40,5%.

Возрастная структура лесов характеризуется относительно большим удельным весом третьего класса возраста (41−60 лет) − 21%, а также второго (21−40 лет) − 17% и четвертого (61−80 лет) − 15%. Это объясняется значительными перерубами, которые имели место во времена Третьего рейха, обязательностью выполнения условий репарации, массовыми повреждениями насекомыми и недостатком рабочей силы после Второй мировой войны, а также постепенным началом проведения послевоенных работ по лесовосстановлению. С шестого по девятый классы возраста наблюдается значительное сокращение лесных площадей − с 9,5 до 2,3% соответственно.

Цель государственной лесной политики в области лесоразведения и лесовосстановления заключается в повышении удельного веса лиственных насаждений − чтобы избежать различных рисков, связанных с ухудшением лесных земель, массовых вспышек активности вредителей и болезней и улучшить экологическую обстановку в лесу.

Запасы леса на корню

По сравнению с объемами запасов древесины, зафиксированными предыдущей инвентаризацией, запасы древесины в лесах Германии значительно увеличились. Прирост превышает пользование древесиной на 39%. Результаты проведенной инвентаризации лесов показали, что общий запас древесины основных лесообразующих пород в лесах Германии составляет 3,4 млрд м3, или около 320 м3/га.

Заготовка древесины по отношению к приросту составляет 54% в Нижней Саксонии, где значительные площади молодых лесов, и 95% в Баден − Вюртемберге, где леса были неоднократно повреждены ветровалом в последние десятилетия.

Таблица 4. Запасы древесины на
корню в некоторых европейских
странах

Таблица 4. Запасы древесины на корню в некоторых европейских странах

Если рассматривать общий запас с точки зрения его распределения по лесам различной формы собственности, картина будет выглядит следующим образом. На долю частных лесов приходится около 50%, государственных − 30%, корпоративных − 20% общего запаса древесины, причем более его половины − ель, 20,8% приходится на сосну, 17,3% − на бук. Пихта имеет наивысший средний запас − 480 м3/га, далее следует ель − 404 м3/га, затем бук − 352 м3/га. Наивысший показатель по запасу леса на корню − 403 м3/га у Баварии, у Баден − Вюртемберга − 365 м3/га. Самые низкие показатели в Бранденбурге (239 м3/га) и Саксонии − Ангальте (237 м3/га).

Частные лесовладельцы с площадью леса до 100 га имеют насаждения с запасом 338 м3/га. Самые низкие запасы леса на корню в государственных лесах − 227 м3/га.

Далее представлена сравнительная таблица общих запасов древесины и запасов леса на корню по 23 странам (табл. 4).

Из представленных в таблице данных видно, что среди европейских стран Германия занимает одну из лидирующих позиций как по общему запасу леса на корню, так и по запасу в расчете на один гектар. Вместе с тем необходимо отметить, что около 2% древесного запаса, или 11,5 м3/га, представлено мертвой древесиной, что почти в два раза превышает аналогичный показатель в лесах Австрии (6,1 м3/га по данным инвентаризации лесов 2000−2002 годов).

Запасы мертвой древесины различны в лесах разной формы собственности. Так, например, наибольшее значение этого показателя имеют лесные предприятия государственной формы собственности − 15,5 м3/га, в корпоративных лесах он составляет 13,7 м3/га, в частных − 8,4 м3/га. Федеральная земля Баден − Вюртемберг лидирует по запасам мертвой древесины в лесах − 19,1 м3/га. Наименьший запас такой древесины − 12,9 м3/га − в лесах Баварии.

Государственные органы управления придают большое значение мертвой древесине, помня о том, что она является важной частью лесной экосистемы, местом обитания многих видов насекомых и животных.

Последняя инвентаризация подразделяет всю мертвую древесину на пять категорий: древесина, лежащая на земле, стоящая на корню (все дерево), зависшие деревья, пни и остатки древесины на волоках.

Лесная дорожная сеть

Таблица 5. Плотность дорожной сети в лесах Германии, м/га
Таблица 5. Плотность дорожной сети в лесах Германии, м/га

Использование лесов для хозяйственных целей, равно как и для культурно-оздоровительных и рекреационных, напрямую связано с густотой дорожной сети в лесах. Созданию оптимальной дорожной сети в лесах руководство лесного хозяйства придает особое значение, связывая это с общей проблемой освоения лесов. Наряду с инвентаризацией лесов проводится и инвентаризация дорожной сети. Результаты инвентаризации лесной дорожной сети представлены в табл. 5.

Из данных таблицы видно, что в Бранденбурге, Мекленбурге − Передней Померании плотность дорожной сети составляет около 68 м/га, в Саксонии, Саксонии − Ангальте и Тюрингии − от 80 до 100 м/га, преимущественно трелевочные волоки.

При инвентаризации дорожной сети учитывались следующие три типа дорог: лесовозные дороги; трелевочные волоки; дороги для активного отдыха населения (пешеходные, для верховой езды и велосипедные).

Общая протяженность лесовозных дорог составляет 512 тыс. км. Половина этих дорог не имеет твердого покрытия, а 2/3 представлены дорогами круглогодичного действия. В частных лесах плотность лесовозных дорог достигает 22 м/га. В новых федеральных землях плотность лесовозных дорог ниже, чем в старых, и составляет 28,6 и 54,4 м/га соответственно. В лесах, расположенных в горной местности, общая плотность дорожной сети снижается.

Трелевочные волока занимают 653 тыс. км. Их плотность выше, чем плотность лесовозных дорог. Практически все лесные предприятия различных форм собственности имеют одинаковую плотность трелевочных волоков − 45 м/га. На трелевке используют не только лесовозные автомобили, но и лошадей, канатные дороги и вертолеты (в горных условиях). Протяженность дорог для активного отдыха населения − 62 тыс. км. Их роль в новых и старых федеральных землях различна. В настоящее время дороги для активного отдыха населения в новых федеральных землях играют незначительную роль, и их плотность составляет 2,6 м/га, в то время как в некоторых старых землях плотность дорожной сети в среднем достигает 7 м/га, а в отдельных землях превышает этот показатель более чем на 40%.

Изменение площади лесов

Германия является, пожалуй, единственной страной в Западной Европе, где за последнее время существенно изменяются количественные (площадные) показатели лесов по различным формам собственности, особенно частной.

С одной стороны, это объясняется политическими процессами, результатом которых стало объединение Германии и перераспределение лесов по формам собственности, с другой − облесением земель сельскохозяйственного назначения и лесоразведением на землях иных категорий.

В межинвентаризационный период площадь лесов на территории бывшей ФРГ увеличилась почти на 54 тыс. га (0,7%), то есть увеличение площади в среднем составляло около 3,5 тыс. га/год. Площадь государственных лесов (только федеральных земель) увеличилась на 15, частных − на 14 и корпоративных − на 22 тыс. га.

Увеличивая площадь лесных земель, государство стимулирует создание лиственных насаждений (преимущественно бука, дуба).

Изменение запасов лесонасаждений

Значительные перерубы времен Третьего рейха, разрушения во время Второй мировой войны, послевоенные обязательства по возмещению ущерба, связанные с репарационными рубками леса, сделали на многие годы важнейшей лесополитической целью увеличение запасов насаждений.

Эта цель достигнута. В наблюдаемом периоде запас насаждений увеличился на 417 млн м3 и составляет в настоящее время 319 м3/га (третье место среди стран Западной Европы). В частности, наибольшее увеличение запасов древесины произошло в частных лесах − 273 млн м3 (65,5% от общего объема увеличения запаса). Наивысший абсолютный прирост по породам наблюдается у бука, ели и дугласии.

Ветровалы 1990­х годов существенно сократили запасы ели, которая в наибольшей степени оказалась поврежденной сильными порывами ветра. Кроме этой причины, на сокращение запасов еловой древесины оказал влияние рынок круглых лесоматериалов, на котором наблюдался повышенный спрос на эту древесную породу. Использование расчетной лесосеки по ели составляло за эти годы в среднем почти 90%. Этот показатель значительно выше по сравнению с другими древесными породами (сосна − 75%, бук − 58%, дуб − 48%, дугласия − 34%).

Средний прирост по всем древесным породам составил 12,1 м3/га в год, запасы в пересчете на один гектар увеличились в среднем на 55 м3.

Разные древесные породы различного возраста за межревизионный период показали разную степень увеличения запаса.

Наибольший запас оказался у пихты, ели и дугласии − 16 м3/га в год при возрасте от 40 до 60 лет, у лиственных аналогичный показатель − 12 м3/га в год при возрасте от 40 до 100 лет.

Заготовка древесины

Таблица 6. Объем заготовки древесины по федеральным землям в
2007 году, тыс. м3

Таблица 6. Объем заготовки древесины по федеральным землям в 2007 году, тыс. куб. м

Таблица 7. Объем заготовки древесины в 1992–2007 годах, тыс. м3
Таблица 7. Объем заготовки древесины в 1992–2007 годах, тыс. куб. м

Таблица 8. Интенсивность лесопользования, м3/га в год в 2002 году
(без бывшей ГДР)

Таблица 8. Интенсивность лесопользования, куб. м/га в год в 2002 году (без бывшей ГДР)

Объем заготовки древесины, согласно статистическим данным за 2007 год, составил 76,7 млн м3. Возможный объем устойчивого лесопользования без ущерба окружающей среде составляет 80 млн м3.

Результаты последней инвентаризации показали несоответствие статистических данных фактической заготовке древесины. Фактическая заготовка оказалась выше на 10%, чем указывалось органами статистики.

Причины, которые привели к несоответствию показателей: дровяная древесина, заготавливаемая в частных лесах, не учитывалась органами статистики; различные методы подсчета заготовленной древесины лесопользователями и органами статистики; неполная подача сведений лесопользователями.

Объемы заготовки древесины по федеральным землям показаны в табл. 6.

Почти половина объема ежегодной заготовки древесины приходилась на частные лесные предприятия (около 34 млн м3). Причем более 9 млн м3 заготавливается в частных лесах, на малых предприятиях площадью до 20 га.

Треть объема древесины заготавливали в государственных лесах, из них 16 млн м3 − в лесах федеральных земель, и около 16 млн м3 − в лесах корпоративной формы собственности (табл. 6). По объему лесозаготовок уверенно лидирует Бавария (21 млн м3).

Состав заготовленной древесины по основным лесообразующим породам: ель − 29 млн м3, бук − 7,4 млн м3, сосна − 5,7 млн м3, дуб − 1,9 млн м3, пихта − 1,4 млн м3. Средний возраст заготавливаемой древесины составляет 60−100 лет.

Интенсивность лесопользования в лесах Германии довольно высокая, съем древесины с одного гектара в несколько раз превышает отечественные показатели (табл. 8).

С 1988 по 2002 год в лесах всех форм собственности на территории бывшей ФРГ заготавливалось в среднем 8,3 м3/га древесины в год. В государственных лесах этот показатель был наивысшим − 9,4 м3/га в год, в корпоративных лесах − 9,2 м3/га в год и в частных лесах − 7,4 м3/га год. В лесах федерального значения этот показатель практически не исчисляется, так как эти леса служат целям обороны, имеют водоохранное значение или выполняют иные защитные функции.

Таблица 9. Интенсивность
лесопользования, м3/га в год

Таблица 9. Интенсивность лесопользования, куб. м/га в год

Съем древесины с гектара различается в зависимости от площади частного лесовладения. Как правило, чем больше площадь лесного предприятия, тем выше этот показатель. При площади частного лесовладения больше 1000 га эта цифра превышает даже среднее значение показателя по государственным лесам. Аналогичный показатель за 2007 год представлен в табл. 9.

Этот показатель различается по федеративным землям. Как правило, наивысшее его значение (около 12 м3/га в год) наблюдается в Баден − Вюртемберге, наименьшее − в Нижней Саксонии (5 м3/га в год). Такое различие объясняется объективными причинами (различное место произрастания, разные древесные породы, различные классы возраста) и субъективными (выбранные стратегии ведения лесного хозяйства, экономическая организация лесопользования и др.).

Значительное влияние на показатель для южной части Германии оказывают ветровалы. Так, например, ураган «Лотар» в конце 1999 года нанес значительный ущерб не только лесам Германии, но и лесам других стран Западной Европы. Объем ветровальной древесины составил около 30 млн м3.

Законодательство страны в таких случаях предусматривает ограничение заготовки древесины на нетронутых ураганом площадях с целью балансирования спроса и предложения на рынке круглых лесоматериалов.

В федеральной земле Баден − Вюртемберг объем ветровальной древесины в 1999 году превысил 25 млн м3, ограничения по лесозаготовкам в 2000 году составили 60% от среднего объема лесозаготовок за последние четыре года. В остальных пострадавших федеральных землях ограничения достигали 75%. В следующем году государственные органы исполнительной власти продлили ограничения на заготовку леса. Аналогичное стихийное бедствие было в 2005 и 2007 годах, что объясняет резкий скачок интенсивности лесопользования в 2006 и 2008 годах соответственно.

Съем с гектара по хвойным насаждениям в среднем (10 м3/га в год) выше, чем по лиственным (4,6 м3/га в год). Особенно по таким древесным породам, как пихта (11 м3/га в год) и ель (13 м3/га в год). Такое положение объясняется высоким запасом древесины на одном гектаре и годовым приростом по данным древесным породам. Не последнюю роль сыграли природные катаклизмы (ветровалы и буреломы), во время которых значительнее всего пострадали еловые насаждения.

Определенное влияние на интенсивность лесопользования оказывают различные лесополитические установки и программы по лесовосстановлению и сохранению лесов. Например, программа по оставлению на корню отдельных перестойных или мертвых деревьев в рамках сохранения биологического разнообразия.

Выводы по результатам инвентаризации:

  • показатели ежегодного прироста в лесах Германии выше объемов ежегодной заготовки древесины;
  • за межинвентаризационный период произошло увеличение запаса леса на корню;
  • большие резервы лесопользования находятся у малых лесных предприятиях (площадью до 20 га) частной формы собственности;
  • прогнозируется тенденция увеличения запасов, что, в свою очередь, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Экономика и менеджмент лесного хозяйства

Таблица 10. Средняя финансовая нагрузка частных лесовладельцев
Германии

Таблица 10. Средняя финансовая нагрузка частных лесовладельцев Германии

Почти все лесные предприятия Германии (государственные и частные) по форме организации производства являются комплексными предприятиями, то есть ведут лесное хозяйство, занимаются лесопользованием, выполняют контрольные функции и функции управления лесами.

В зависимости от конечных экономических результатов и соотношения использования собственной рабочей силы и техники и привлекаемых сторонних организаций, часть объемов работ и мероприятий могут передаваться сторонним организациям.

Решение о привлечении сторонних организаций принимает руководитель предприятия. Работы в государственных лесхозах осуществляются организациями победителями конкурса на выполнение данных работ. Частные лесовладельцы, как правило, имеют долгосрочные договорные отношения со специализированными организациями.

Рынок работ и услуг в лесном хозяйстве Германии довольно развит. Отрасль обслуживает 7200 предпринимателей (рабочие − 23 тыс. чел.), которые оказывают специальные услуги (составление лесных планов, оценочная деятельность, составление различного рода заключений, управление лесами и т. д.) и выполняют производственные функции (валку леса, воспроизводство лесов, уход за лесными культурами и т. д.). Из них около 2500 − это высокомеханизированные предпринимательские структуры, имеющие 1000 харвестеров и 3000 форвардеров.

Финансирование государственных лесхозов осуществляется в сметном порядке из средств федеральных земель. Выручка, полученная государственным лесхозом от реализации древесины, поступает в доход госбюджета земли. При выполнении плана по реализации древесины часть средств остается в распоряжении лесхоза. Если план перевыполняется, то лесхоз получает дополнительное бюджетное финансирование. Такая схема финансовых отношений существует, например, в Баварии.

Таблица 11. Средние
экономические показатели
работы частных предприятий
Германии

Таблица 11. Средние экономические показатели работы частных предприятий Германии

Объем финансирования зависит от многих факт