Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Эколайф

Горели, горят… будут гореть?

В 1972 году в нашей стране в результате лесных пожаров, имевших масштабы природной катастрофы, сгорело 1460 тыс. га леса. Число пожаров достигло 40169, для их ликвидации были задействованы 100 тыс. военнослужащих и 15 тыс. единиц техники. И еще одна цифра: погибли 104 человека…

Новость по теме:

24 июля 2012
В Ленинградской области разработано 55% ветровалов 2010 года

 

Статья по теме:

Леса Ленобласти: жизнь после ветровала

Через 38 лет ситуация в лесном хозяйстве России сложилась не менее драматичная. И 2010-й войдет в историю лесного хозяйства России не только из-за аномально высоких летних температур воздуха, но и как год, после которого будет жизненно необходимо коренным образом пересмотреть российское лесное законодательство, правила, нормативы и организацию охраны лесов от пожаров.

Кто виноват?

Всем работникам лесного хозяйства известно, что возникновение лесного пожара возможно при одновременном наличии:

  1. горючего материала (древесины, лесной подстилки и пр.);
  2. источника огня (в России 95% лесных пожаров возникает по вине человека);
  3. условий для возгорания горючего материала (погодные условия, несовершенное лесное законодательство, плохо налаженная система государственной лесной охраны и др.).

В последнем пункте условно можно выделить две части: условия, созданные природой, и условия, созданные человеком, − управление охраной лесов от пожаров, то есть организация, планирование, финансирование и контроль.

В 2010 году в России произошло роковое совпадение аномальной жары и отсутствия государственной лесной охраны.

До принятия Лесного кодекса (2006 год) в лесном хозяйстве было занято всего около 200 тыс. человек, из них около 70 тыс. лесников, которые отвечали за охрану лесов от пожаров; их труд оплачивался из государственного бюджета. Одним из изъянов той системы финансирования была ее направленность не на конечный результат − гектары сбереженного леса, а на организацию противопожарных работ и мероприятий. Хотя работы и конечный результат − это не одно и то же. Можно много работать и не достичь желаемого результата. Тем не менее система охраны лесов от пожаров худо-бедно работала и соответствовала требованиям своего времени.

После введения нового Лесного кодекса общая численность занятых в лесном хозяйстве сократилась до 50 тыс. человек, а государственная лесная охрана была полностью ликвидирована.

Государство решило экономить на охране лесов от пожаров и переложило бремя основных затрат на мероприятия по предупреждению пожаров на арендаторов лесных участков (правда, в тушении лесных пожаров арендаторы участвовать не обязаны).

Из почти 1,18 млрд га государственных земель лесного фонда сегодня в аренде находится около 215 млн га (под различные виды пользования), то есть всего около 18%. Следовательно, остальные 82% территорий, свободных от аренды, оказались, по сути, без надлежащей лесной охраны…

Предварительные оценки

Таблица. Статистика лесных пожаров по регионам России,
тыс. га

Таблица. Статистика лесных пожаров по регионам России, тыс. га

Народная мудрость гласит: «Где тонко, там и рвется». В который раз ее справедливость подтвердило огненное лето − 2010: «экономия» на лесной пожарной охране вылилась в катастрофу национального масштаба.

В конце июля − начале августа сильнейшие лесные пожары охватили значительную часть территории России, включая европейскую. Наиболее масштабные лесные пожары бушевали в 17 центральных субъектах РФ. Горели леса, торф, жилые постройки, объекты социального назначения, воинские части.

В связи со сложившейся обстановкой Президент России был вынужден подписать указ о введении режима чрезвычайной ситуации в некоторых регионах России: Республике Марий Эл, Республике Мордовия, Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях. Было ограничено посещение гражданами лесов, а к ликвидации пожаров привлечены подразделения Вооруженных сил РФ, а также добровольцы и общественные организации. Свою помощь России оказали иностранные государства: Польша, Азербайджан, Белоруссия, Армения, Украина, Болгария, Латвия, Казахстан, Италия, Франция, Турция, Литва, Германия, Южная Корея. Они прислали спасателей и технику.

Точные данные о пожарах получить невозможно − лес продолжает гореть. На момент подготовки этой публикации приходили тревожные сведения о разгуле огненной стихии в Волгоградской и Саратовской областях: за одни только сутки 2 сентября там сгорело 532 строения, в том числе 400 жилых домов, без крова остались около тысячи человек (по данным РИА «Новости»). А доступные данные о площадях лесных пожаров сильно разнятся.

Так, по предварительной информации Рослесхоза, с наступлением пожароопасного периода в России произошло более 28 тыс. природных пожаров на общей площади 885 тыс. га, погибли около 50 человек, сгорело более 2500 жилых домов. По неизвестным причинам с 13 августа 2010 года Федеральное агентство лесного хозяйства закрыло доступ обычным гражданам к своим сводкам на сайте о текущей лесопожарной обстановке в России. В средства массовой информации поступали только итоговые данные о лесных пожарах по всей стране.

Однако специалисты Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) и специалисты Института леса им. В. Н. Сукачева Сибирского отделения Российской академии наук (ИЛ СО РАН) провели независимую предварительную оценку выгоревших лесных площадей и получили совершенно другие данные о лесных пожарах.

Оценка была дана на основе данных о лесных пожарах, полученных с помощью различных спутниковых систем: сотрудники ИКИ РАН использовали данные прибора MODIS, установленного на спутниках Terra и Aqua, а сотрудники ИЛ СО РАН оперировали данными прибора AVHRR, установленного на спутниках серии NOAA. По состоянию на 18 августа 2010 года учеными были даны оценки лесных площадей, пройденных огнем на территории России в пожароопасный сезон 2010 года: ИКИ РАН − около 5,8 млн га, ИЛ СО РАН − около 5,9 млн га. Более половины площадей этих пожаров приходятся на территории покрытые лесом. Такое совпадение независимых оценок свидетельствует об их высокой надежности1.

По информации Генеральной прокуратуры России, 29 июля 2010 года лесной пожар перекинулся на базу Военно-морского флота России, расположенную вблизи города Коломна Московской области. В результате сгорели штаб, финансовая часть, клуб, два бокса автомобильного парка, 13 хранилищ с авиационным имуществом различного назначения, 17 открытых площадок для хранения техники с находившимися на них автомобилями…

Дым от лесных и торфяных пожаров распространялся на сотни километров в другие регионы, плотно окутал столицу. Из задымленной Москвы в соседние регионы (в частности в Санкт-Петербург) спешно вывозили детей. Из-за лесных пожаров было закрыто много детских оздоровительных лагерей.

По данным Минздравсоцразвития2, в регионах, где указом Президента Российской Федерации была объявлена чрезвычайная ситуация в связи с обеспечением пожарной безопасности, смертность в июле 2010-го выросла по сравнению с июлем 2009 года:

  • во Владимирской обл. − на 18,4%;
  • в Ивановской обл. − на 18,3%;
  • в Московской и Тульской обл. − на 17,3%;
  • в Республике Татарстан − на 16,6%;
  • в Рязанской обл. − на 13,5%;
  • в Ульяновской обл.- на 13%;
  • в Тамбовской обл. − на 11,1%;
  • в Липецкой обл. − на 9%;
  • в Республике Мордовия − на 6,8%;
  • в Белгородской обл. − на 2,6%;
  • в Кировской обл. − на 1,1%;
  • в Воронежской обл. − на 0,7%.

Лесные пожары 2010 года нанесли лесному хозяйству России, экономике и социальной сфере огромный ущерб, точно оценить который в стоимостном выражении пока не представляется возможным. Ликвидация последствий погодных аномалий этого лета обойдется госбюджету примерно в 17 млрд руб. В такую сумму оценил урон от лесных пожаров и засухи вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Учитывая обширные площади лесных пожаров, количество уничтоженных жилых домов, число человеческих жертв, сумма бюджетных затрат будет существенно больше. Только правительство Московской области запросило 20−25 млрд руб. на ликвидацию проблемы торфяников.

Лесные пожары не только нанесли экономический ущерб, но и оказали сильное негативное воздействие на экологию регионов, последствия которого будут ощущаться многие годы: сокращение объемов выработки кислорода и поглощения углекислого газа лесами; ослабление защиты от ветровой и почвенной эрозии; снижение рекреационных функций лесов; ослабление поддержания водного баланса и др. Кроме того, в этом году от огня пострадали многие особо- охраняемые природные территории. По данным Минприроды, пожары были зарегистрированы в 60 федеральных заповедниках и национальных парках.

Одна из причин столь значительного ущерба − отсутствие системы государственной лесной охраны.

Где же сбой в механизме?

Оценивая существующие сегодня в РФ организационно-экономический и правовой механизмы защиты лесов от пожаров, следует признать: в результате упразднения государственной лесной охраны и демонтажа старой системы охраны лесов эффективность организации и финансирования превентивных и репрессивных мер в этой области оказалась очень низкой. Основные причины:

  • попытка государственной власти применить рыночные механизмы при охране лесов от пожаров (охрана лесов и жилых объектов от пожаров − это нерыночная сфера деятельности);
  • отсутствие единого координационного центра охраны лесов от пожаров (огненная стихия не признает административных и государственных границ и совершенно не желает учитывать итоги ежегодных селекторных совещаний в начале пожароопасного сезона и пункты составленных планов борьбы с лесными пожарами в регионах, то есть решения тех «мероприятий», которые подменяют настоящую организацию охраны лесов, перенося центр тяжести работы из леса в кабинеты);
  • недостаточное бюджетное финансирование и отсутствие механизма соизмерения затрат на охрану лесов и полученных результатов;
  • отсутствие мотивации у временных лесопользователей в качественном проведении предупредительных мероприятий на землях государственного лесного фонда за собственный счет и др.

Каков механизм ответственности?

Существующий правовой механизм привлечения к ответственности нарушителей правил пожарной безопасности в лесах не позволяет эффективно воздействовать на виновников возникновения лесных пожаров.

Методические подходы к установлению экономического ущерба от лесных пожаров нуждаются в доработке, они не учитывают вреда, причиненного лесу как экосистеме; механизм возмещения экономического ущерба от лесных пожаров труднореализуем.

Таким образом, ответственность за нарушение лесного законодательства в области охраны лесов от пожаров как экономико-правовой комплекс по предупреждению и возмещению вреда лесам и лесному хозяйству на практике не выполняет своих основных функций: стимулирующей, компенсационной и превентивной.

Статистика лесных пожаров в России

Официальные данные Рослесхоза свидетельствуют, что среднегодовая площадь лесных пожаров за последние 10 лет составляет более 700 тыс. га. Пожарами постоянно охватываются большие площади лесных территорий на Дальнем Востоке и в Сибири.

Наземная охрана

В настоящее время в лесном хозяйстве России наземной охраной обеспечено лишь 4,4% площади земель лесного фонда (около 48 261 тыс. га). На охрану лесов от пожаров из федерального бюджета ежегодно выделяется около 3 млрд руб., что в 3−4 раза меньше, чем до принятия нового Лесного кодекса. В пересчете на один гектар сумма составляет 2,54 руб.

Вся территория лесного фонда делится на лесные участки, свободные от аренды, и лесные участки, сданные в аренду. Для участков, свободных от аренды, государственные лесничества ежегодно разрабатывают годовые оперативные планы противопожарных мероприятий. Затем субъекты РФ размещают государственный заказ на тушение лесных пожаров с последующим заключением государственных контрактов с коммерческими организациями сроком только на один год.

Авиационная охрана лесов от пожаров

Авиационной охраной лесов от пожаров охвачено 45,2% (501 176 тыс. га) общей площади лесного фонда; зона космического мониторинга I уровня охватывает 19,4% (215 465 тыс. га), а зона космического мониторинга II уровня − 31% (343 222,5 тыс. га).

С 1936 по 2007 год в стране существовала специализированная государственная авиационная служба «Авиалесоохрана». В ее состав входили 23 крупные региональные авиабазы, которые состояли из 262 подразделений − авиаотделений, авиагрупп, оперативных точек, механизированных отрядов.

Накануне реформы лесного хозяйства в штате этой службы состояло свыше 6 тыс. работников, из которых около 3 тыс. были сотрудниками десантно-пожарной службы.

После принятия нового Лесного кодекса все филиалы «Авиалесоохраны» были ликвидированы, авиация передана региональным властям. Тем самым значительно усложнилось решение вопросов с переброской сил и средств пожаротушения из одного региона в другой, а ведь лесные пожары, как мы уже отмечали, не признают никаких границ.

Что делать?

В сложившихся сегодня в стране условиях наиболее эффективными мерами по исправлению ситуации с пожарной охраной лесов могут стать:

  • создание государственной лесной охраны численностью хотя бы 30 тыс. человек;
  • отказ от финансирования охраны лесов от пожаров в рамках Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • введение прямого бюджетного финансирования этого вида деятельности.

Владимир ПЕТРОВ,
д-р экон. наук, профессор

Комментарий

Проф. Тимо Карьялайнен, институт Metla, Финляндия:

– Огромный ущерб, нанесенный российским лесам, конечно, связан с аномальной жарой. Но к катастрофическим последствиям он привел в сочетании с другими факторами.
Прежде всего это отсутствие развитой сети лесных дорог – как видим, это важно не только для освоения лесов, но и для оперативного тушения пожаров. Из-за отсутствия лесных дорог или их плохого состояния пожарным было трудно добраться до места возгорания. Отчасти на ситуацию повлияло и то, что в лесах России сейчас много сухой, мертвой древесины. Ее было бы значительно меньше, если бы проходные рубки были интенсивнее.
Еще один важный момент заключается в причинах возгораний. Известно, что большинство из них происходит по вине людей. В Финляндии в 1960–1970-х годах удалось заметно снизить количество лесных пожаров благодаря информированию населения. Сейчас люди понимают, что их действия могут нанести урон лесу. Добавьте к этому реализованную программу построения лесных дорог в стране, и вы увидите, что в Финляндии лесные пожары сейчас не такая проблема, как до 1960 года.

Существенная разница между лесопользованием в Финляндии и России заключается еще и в системе владения. В нашей стране у лесов всегда имеется конкретный владелец, а к чужому имуществу у нас принято относиться с уважением.