В ФРГ продлили сроки службы АЭС
Благо для биоэнергетики, или атомный переворот в отдельно взятой стране
«Канцлер встала на колени перед энергетическим лобби», «Антиконституционный договор», «Атомная операция под покровом ночи» − весь сентябрь ни немецкие журналисты, ни оппозиционные политики не жалеют хлестких выражений, комментируя решение федерального правительства Германии существенно продлить сроки службы немецких атомных электростанций и сохранить атомный характер немецкой энергетики вплоть до 2037 года.
В знак протеста против этого решения около двух тысяч демонстрантов пришли к зданию администрации канцлера Ангелы Меркель, чтобы выпустить в небо тысячи черных надувных воздушных шаров, на которых значок радиации плавно переходит в изображение черепа и костей… Но этот протест не увиден, не услышан и не принят во внимание. Решение было принято, причем в спешке и под покровом ночи.
Ключевое заседание правительства и глав четырех ведущих энергетических концернов страны − EnBW, E.On,RWE и Vattenfall − началось в воскресенье, 5 сентября, в 11 часов вечера. Вышли участники из зала, где проходило заседание, лишь к шести утра понедельника более чем довольные достигнутым соглашением: правительство и концерны поставили крест на плане «Выход из атома», который входит в состав концепции энергетической политики, принятой в 2000 году коалиционным правительством СДПГ и «зеленых» еще при канцлере Герхарде Шрёдере и предусматривавшей закрытие всех АЭС в стране до 2023 года в обмен на налоговые и прочие льготы энергетикам.
Остановка 17 действующих в стане атомных станций (все на территории бывшей Западной Германии) отложена еще на 8−14 лет(в зависимости от года пуска АЭС). Если эти планы будут осуществлены, последний атомный реактор в Германии будет заглушен в 2037 году. В обмен на такой щедрый подарок концерны обязуются инвестировать в развитие экологически чистых источников энергии дополнительно 15 млрд евро из прибыли, полученной от реализации «атомного» электричества. По мнению Ангелы Меркель, представлявшей проект, это поможет стимулировать развитие «зеленой» энергетики и сделает реальным переход на возобновляемые источники энергии. У оппозиции иной взгляд на проблему.
«Если правительство попытается протащить этот закон в обход бундесрата, мы обратимся в конституционный суд», − заявил председатель СДПГ и бывший министр по делам экологии и безопасности реакторов Зигмар Габриэль. «Меркель, Вестервелле (вице-канцлер) и прочие болтаются на веревочках у энергетических концернов», − прокомментировала происходящее председатель парламентской фракции «зеленых» Ренате Кюнаст.
Дискуссия вокруг перспектив развития атомной энергетики − сегодня одна из самых острых, предельно поляризирующих немецкое общество. Мало какая проблема может собрать в Германии демонстрацию в 120 тыс. человек, а именно столько людей выстроились в апреле этого года в живую цепочку между гамбургской АЭС «Крюммель» и реактором «Брунсбюттель», расположенном в доброй сотне километров от Гамбурга, на побережье Северного моря, у города Куксхафен. Демонстранты требовали немедленного закрытия всех немецких АЭС, не дожидаясь сроков, обозначенных концепцией «Выход из атома». И вряд ли кто-то из митингующих подозревал, что ему предстоит, даже выйдя на пенсию, по-прежнему освещать свой дом электричеством, выработанным на атомной электростанции.
Впрочем, все чаще поддержку в обществе находят и сторонники продления срока службы атомных станций. Согласно опросу, проведенному социологическим институтом Infratest Dimar, 37% немецких граждан выступают за то, чтобы разрешить АЭС проработать дополнительно 10−15 лет. Еще больше − 59% согласны на продление работы АЭС, если это создаст новые рабочие места. Наконец, 73% граждан не против видеть за окном своего дома силуэт атомной станции с работающим реактором, если продление срока его службы поможет сэкономить деньги для развития альтернативных источников энергии. Именно к этой группе населения обращается канцлер Ангела Меркель, когда говорит, что продление службы АЭС необходимо для того, чтобы дать возможность развиться альтернативной энергетике. За последние девять лет немецкие власти выделили на развитие альтернативной энергетики более 40 млрд евро (каждый киловатт-час, потребляемый гражданами ФРГ, облагается дополнительным налогом, идущим на поддержку солнечной, ветровой и других видов возобновляемой энергии, в том числе и энергии, получаемой из биомассы). Но на «зеленую» энергетику пока приходится лишь 16% всего потребляемого в Германии электричества. В свою очередь, АЭС генерируют 23% электроэнергии, лишь немногим уступая работающим на буром угле ТЭС (25% электрогенерирующих мощностей).
АЭС являются также наиболее экологичными с точки зрения выбросов в атмосферу углекислого газа. С учетом всего производственного цикла на один киловатт-час произведенной электроэнергии АЭС выбрасывают в атмосферу лишь 32 г двуокиси углерода. Это в 40 раз меньше показателей ТЭС, работающих на буром угле. И самое главное, именно АЭС являются наиболее надежными поставщиками электроэнергии в Германии.
Сегодня структура производства электроэнергии выглядит следующим образом. Основу генерирующих мощностей составляют АЭС, которые почти всегда работают со стопроцентной нагрузкой. За ними идут ТЭС на буром угле. Вместе эти два источника энергии генерируют стабильный объем электричества, почти равный объему, потребляемому Германией при дневном минимуме нагрузки. С возрастанием нагрузки в сеть включаются ТЭС, работающие на каменном угле. Затем газовые электростанции. Лишь минимальный объем энергии генерируется возобновляемыми источниками энергии, мощность которых зависит от скорости ветра и облачности. Если АЭС будут отключены, Германия потеряет четверть своих энергомощностей, гарантирующих наиболее стабильное электроснабжение. Возникшую дыру правительство предполагает закрывать электричеством, генерируемым с помощью возобновляемых источников; но, чтобы повысить их долю, как обещано, до 30% потребляемого электричества в 2020 году и до 40% к 2030 году, отрасли нужны гигантские инвестиции. По мнению Ангелы Меркель и ее советников, такие инвестиции можно найти, только оттянув время благодаря сохранению АЭС.
Именно то, что энергоснабжение с помощью АЭС наиболее стабильно и не зависит от внешних факторов, является главной причиной, обеспечивающей поддержку планов правительства. «Население Германии очень хорошо относится к идее использования возобновляемых источников энергии. Но при этом у граждан есть большие сомнения насчет эффективности энергоснабжения страны преимущественно с помощью возобновляемой энергии. Разумеется, скепсис относительно атомных электростанций был очень велик в Германии после аварии на Чернобыльской АЭС. Но с тех пор прошло много лет. Сегодня социологи фиксируют в ФРГ четкий тренд, показывающий, что гражданам в первую очередь важно, чтобы поставщики энергии были надежны и энергия была дешевая. Атомная энергия отвечает обоим этим требованиям», − поясняет профессор Манфред Гюлльнер, исполняющий директор одного из ведущих немецких социологических институтов Forsa.
Правда, благие планы правительства по поддержке «зеленой» энергетики за счет АЭС могут и не осуществиться. Внезапное изменение властями Германии «правил игры» смешало все карты средним и мелким игрокам на энергетическом рынке. Продление срока службы АЭС, уже покрывших инвестиции на свое строительство, означает снижение стоимости электроэнергии на рынке. В итоге небольшие компании, вложившие средства в строительство новых, экологически чистых электростанций в расчете на более высокие цены на электричество, могут лишиться запланированной прибыли. По подсчетам коммунальных электростанций, принадлежащих немецким городам, ущерб в виде упущенной прибыли может составить 4,5 млрд евро.
«Нельзя допустить, чтобы продление сроков службы АЭС поставило под угрозу эти инвестиции», − заявила мэр Франкфурта-на-Майне и президент Совета немецких городов Петра Рот. Федеральное правительство отрицает наличие подобной проблемы. «Руководство городских электростанций говорит: нам нужны самые высокие цены, чтобы наши инвестиции окупились. Это не имеет ничего общего с нашей политикой», − сказал Йоахим Пфайффер, эксперт по вопросам экономической политики фракции ХДС/ХСС в бундестаге.
Впрочем, продление сроков службы АЭС означает лишь то, что превращение Германии в страну без атомной энергетики произойдет на несколько лет позже, чем было запланировано. Поэтому уже сегодня немецкие энергетические концерны ищут применение своим ядерным технологиям за рубежом. Одним из самых крупных подобных проектов является возведение консорциумом немецких электрогигантов E.On и RWE новой атомной электростанции в Великобритании. В этой стране, где 20% энергопотребления покрывается с помощью десяти имеющихся АЭС, консервативное правительство реализует программу масштабного обновления парка реакторов. Семь из десяти станций предполагается закрыть в течение ближайших восьми лет, и за этот же срок в Великобритании планируется построить десять новых реакторов. Иными словами, как заявил в Берлине на энергетической конференции председатель совета директоров компании BP Europa SE Уве Франке, «гражданское использование атомной энергии не завершено; возможно, нас ожидает даже ее ренессанс − хотя, конечно, не в Германии».
По материалам немецких СМИ
Сергей ПЕРЕДЕРИЙ,
Дюссельдорф (Германия)