Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Деревянное домостроение

Тюльпанное дерево

Старинные традиции в Новом Свете

Оказывается, тюльпанное дерево и американская черная вишня (черешня), считающиеся экзотическими породами, были известны европейцам давно. Первая американская вишня высадилась на европейский континент чуть менее 400 лет назад, положив начало как минимум пяти подвидам. Тюльпанное дерево росло в Альпах и того раньше.

Рисунки смотрите в PDF-версии журнала

В XIX веке на древесину обеих пород закрепился устойчивый спрос как на европейском, так и на домашнем рынках. Сегодня она доступна для широкого использования, представая перед конечным потребителем в новом свете.

Тюльпанное дерево


Рис. 1

Liriodendron tulipifera, или тюльпанное дерево, − коренной житель США, растет в изобилии на территории почти всех штатов. Хотя тюльпанное дерево − явление для Европы, в общем­то, уникальное, отдельные его плантации можно встретить и во Франции (Нант и Бордо), и в Великобритании (Кью Гаденс). Исследования доказывают, что тюльпанное дерево издревле существовало на территории Альп, но исчезло во время ледникового периода. В Аппалачах этого не произошло − теплый воздух с Мексиканского залива и конфигурация горного плато способствовали быстрому распространению породы.

Странное название дереву дали европейцы, высадившиеся у берегов Америки еще в XVI веке. Путешественники приняли его за разновидность европейского тополя, а листва, образующая силуэт тюльпана, не оставила выбора воображению. С тех пор Liriodendron tulipifera называют либо желтым тополем, либо тюльпанным деревом. Хотя к тополю этот вид отношения не имеет, а принадлежит к семейству магнолий и его древесина обладает иными качествами, чем древесина тополя или ивы, к которым он зачастую ошибочно относится неспециалистами.

Характеристики древесины и сферы применения

Сливочно­белая заболонь может содержать полосы, а цвет сердцевины варьируется от бледного желто­коричневого до оливково­зеленого. Зеленого оттенка сердцевина темнеет под воздействием света и становится бурой. Древесина обладает средней/мелкозернистой текстурой и прямым волокном. Размер заболони и некоторые другие физические характеристики тюльпанного дерева различаются в зависимости от региона произрастания.

Древесина легко поддается машинной обработке, обстругиванию, токарной обточке, склеиванию и сверлению. Быстро сохнет с минимальной деформацией в готовом изделии и при креплении гвоздями редко расщепляется. Исключительно хорошо держит краску, эмаль и протравку. Древесина средней плотности, с низкими показателями по сгибанию, отличается стойкостью к ударным нагрузкам, отличными показателями прочности и жесткости по отношению к своему весу. При этом она подвержена гниению, умеренно поддается обработке антисептиком.

Первоначально деревообработчики ценили тюльпанное дерево за то, что из него получались длинные цельные и однородные плиты, которые можно было использовать как в мебельном производстве, так и в строительстве. Кстати, при изготовлении мебели цельные доски тюльпанного дерева производители использовали в тех частях мебели, которые не бросаются в глаза, и подкрашивали их под цвет деталей, сделанных из «основной» древесины, например из более дорогих американской вишни или черного ореха. В Италии древесина тюльпанного дерева таким образом применялась в массовом производстве мебели, заменяя итальянский орех.

Рынок


Рис. 2

На внутреннем рынке по объемам потребления древесина тюльпанного дерева (рис. 1) занимает третье место − после древесины красного и белого дуба и перед древесиной клена − лидерами американского леспрома.

Как отмечалось выше, экспорт древесины тюльпанного дерева за последнее десятилетие значительно вырос: вслед за Италией и Великобританией ее стали приобретать Бельгия, Германия, Испания, спрос на нее растет в Греции и Израиле. Сегодня объемы мирового экспорта пиломатериалов из древесины тюльпанного дерева превышают 200 тыс. м3 в год.

Черная вишня

Хотя насаждения американской черной вишни (Prunus serotina, черешневого дерева) составляют только 2% от всех произрастающих твердолиственных пород в США, объемы ее экспорта, равно как и спрос, неизменно высоки.

Американцы считают современное производство пиломатериалов из вишни блестящим доказательством правильности избранной лесоводческой политики.

Черная вишня, в отличие от тюльпанного дерева, произрастает в США исключительно на восточных плантациях − в Вирджинии, Западной Вирджинии и Нью­Йорке. Помимо садов, находящихся в частном владении, существуют вишневые сады Аллегени, принадлежащие государству. Они находятся на границе штатов Пенсильвания и Нью­Йорк.

Программа восстановления вишневых садов началась более ста лет назад. К 1900 году площадь посадок составляла 10% от современной, а четыре года спустя сады были уничтожены пожаром. И только через 60 лет удалось восстановить 68% плантаций в Пенсильвании, что само по себе − большое достижение. Сегодня львиная доля древесины американской вишни поставляется на мировой рынок именно из этого штата.

Характеристики древесины и сферы применения


Рис. 3

Древесина характеризуется богатым насыщенным цветом сердцевины, который может меняться под воздействием солнечных лучей. Заболонь отличается сливочно­белым цветом, сохраняющимся без паровой обработки, а при таковой меняющимся на более темный. Древесина прямослойная, равномерная, с гладкой текстурой. Она легко поддается машинной обработке, склеиванию, сверлению. После первичной обработки хорошо полируется и быстро высыхает.

Со времен Средневековья вишня незаменима при изготовлении дорогой мебели, музыкальных инструментов, элементов интерьера: наборного паркета, панелей, резных вставок и деталей.

Форма

Дэвид Аджайе, победитель Лондонского фестиваля дизайна и архитектуры в 2008 году, выбрал древесину тюльпанного дерева в качестве основного материала для своего павильона «Склера». Павильон представляет собой эллиптическую конструкцию размером 12 х 8 м, расположенную у реки Темза, недалеко от Южного центрального парка британской столицы (рис. 2). По словам Аджайе, материал удивил его прочностью, твердостью, упругостью, а также цветом и текстурой.

Архитектор давно использует тюльпанное дерево в оформлении интерьера, а создание проекта на открытом воздухе стало своего рода вызовом стихии и проверкой собственного мастерства.

В 2009 году Аджайе передал эстафету мастерам из группы Established’s Design Development − Себастиану Ронгу и Ричарду Вудсу. Для своей инсталляции на международном мебельном салоне в Милане они выбрали «использованные» материалы из древесины тюльпанного дерева, воссоздав цельную структуру бревен из отдельных кусков и обломков. Конструкция получила название Bench Press (рис. 3) и была посвящена проблеме эффективного использования природных ресурсов.

Звук


Рис. 4

Премией Wood Awards­-2004 за лучшую новаторскую работу из древесины был отмечен Робин Джениннгс, создавший орган из древесины тюльпанного дерева для церкви св. Марии в Стритли, Беркшир. Это был своего рода прорыв, поскольку органы никогда не изготавливались из такого материала. Одиннадцатирегистровый орган 16 футов в высоту был освящен Оксфордским епископом и считается одним из лучших современных органов в мире.

Но самую большую награду (Притцкеровская премия 1998 года, аналог Нобелевской премии в архитектуре) за новаторство и упорство, за дизайнерское бесстрашие и талант получил Ренцо Пьяно.

Мало того, что он выиграл битву с властями Рима и получил разрешение на беспрецедентное строительство на территории Вечного города деревянного здания Музыкального аудиториума (согласно градостроительным законам, существующим в Риме, в историческом центре итальянской столицы запрещено строить деревянные здания), он еще и поразил всех своим выбором древесины.

Вместо традиционных материалов Пьяно решил использовать для отделки полов и стен в огромном музыкальном комплексе американскую черную вишню. Концертный зал был достроен в 2002 году, а архитектору была вручена золотая памятная медаль города Рима

Когда у архитектора спросили, чем объясняется его выбор, он признался, что логика крайне проста: испокон веков из вишни изготавливались самые лучшие музыкальные инструменты (виолончели, скрипки, контрабасы, пианино…), так какую же еще древесину нужно использовать для отделки современного музыкального центра, как не вишню? Даже для тех помещений, которые были предназначены для репетиций симфонических оркестров и хора, Ренцо Пьяно выбрал черную вишню, обеспечив залам непревзойденную акустику (рис. 4).

Цвет


Рис. 5

Для испанского архитектора Рафаэля Монео богатство оттенков тонов стало причиной выбора древесины американской вишни в качестве материала для стен и мебели здания Национального Наваррского архива в Памплоне. Проект реконструкции этого здания предусматривает использование двух типов материалов, и замысел архитектора заключался в своеобразной игре двух стихий − теплого дерева и холодных тонов мраморной отделки лестниц, пола, подоконников, огромных помещений фойе и архивов. А черная вишня была призвана добавить легкости и тепла в строгую атмосферу архива. За счет градации натуральных тонов древесины − от белого до молочного, серого, бежевого визуально увеличивается пространство и одновременно создается эффект «солнечного света», заливающего здание (рис. 5).

Текстура вишни и ее цвет привлекли внимание группы дизайнеров и архитекторов, которые проектировали в Женеве новый офис старейшей швейцарской часовой компании Vacheron Constantin. Сочетание двух материалов − древесины и стали, использование естественного освещения для здания, расположенного в парке, игра с пространством и формой − все это стало находкой. А уникальная цветовая гамма древесины американской вишни (в здании деревянные полы) придает интерьеру офиса атмосферу хай­тека и классики одновременно.

Ольга МАМАЕВА

Кстати

Древесина тюльпанного дерева на протяжении ХХ столетия выполняла функцию «дублера» дорогих пород. Недавно, во время ревизии, проводившейся в резиденции королевы Великобритании − Букингемском дворце, королевские плотники исследовали состояние каминов. В числе прочего предметом их пристального внимания был и камин времен короля Эдуарда (начала 1900­-х годов). Долго считалось, что отделка этого высокохудожественного образца работы мастеров начала прошлого века выполнена из темного красного дерева. Однако с внутренней стороны деревянные детали камина имели зеленоватый цвет. Специалисты определили, что сделаны эти детали из древесины тюльпанного дерева.

В 1980-­е годы она служила для мебельщиков Европы заменителем крайне дорогой и популярной древесины гонистилюса, тропического дерева, растущего в Юго­Восточной Азии.

Надежность, удобство, красота − на этих «китах», по мнению архитектора с мировым именем Антонио Палладио, держится настоящая архитектура . Именно этими категориями можно описать архитектурные сооружения, созданные из древесины тюльпанного дерева и американской черной вишни современными мастерами. Они к своему удивлению обнаружили огромный потенциал у «старых знакомцев» и пустились в самые неожиданные эксперименты с формой, цветом и даже звуком.

Сироп от кашля, желе, варенье и вино… Все это традиционно готовили и готовят сейчас из американской черной вишни − дерева, которое было привезено из Европы открывателями Нового Света в 1629 году.