События

У российского леспрома две беды: дороги и пожары

На конференции «Лесное хозяйство России» в рамках XII Международного лесного форума, едва ли не каждый выступавший затрагивал тему катастрофических природных пожаров прошлого лета. Не меньше внимания было уделено лесным дорогам.

О важности лесной транспортной инфраструктуры для освоения лесосырьевого потенциала страны специалисты говорят уже давно, но на сей раз этот вопрос плотно увязывался с охраной лесов. Без развитой сети лесных дорог спасти леса от пожаров невозможно, считают специалисты.

С обстоятельными докладами о региональном опыте развития лесной транспортной инфраструктуры выступили заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента лесного сектора Виктор Грачев и министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Юрий Трубин. Вопросов выступавшим задавали много, и обсуждение наболевшей темы шло активно. Оно и понятно: любой позитивный опыт при отсутствии внятных законов и разумных действий государства в этом вопросе очень ценен.

Проблемы общие

Виктор Грачев в своем докладе привел цифры, красноречиво характеризующие нынешнее положение дел с лесными дорогами. В целом плотность лесных дорог в Российской Федерации составляет менее 1,5 км на тысячу гектаров, а по Северо-­Западному федеральному округу − 2 км, что примерно в 10 раз меньше нормативной. Для сравнения: в Швеции и США этот показатель составляет 10–12 км на тысячу гектаров, а в Финляндии и Германии − превышает 40 км.

Из­за низкой плотности транспортной инфраструктуры лесосырьевой потенциал в России используется недостаточно, расчетная лесосека осваивается менее чем на 30%, по Северо­Западу − на 41%. Объем заготовки древесины в целом по России сегодня почти в два раза ниже этого же показателя в 1990 году.

Докладчик отметил, что неразвитость сети лесных дорог не только сдерживает рост объемов лесозаготовок, но и не позволяет эффективно вести лесное хозяйство. Без необходимого количества лесных дорог невозможно должным образом обеспечивать охрану и защиту леса от лесонарушений, пожаров, осуществлять лесовосстановление и лесопользование.

Кроме того, для многих лесных поселков, бывших лесопунктов лесные дороги являются единственной транспортной артерией и используются для межпоселковых сообщений, доставки товаров первой необходимости, оказания медицинской помощи, удовлетворения других социально­бытовых потребностей. Все эти аспекты учитывались при создании Программы развития сети лесных дорог Вологодской области на 2007–2010 годы.

Как и по всей стране, в последние десятилетия в Вологодской области ежегодный объем строительства лесовозных дорог круглогодичного действия снизился: с 411 км в 1987 году до 180 км в 2009 году. В настоящее время протяженность автомобильных дорог в лесном фонде области составляет 26 тыс. км, в том числе лесохозяйственных − 15 тыс. км, лесовозных − 11 тыс. км. При создании программы был проведен анализ действующих транспортных систем области − лесных и автомобильных дорог общего пользования, железнодорожных путей, в том числе узкоколеек, и других возможных маршрутов транспортировки леса. Были выделены транспортно­доступные участки лесного фонда с учетом существующей лесной инфраструктуры, а также определены недоступные участки лесного фонда. Разработана схема строительства лесных дорог. Было запланировано строительство 347 км лесных дорог с учетом максимального экономически эффективного использования лесного фонда и обеспечения транспортного сообщения с удаленными лесными поселками.

В 2009 году протяженность построенных дорог в области составила 40 км, из них 25 км было построено за счет федеральных средств и 15 − за счет арендаторов. В 2010 году будет построено 50 км: 33 км за счет федеральных средств и 17 км за счет арендаторов. Увеличение объемов строительства лесных дорог за последние годы сказалось на объемах лесопользования и лесном доходе. Как отметил Виктор Грачев, базой для выполнения Программы развития лесных дорог послужило то, что в Вологодской области была сохранена система лесхозов, за последние три года много было вложено в их материальное оснащение, удалось сохранить специалистов, технику, дороги.

Юрий Трубин в своем докладе отметил, что в целом подходы к решению вопросов строительства лесных дорог в Архангельской и Вологодской областях одинаковы. В Архангельской области также провели анализ состояния лесной транспортной инфраструктуры. Выяснилось, что все дороги общего пользования входят в систему лесных дорог, так как по ним осуществляется перевозка леса.

Для жителей ‘этой области ситуация сложна тем, что в настоящий момент состояние почти всех дорог очень плохое − 93% дорог общего пользования не соответствуют эксплуатационным характеристикам. В неудовлетворительном состоянии находятся и многочисленные мосты на дорогах общего пользования. Большое количество рек и системы водоемов в области позволяют сплавлять лес по воде, используется для этих целей и железнодорожная сеть, но, как отметил Юрий Трубин, регион нуждается в надежной сети автомобильных дорог, так как во время весенне­осенних паводков многие районы области просто недоступны. К сожалению, выделяемых средств на решение этого вопроса недостаточно.

Сейчас в Архангельской области занимаются строительством дорог общего пользования и ремонтом тех их частей, по которым ходят лесовозы. Работа проводится за счет средств регионального бюджета с привлечением средств федеральных при соотношении 60:40. Как и в Вологодской области, в Архангельском регионе в 2009–2010 годах отмечен скачок объема строительства лесных дорог.

Представители двух лесных регионов подчеркивали в своих выступлениях, что строительство лесных дорог не может идти необходимыми темпами, поскольку не решено еще много вопросов на федеральном уровне. Виктор Грачев рассказал о предложениях Вологодской области по этому поводу. Лимиты бюджетных субвенций на строительство дорог нужно определять накануне планируемого года. Необходимо разработать порядок постановки лесных дорог на баланс (в настоящее время они находятся на балансе инвесторов). Также нужно разработать нормативы содержания лесных дорог и определить источники финансирования их содержания и ремонта.

Спасайся кто может

Председатель Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Александр Степченко в своем выступлении отметил, что погодные условия летом 2010 года в этом северном регионе были не менее сложными, чем в Центральной России. Однако катастрофической ситуации с пожарами удалось избежать благодаря тому, что за последние три года была создана новая эффективная структура управления лесами, в которую входит и государственное учреждение, осуществляющее организацию охраны лесов, в том числе и тушение лесных пожаров.

Удивительно, что показатели по пожарам в Ленинградской области этим летом были ниже, чем в прошлом году. Выступавший объяснил этот факт, в частности, тем, что в области не только сумели сохранить пожарно­технические станции, но и пополнили их новой техникой − в прошлом году парк увеличился на 16 пожарных машин. В настоящий момент пожарно­технические станции имеют 104 пожарных автомобиля и более 60 дорожно­строительных бульдозеров.

Александр Степченко подчеркнул, что тушение пожаров − это государственная функция. Очевидно, что многое в пожароопасный период зависит от того, как сработают чиновники и соответствующие службы. В Ленинградской области летом 2010­го был усилен контроль посещения лесов, установлены дополнительные посты дорожно­патрульной службы в местах, примыкающих к въездам в лесные массивы.

Муниципальным властям были даны полномочия по ограничению посещения наиболее пожароопасных участков. В регионе сформировали 207 мобильных групп пожаротушения, в лесничествах были готовы к работе 93 пожарно­технические станции, строились и ремонтировались лесные дороги и минерализованные полосы для остановки пожаров. Велось постоянное видеонаблюдение 62 камерами.

Главное управление МЧС по Ленинградской области создало два сводных отряда для быстрой переброски в любой район области. Результаты этой работы налицо, и она будет продолжаться, отметил г­н Степченко. В этом году будет усовершенствована система видеонаблюдения и создан единый центр, куда станет стекаться вся информация с видеокамер для контроля и оперативного принятия решений.

Министр природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Елена Вавилова в своем докладе также отметила, что грамотные действия краевого правительства помогли избежать катастрофы. В Красноярском крае готовились к гораздо большему количеству пожаров, но благодаря тому, что была проведена хорошая подготовка к пожароопасному периоду, пожаров произошло меньше, чем предполагалось, они не достигли населенных пунктов, жертв среди населения не было.

По словам г­жи Вавиловой, в крае было сделано все, чтобы сохранить специализированные структуры по тушению пожаров. Здесь не стали списывать технику, несмотря на ее износ, сохранили материально­техническую базу и выделили большой объем средств на ее обновление. В результате одна из авиаструктур Красноярского края была признана лучшей в России.

Никто из выступавших на конференции не исключал возможности повторения катастрофических пожаров в российских лесах, если государством не будут приняты срочные меры.

Специалисты леспрома призывали как можно быстрее выработать государственную политику и разработать нормативно­правовую базу в области охраны лесов. К тому же практика показала, что у нас недостает не только современной техники для пожаротушения, но и технологий, а также хорошо обученных людей. Директор Санкт­Петербургского НИИ лесного хозяйства Анатолий Собанин рассказал, что институт располагает научным потенциалом и хорошей технической базой − в СПб НИИЛХ работают три специализированные лаборатории, на базе которых можно, например, создать российский центр повышения квалификации и подготовки кадров по пожаротушению. Институт готов внести свой вклад в создание эффективной системы защиты лесов от пожаров, но конкретных предложений от Рослесхоза пока не поступало.

Галина МАЛИКОВА