Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Транспортное освоение лесов

Лесные дороги

Чрезвычайная пожарная обстановка в лесах летом 2010 года наглядно показала несовершенство российского лесного законодательства в той его части, которая касается мер по обеспечению пожарной безопасности лесов. Огненное лето – 2010 выявило несостоятельность организации лесной охраны государственными контролирующими органами, а также всего Лесного кодекса с множеством внесенных в него поправок.

Рис. 1. Плотность лесных дорог (км) на 1000 га лесов в некоторых странах на 2010 год

Рис. 2. Объем производства необработанной древесины, тыс. плотн. м3

Рис. 3. Планирование строительства лесных дорог на период до 2020 года

Рис. 4. Структура арендных отношений в зависимости от объема заготовки древесины

Рисунки и таблицу «Показатели необходимого ежегодного прироста протяженности лесных дорог для обеспечения прогнозируемых объемов заготовки и вывозки древесного сырья по некоторым федеральным округам РФ» к статье «Транспортное освоение лесов» смотрите в PDF-версии журнала

Транспортное освоение лесов

Одной из причин столь продолжительных лесных пожаров явилось неудовлетворительное состояние лесных дорог или их отсутствие в лесных массивах, так как сеть существующих лесохозяйственных и противопожарных дорог в большинстве регионов не обеспечивает повсеместную противопожарную безопасность и оперативную доставку сил и средств для тушения лесных пожаров.

Поэтому сейчас проблема проектирования и строительства дорог лесохозяйственного и противопожарного назначения для российского лесного хозяйства как никогда остра.

По мнению заместителя директора Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов Дмитрия Замолодчикова, существующий Лесной кодекс нуждается в изменении: «В результате лесной реформы все вопросы управления лесами были перенесены из зоны ответственности федеральных властей на региональный уровень. Это касалось и охраны лесов от пожаров, которая включает в себя не только тушение, но и профилактику − устройство противопожарных просек, полос, очистку леса от сухостоя».

Слабая развитость дорожно-транспортной инфраструктуры негативно сказывается не только на уровне пожарной безопасности в лесах, но и на состоянии всего лесного комплекса страны.

Организация транспортировки заготовленной древесины, перевозки различных лесных грузов, обеспечение транспортной доступности лесных массивов − одна из наиболее острых проблем российского ЛПК. Отсутствие дорог круглогодичного действия сдерживает эффективное освоение эксплуатационных лесов и снижает доступность лесных ресурсов.

Расчетная лесосека используется на очень низком уровне, ежегодно заготавливается древесины около 30% от допустимого объема изъятия, равного 635 млн м3.

За 2008−2010 годы Минпромторгом России были утверждены 93 приоритетных проектов с общим объемом инвестиций 408,5 млрд руб. и расчетной лесосекой 63,9 млн м3.

Согласно экспертным оценкам, в зоне, подлежащей первоочередному освоению, допустимый ежегодный объем изъятия древесины в России оценивается в 387 млн м3.

Известно, что плотность лесных дорог в Российской Федерации составляет 1,46 км на 1000 га лесных земель, в то время как в странах Западной Европы и Северной Америки − 10−45 км. Общая протяженность лесных дорог в лесном фонде Российской Федерации составляет 1617,7 тыс. км, из них 490 тыс. км (примерно 30%) − дороги общего пользования, 724 тыс. км (45%) − лесные дороги, предназначенные для охраны, защиты и воспроизводства лесов, и 403 тыс. км (25%) − лесные дороги, предназначенные для вывозки заготовленной древесины.

При этом лесные дороги круглогодового действия с твердым покрытием составляют лишь 11,2% (181 тыс. км), грунтовые дороги круглогодового действия − 32% (514 тыс. км), остальные − временные дороги.

В частности, начальник департамента лесного сектора Вологодской области Виктор Грачев на XII Петербургском Международном лесном форуме в октябре 2010 года заявил, что столь низкая плотность дорог приводит к снижению роста лесозаготовок. Именно поэтому чиновники Вологодской области выработали ряд предложений по развитию лесной транспортной инфраструктуры.

Также г-н Грачев заявил о необходимости сохранять лимиты бюджетных субвенций на строительство дорог, определяемых в начале года, разработать порядок постановки лесных дорог на баланс объединений лесного хозяйства, а также разработать нормативы содержания лесных дорог. По мнению г-на Грачева, задачи по восстановлению и ремонту этих дорог следует возложить на арендаторов.

Директор подразделения дорожно-строительной и лесозаготовительной техники по России и странам СНГ компании John Deere Том Троун, считает, что обсуждаемые сегодня изменения в Лесном кодексе помогут привлечь внимание также и к финансированию строительства лесных дорог. Уже в ближайшем будущем со стороны средних и крупных компаний, развивающиех лесной бизнес, возрастет спрос на эффективные технологические решения и оборудование для строительства лесных дорог. Такой прогноз может быть сделан на основании различных экспертных оценок, согласно которым России предстоит построить 10 тыс. км дорог в лесном комплексе к 2020 году, инвестировав в эту сферу около 50 млрд руб.

Согласно оценкам итогов социально-экономического развития России, сделанным специалистами Минэкономразвития РФ, прошлый год характеризовался постепенной стабилизацией ситуации в лесной отрасли.

Со стороны государства были сделаны важные шаги: увеличено федеральное финансирование лесного комплекса, укреплена материальная база пожарной охраны. А 28 января 2011 года в Калуге, на выездном совещании Рослесхоза, посвященном итогам 2010 года и задачам на 2011-й, было объявлено об увеличении финансирования лесного хозяйства в 2011 году за счет средств федерального бюджета на 65% по сравнению с 2010 годом.

Объем производства необработанной древесины в 2010 году составил 106 млн м3, что на 6% выше уровня показателя 2009 года. Положительная динамика лесопромышленного комплекса в 2010 году по сравнению с 2009 годом характеризуется увеличением объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом на 8,8%, внутренним водным − на 5,7%, морским − на 0,2%. Объемы перевозки лесных грузов на железнодорожном транспорте увеличились на 2,1%.

Положительным моментом нельзя не считать увеличение (на 9,7%) в 2010 году объемов производства тракторов для сельского и лесного хозяйства, что было определено в большой степени низкими объемами производства этой техники в 2009 году.

Увеличение объема грузоперевозок и увеличение производства тракторов для лесного хозяйства все-таки не изменило положение в лесном дорожном хозяйстве в 2010 году. Так, темпы строительства лесных дорог в традиционно считающихся наиболее развитыми в плане лесной инфраструктуры субъектах РФ не соответствуют уровню, запланированному согласно «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».

Так, в Республике Коми за счет субвенций из федерального бюджета построено 26 км дорог вместо 53 км. При этом было освоено 41,4 млн руб. из выделенных 67,7 млн руб. В Архангельской области в 2010 году было построено 33 км лесных дорог противопожарного назначения.

Согласно «Стратегии развития лесного комплекса на период до 2020 года», подготовленной Советом по развитию лесопромышленного комплекса в 2008 году, потребность в строительстве новых лесных дорог круглогодового действия составляет 2167 км, а временных дорог − 9288 км.

Таблица. Показатели необходимого ежегодного прироста
протяженности лесных дорог для обеспечения прогнозируемых
объемов заготовки и вывозки древесного сырья по некоторым
федеральным округам РФ

Таблица. Показатели необходимого ежегодного прироста протяженности лесных дорог для обеспечения прогнозируемых объемов заготовки и вывозки древесного сырья по некоторым федеральным округам РФ

Ситуация с ежегодным приростом протяженности лесных дорог для обеспечения прогнозируемых объемов заготовки и вывозки древесного сырья по некоторым федеральным округам России представлена в таблице.

Очевидно, что, для того чтобы выйти на столь высокий уровень строительства лесных дорог, государству необходимо начать с изменения лесного законодательства. Законодатели должны четко определить, в чьей собственности находятся лесные дороги − Федерации или региона; в нормативно-правовых актах закрепить понятие «лесные дороги», а также усовершенствовать механизмы финансирования строительства, эксплуатации и содержания лесных дорог. Арендаторы, равно как и арендодатель в лице государства, заинтересованы в строительстве транспортных путей. Так, например, в 2008 году ОАО «Группа „Илим“» уже предлагала внести ряд поправок в Лесной кодекс Российской Федерации и подзаконные нормативно-правовые акты. В частности, ввести в ЛК классификацию лесной инфраструктуры, которую подразделить на временную и постоянную. К постоянным объектам было предложено отнести лесовозные магистрали, дороги противопожарного назначения, лесохозяйственные дороги, к временной − лесовозные ветки и усы, лесные склады. При этом объекты постоянной лесной инфраструктуры предлагалось создавать и эксплуатировать за счет арендодателя. Предусматривалось, что в договоре аренды лесного участка объекты постоянной лесной инфраструктуры создаются арендатором за счет арендодателя с компенсацией затрат арендатора арендодателем, в том числе посредством вычета нормативных расходов из суммы арендной платы. Такой подход позволил бы установить механизмы финансирования создания различных объектов лесной инфраструктуры.

В форме примерного договора аренды лесного участка было предложено закрепить за государством обязательство производить за свой счет капитальный ремонт лесовозных магистралей, дорог противопожарного назначения, лесохозяйственных дорог, а также ежегодно компенсировать затраты, понесенные арендодателями при создании таких постоянных объектов лесной инфраструктуры. Вполне объяснимо желание крупных арендаторов лесных участков, которые могут позволить себе строить транспортные пути, получать компенсации от государства за строительство дорог за свой счет, так как построенные дороги остаются у государства и становятся составной частью региональной инфраструктуры общего пользования. Но, по данным за 2009 год, на долю крупных арендаторов приходится всего около 3% всех арендованных лесов. Остальная же доля арендованных лесов (около 80%) принадлежит мелкому и среднему бизнесу, компаниям и предприятиям, которые при строительстве новых и реконструкции существующих лесных транспортных путей не могут справиться с этими работами собственными силами и нуждаются в финансовой поддержке государства.

Устойчивое развитие лесного комплекса в перспективе должно быть основано на постепенном переходе на регулярное освоение новых лесных массивов с развитой сетью дорог круглогодового действия.

Для решения этой задачи уже в ближайшее время на федеральном и региональных уровнях надо предпри- нять следующие шаги:

  • разработать предложения по развитию государственно-частного партнерства в области строительства и эксплуатации лесных дорог;
  • разработать специальную государственную программу, стимулирующую строительство лесных дорог;
  • создать механизм компенсации расходов бизнесу на строительство лесных дорог, остающихся в собственности государства во время их эксплуатации и по его завершении;
  • определить порядок компенсации затрат на создание временных объектов лесной инфраструктуры − лесовозных веток, что позволит улучшить их экономические показатели и повысит инвестиционную привлекательность лесной отрасли;
  • разработать в субъектах Российской Федерации предложения по формированию оптимальной сети автомобильных дорог с возможностью их использования для перевозки заготавливаемой древесины;
  • включить предложения по формированию сети лесных дорог в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, для которых лесопромышленное производство является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития;
  • осуществлять строительство (реконструкцию) лесных дорог, которые могут использоваться в качестве автомобильных дорог общего пользования, с привлечением региональных и (или) муниципальных инвестиций на принципах государственно-частного партнерства;
  • организовать учет лесных дорог их владельцами с предоставлением соответствующих сведений об их состоянии в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, для включения их в единый государственный реестр автомобильных дорог;
  • при проектировании и строительстве лесных дорог максимально использовать квартальные просеки, противопожарные разрывы, ЛЭП, трубопроводы, границы предприятий и лесничествс учетом категории защитности лесов и данных экологических обследований и увязкой строительства дорог с развитием мелиоративной сети;
  • лесничествам и муниципальным администрациям координировать планы строительства лесовозных дорог на арендных участках в соответствии со стратегической схемой транспортного освоения регионов;
  • осуществлять строительство и содержание временных лесовозных дорог за счет арендатора, при этом себестоимость заготовки древесины должна относиться только к нормативно обоснованным расходам.

Строительство лесных дорог и капитальный ремонт существующих транспортных путей должны оставаться государственной функцией, так как леса находятся в федеральной собственности. Постоянные объекты лесной инфраструктуры являются неотъемлемой частью арендованного имущества − лесного участка.

Игорь НОВОСЕЛОВ,
аспирант кафедры транспорта леса
Московского государственного
университета леса