Лесопиление

Трудности роста

Российский леспром зависит от динамики внешних рынков

После спада, вызванного глобальным финансовым кризисом 2008 года, российское лесопиление восстанавливается на фоне усиливающихся структурных изменений экспортных рынков и становится активным игроком на мировом рынке пиломатериалов. Предлагаем вниманию читателей анализ ситуации в лесопильной отрасли России, сделанный финской компанией Indufor, которая специализируется на предоставлении консалтинговых услуг предприятиям лесной и деревообрабатывающей промышленности по всему миру.

Рис. 1. Динамика производства и потребления пилопродукции в России в 1999–2010 годы, млн м3

Рис. 2. Жилищное строительство в России в 2004– 2009 годах, млн м2

Рис. 3. Объемы экспорта российской лесопильной продукции в 1999–2010 годах, млн м3

Рис. 4. Средние экспортные цены пилопродукции в Европе и регионе MENA в 2009 году, евро/м3

Рис. 5. Доля России в импорте лесопильной продукции в 1999 и 2009 годах, %

Рис. 6. Объемы производства пилопродукции десятью крупнейшими лесопильными заводами РФ в 2008–2010 годах, тыс. м3

Рис. 7. Структура и объемы лесопильного производства в России в 2009 году (в соответствии с размерами выделены четыре основные группы предприятий), млн м3

Рис. 8. Направление сбыта (внутренний рынок или экспорт) российских лесопильных предприятий в зависимости от их размера, млн м3

Рисунки к статье «Трудности роста» смотрите в PDF-версии журнала

Анализ рыночной ситуации показывает как значительные возможности для развития компаний этой отрасли и увеличения их прибыли, так и опасности, связанные с жесткой конкуренцией, низкими ценами на готовую продукцию и т. д.

Спрос и предложение

По итогам 2007 года российское лесопиление показало самые большие за историю своего существования после распада СССР объемы производства − 21,3 млн м3. В последующие два года производство в отрасли падало в среднем на 2,5 млн м3 (или 12,8%). При этом экспорт продукции лесопиления вырос почти на 1 млн м3 и по итогам 2009 года составил 18,2 млн м3. Поскольку Россия почти не импортирует пиломатериалы, внутренний спрос на продукцию лесопиления, исходя из официальных данных по производству и экспорту, оценивается всего лишь в 600 тыс. м3. Этот показатель представляется нам крайне недооцененным официальной статистикой и объясняется тем, что малые и средние лесопильные предприятия не предоставляли отчетов о фактических объемах производства и их данные не учитываются в официальной государственной статистике (более детальное объяснение такого положения см. далее). Реальный объем внутреннего потребления пилопродукции за последние десять лет составлял примерно 10−19 млн м3 ежегодно.

Внутренний спрос на пиленую древесину сократился в 2009 году, скорее всего, в связи с резким окончанием строительного бума. Прежде всего сильно сократились объемы строительства малоэтажных домов, в том числе деревянных каркасно-панельных.

Ухудшение рыночной ситуации на внутреннем и внешних рынках не единственная причина падения объемов производства продукции лесопиления в 2008 и 2009 годах. Еще одним существенным фактором этого снижения стала нестабильная ситуация с пошлинами на экспорт российского круглого леса. Объемы лесозаготовок по итогам 2009 года сильно упали из-за избытка балансовой древесины, значительные объемы которой ранее экспортировались за рубеж. Нестабильная ситуация с пошлинами также оказала негативное влияние на инвестиции в ЛПК, хотя программа повышения экспортных пошлин на кругляк была направлена как раз на стимулирование этих инвестиций.

Экспорт

Как уже было сказано, по итогам 2009 года по сравнению с 2007 годом показатели экспорта продукции лесопиления выросли. Экспорт в Китай вырос на 44% (до 3,9 млн м3) − это почти четверть всего экспорта пиломатериалов. Доля российского экспорта в страны Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан и др.) также составляет почти четверть от суммарного объема. Доли стран Ближнего Востока и Северной Африки (MENA − от англ. Middle East & North Africa) и стран Европы составили в 2009 году 17 и 16% соответственно.

За последние десять лет структура экспорта российской лесопильной продукции сильно изменилась. Рынки Европы ранее были основными рынками сбыта, но с каждым годом доля экспорта в Европу падает. Еще один высокоценовой рынок сбыта продукции российского лесопиления − Япония потребляет стабильные объемы пилопродукции, ее доля в общем объеме российского экспорта − 4%. Китай, страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также Центральной Азии увеличили свою суммарную долю до 2/3 от объема экспорта. Эти страны принято считать низкоценовыми рынками, по крайней мере, по мнению скандинавских экспортеров.

Тем не менее суммарный импорт продукции лесопиления в странах Центральной Азии, а также в Китае, вырос в четыре раза за последние десять лет. Россия в импорте пилопродукции этих стран занимает лидирующие позиции, то есть является крупнейшим поставщиком. Объемы импорта в странах Северной Африки остались прежними, в то время как в странах Ближнего Востока они удвоились.

В целом же доля России в импорте стран региона MENA заметно выросла и приближается к 40% общего объема импорта пилопродукции в страны этого региона. В японском импорте доля РФ увеличилась незначительно на фоне падения общих объемов импорта, а доля в импорте стран Европы, как уже указывалось, уменьшилась.

Центрально-азиатский рынок пилопродукции традиционно обслуживают страны-соседи, в том числе Россия, у которой наибольший объем в общих объемах импорта. В то же время на китайском рынке наблюдается более высокая международная конкуренция по сравнению с рынками стран Центральной Азии. В последнее время видны структурные изменения китайского импорта лесоматериалов: продукция лесопиления постепенно замещает круглый лес, тенденция замещения круглого леса пиленой древесиной особенно сильна в динамике импорта из России. Поэтому в перспективе Китай может стать еще более важным направлением экспорта российской пилопродукции, чем Европа в 1990-х годах.

Структура лесопильной промышленности

Предприятия Северо-Запада России и Сибири вместе производят более половины всего объема российских пиломатериалов. Южный и Приволжский федеральные округа − почти 20 %.

В 2009 году десять крупнейших лесопильных предприятий России произвели 2,8 млн м3 пиломатериалов, то есть около 16 % от объема общего производства этой продукции в стране согласно официальным данным. Мы считаем, что официальная статистика не учитывает производство на малых и средних лесопильных предприятиях, поэтому реальная доля десятки крупнейших лесопильных заводов составляет около 10 %.

Три самых крупных лесопильных предприятия с годовым выпуском пилопродукции более 400 тыс. м3 расположены в Сибири, однако по количеству крупных заводов лидирует Северо-Запад.

В течение первой половины 2010 года предприятия «Свирь Тимбер» (Ленинградская область), «ЮПМ Пестово» (Новгородская область) и Соломбальский ЛДК (Архангельская область) значительно нарастили объемы производства − на 41, 30 и 75% соответственно. Этот рывок частично является результатом решения проблем с сырьевым обеспечением, наблюдавшимися в отрасли в 2009 году.

Структура российской лесопильной промышленности по годовым объемам производства предприятий за последние годы почти не менялась. Почти не было значительных инвестиций, чтобы существенно изменить соотношение сил в отрасли. Однако реализация относительно крупных инвестпроектов такими западными компаниями, как Swedwood, UPM, Mayr-Melnhof Holz и Metsд Botnia, вывела эти компании в список десяти крупнейших лесопильных предприятий РФ.

В июне 2010 года «Илим Тимбер» приобрел у компании Klausner Nordic Timber лесопильные заводы в Висмаре и Ландсберге (Германия), а также новейшую лесопильную линию Linck в рамках программы модернизации собственного завода в Усть-Илимске. Оба немецких лесопильных завода входят в число крупнейших в Европе и способны перерабатывать 2,2 и 1,5 млн м3 древесины в год соответственно. В сентябре 2010 года компания запустила простаивавший прежде завод в Ландсберге для работы в одну смену. Это приобретение − возможно, первая серьезная попытка российского лесного бизнеса расширить масштабы переработки древесины за пределами страны.

В целом российская лесопильная промышленность все еще очень фрагментирована, и в ней преобладают заводы с производственной мощностью менее 100 тыс. м3.

Большинство этих малых и средних комбинатов ориентируют свой сбыт на внутренний рынок с локальными клиентами. Однако среди них есть и полностью экспортно ориентированные компании. С другой стороны, крупнейшие российские лесопильные предприятия почти всю свою продукцию реализуют за рубеж.

Обеспечение сырьем

Северо-Запад и Сибирь являются лидерами по объемам заготовки древесины в России. Оба региона экспортируют круглый лес в регионы внутри страны, а также в соседние страны, такие как Финляндия и Китай.

В первой половине 2010 года лесозаготовка в России развивалась по двум направлениям. Значительно выросли объемы заготовки в Сибири и на Дальнем Востоке (на 14 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 года), в то время как в других регионах наблюдалось падение объемов: на Урале − на 7 %, в Центральном федеральном округе − на 4 %, на Северо-Западе − на 2 %. Несмотря на общий рост объемов лесозаготовок по сравнению с 2009 годом (+9 %), этот показатель все еще значительно (на 14 %) ниже, чем в пиковом 2007 году.

Потенциал

Долгое время было принято считать, что у российской лесной индустрии невероятно высокий потенциал роста. Однако налицо серьезные трудности в реализации этого потенциала. То же самое можно сказать и о лесопильной промышленности. Во-первых, цена на продукцию российских лесопильных предприятий ниже, чем на продукцию их конкурентов из других стран. Считается, что качество российских материалов недостаточно высоко − главным образом из-за использования устаревших технологий производства. Другая причина − низкий уровень сервиса, в том числе несоблюдение сроков поставок, сложности осуществления платежей. Эти проблемы возникают и из-за отсутствия представительств или складов российских компаний вблизи ключевых экспортных рынков сбыта.

Во-вторых, инфляция издержек производства в лесопильной отрасли в России обгоняет рост цены конечной продукции. Цены на продукцию лесопиления остаются стабильными уже довольно долгое время, особенно на крупных, сформировавшихся внешних рынках. Комбинация стабильных цен на готовую продукцию с растущими издержками на ее производство «съедает» потенциал прибыли российских лесопильных предприятий.

Однако у российской лесопильной промышленности по-прежнему есть реальная возможность стать более крупным и успешным, чем сейчас, игроком на мировом рынке. Для этого необходимо:

  1. Развивать на предприятиях собственный международный маркетинг, сбыт и товарный ассортимент, для того чтобы максимально использовать преимущества российской древесины. Необходимо сосредоточиться на развитии каналов дистрибуции, сервиса, эффективной логистики, а также на обеспечении стабильно высокого качества продукции.
  2. Повысить эффективность производства и обеспечения предприятий сырьем. Поскольку стоимость круглого леса − это основной фактор, определяющий себестоимость производства пиломатериалов, оптимизация издержек по доставке и переработке сырья − путь к снижению негативного влияния инфляции.

В дополнение к тем возможностям, которые открываются при работе с внешними рынками, развитие внутреннего рынка продукции лесопиления способно обеспечить огромный потенциал сбыта для всех российских лесопильных предприятий вне зависимости от их размеров.

Но на такое развитие уйдет довольно много времени, так как для него необходима гармонизация строительных стандартов в разных регионах страны, а также развитие системы дистрибуции различных деревянных строительных конструкций. Привлекательный и динамичный внутренний рынок смог бы обеспечить прибыльность российских лесопильных предприятий и способствовал бы их росту и успеху.

Яарно СЕППАЛА,
Indufor