Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревообработка

Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк. Часть 6

Оптимизируй это!

Продолжаем серию публикаций, в которых генеральный директор Ассоциации независимых наладчиков деревообрабатывающего оборудования Владимир Хлебников делится секретами организации эффективной работы машинного парка компаний (см. «ЛесПромИнформ» № 7, 8 за 2010 год и № 1, 4 за 2011 год). Тема сегодняшней беседы г-на Хлебникова с нашим корреспондентом - снабжение предприятия запасными частями и учет их расходования.

Часть 1. Золотая середина: как правильно обновлять станочный парк
Часть 2. Поставка оборудования: как грамотно заключить контракт
Часть 3. Приемка и хранение станков
Часть 4. Без наладчика не включать
Часть 5. Все по плану
Часть 7. Утилизация по-русски

- Чем компания крупнее, чем быстрее она развивается, тем больше внимания уделяется обеспеченности ее машинного парка запчастями. А вот в небольших компаниях о необходимости приобретения тех или иных деталей часто начинают думать только тогда, когда выходит из строя узел, агрегат, а то и весь станок. Приведу пример из своей практики. Молодая компания из Подмосковья, которая занимается деревообработкой, потратила на покупку фрезерного станка немалые средства. Почему­то хозяева предприятия забыли о том, что оборудование не будет работать вечно и к нему нужны запасные части, расходные материалы и т. д. Заранее детали покупать не хотели, посчитали, что дорого. Через полтора года наступил час Х: у станка сломался шпиндель. Поставки нового шпинделя пришлось ждать полтора месяца. Все это время оборудование не работало и продукция не выпускалась. В итоге простой станка вылился в потерю суммы, в 15 раз большей стоимости шпинделя.

Так что первой проблемой могу назвать отсутствие на некоторых предприятиях расчетов необходимого резерва конкретных запасных частей. Вторая проблема - отсутствие обоснованной и рассчитанной суммы убытков и ущерба из­-за возможного простоя оборудования. Если бы производственники заранее знали эти цифры, они бы наверняка позаботились о том, чтобы избежать попадания в ситуации, подобные той, о которой я рассказал выше. Если при планировании расходов на определенный период (например, на год) не учитываются последствия нехватки нужного количества запасных частей, то это непременно отразится и на доходах.

- Начнем с того, что любая ответственная компания - поставщик оборудования всегда дает рекомендации: к каким частям механизма нужно отнестись наиболее внимательно, какие детали и расходные материалы чаще всего изнашиваются, требуют замены, какие узлы, вероятнее всего, выйдут из строя при работе станка в определенных режимах эксплуатации. По крайней мере, поставщик просто предлагает примерный список запчастей, которые чаще всего подлежат замене. В рекомендациях обычно обозначено и оптимальное количество часов работы детали, по истечении которых ее надо заменить новой. Но на такие «мелочи», к сожалению, мало кто из отечественных производственников обращает внимание; часто станок доводится до такого состояния, когда работать на нем уже нельзя и требуется остановка на капитальный ремонт. Для того чтобы распланировать, когда и какие детали понадобятся для бесперебойной работы оборудования, на предприятии должна быть создана система учета достоверного расхода запасных частей, их увязки с объемами произведенной работы и условиями эксплуатации. Основная задача системы учета - дать ответ на вопросы: когда и сколько запасных частей нужно заказывать. Практика показывает, что приобретение сразу всех необходимых запчастей в начале года нецелесообразно. Как, впрочем, и приобретение запасных частей по мере выхода из строя отслуживших свое деталей. Найти золотую середину, оптимизировать затраты на приобретение запасных частей с учетом оптовых скидок, стоимости хранения и ущерба из­-за их отсутствия - вот для чего нужен учет.

Приведу простой пример. Вышедший из строя шпиндель для станка перебрали, но через две недели работы он опять нуждается в замене. Вместо 1000 часов деталь проработала всего 300. Это очень мало. Почему так случилось? Если собственник не вел учет и не отмечал периоды, в течение которых деталь эксплуатировалась после переборки, то он не сможет ответить на этот вопрос. Ответов же может быть несколько. Либо его обманула компания, которая выполняла переборку, либо схалтурили рабочие­-ремонтники из собственной механической мастерской, либо от этих деталей, возможно, стоит отказаться совсем. Кроме того, ведение учета помогает решить существующую на многих предприятиях проблему несанкционированного использования запасных частей. Словом, учет продлевает жизнь оборудованию и помогает навести порядок в бухгалтерии, на складе и на производстве.

- Как правило, эта сумма составляет 10% от стоимости оборудования. Если распланировать затраты на запчасти и расходные материалы и включить их в стоимость изделий, то они почти не отразятся на бюджете предприятия.

Но это возможно лишь при условии создания системы учета. И отвечать за работу этой системы должен один человек (обычно главный инженер).

На размеры расходов влияет также и специфика российской действительности. Если на производстве потребовалась какая­-нибудь запасная деталь, то зачастую проще сесть на самолет, прилететь в ближайшую западную страну, купить там ее и привезти «в кармане». Это обойдется дешевле, чем срочный заказ в российской компании. Если даже удастся сделать такой заказ по разумным ценам, то деталь нужно будет ждать 6-8 недель. Если деталь нужна срочно, ожидание может стать «золотым». Если же в компании система логистики построена правильно, то заказ можно сделать своевременно, с учетом сроков доставки.

В ряде случаев можно подобрать взамен вышедшей из строя детали аналогичные запчасти российского производства. Это касается, например, ремней, контактов и т. п. Здесь понадобятся хорошее знание внутреннего рынка и умение выбирать подходящего отечественного производителя.

При выборе поставщика запчастей учитываются два основных момента. Он должен находиться в пределах доступности, и у него все должно быть в наличии. Лучше установить контакты с несколькими поставщиками.

Если же собственник предприятия хочет самостоятельно закупать запчасти для своих дорогих импортных станков, то он должен быть готов заниматься внешнеэкономической деятельностью со всеми вытекающими отсюда последствиями - валютным контролем, таможней, логистикой, определенными затратами времени и денег.

Помните: любой из перечисленных выше вариантов требует отдельных расчетов, максимально учитывающих все расходы и нюансы.

Подготовила Регина БУДАРИНА

Расчет необходимого количества запасных частей
и управление их запасом

Нормирование расхода запасных частей - это установление плановой меры их производственного потребления в процессе эксплуатации оборудования.

Основной задачей нормирования расхода запасных частей к оборудованию является создание системы прогрессивных технико­-экономических норм:

  • для контроля и учета использования запасных частей в производстве;
  • для расчета и анализа плановых и фактических показателей деятельности эксплуатационных подразделений и ремонтных предприятий;
  • для расчета потребности в запасных частях;
  • для разработки балансов и планов распределения запасных частей, включающих расчет потребности в запасных частях, формирование проекта плана производства запасных частей, планирование материально­-технического обеспечения.
Фактический расход запасных частей на техническое обслуживание, неплановые и плановые ремонты машин и оборудования - это количество деталей, сборочных единиц каждого наименования, подлежащих замене в результате отказа или выработки установленного ресурса.