Шины для колес лесозаготовительной техники
Типы и особенности конструкции
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 2. Особенности эксплуатации шин
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 3. Ведущие производители. Nokian Heavy Tyres Ltd.
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.1. Ведущие производители: Trelleborg Industri
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.2. Trelleborg лесозаготовителям
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 4.3. Модели шин Trelleborg и их основные характеристики
Шины для лесозаготовительной техники. Часть 5. Ведущие производители лесных шин: Bridgestone Corporation (Firestone)
Эффективная работа колесной лесозаготовительной техники невозможна без использования шин, изготовленных по самым современным технологиям. Их конструктивные особенности и качество влияют на ходовые характеристики, надежность и производительность машин.
Специальные колесные машины используются в самых разных отраслях - горнодобывающей, строительной, дорожно-строительной и других, эксплуатируются в портах и на грузовых терминалах, в коммунальном и сельском хозяйстве... Не обойтись без них и в лесной промышленности: это лесозаготовительная, перевалочная (перегрузочная) и лесовозная колесная техника. К двум последним типам относятся универсальные машины и модифицированные стандартные грузовики, успешно применяемые и в других областях. Машины для заготовки леса - это техника сложной конструкции, предназначенная для работы в тяжелых условиях.
Каждый элемент форвардера, харвестера, скиддера должен отвечать самым высоким требованиям надежности, прочности, безопасности, а также строгим экологическим стандартам. В полной мере это относится и к шинам. Труднопроходимые участки леса, болотистую или обледенелую почву, перепады температуры воздуха и другие серьезные факторы - все это должны учитывать их производители. Помимо обеспечения высоких ходовых качеств техники, шины должны противостоять повреждениям и выдерживать значительные нагрузки. Вот почему именно изделия для лесозаготовительной техники относят к одним из самых высокотехнологичных среди индустриальных шин.
Основные производители спецшин
Шины для лесозаготовительной техники выпускаются многочисленными компаниями по всему миру. На российском рынке широко представлена продукция таких фирм, как Firestone, Nokian Tyres, Trelleborg, Alliance, BKT, Mitas, Tianli, Galaxy, Primex и др. Сложность производства подобных шин такова, что даже в век технического прогресса шины изготавливаются в полуавтоматическом режиме и многие операции выполняются вручную.
Новые лесные машины всегда поставляются заказчикам полностью готовыми к эксплуатации. Производители техники заинтересованы в их максимальной эффективности, поэтому уделяют особое внимание качеству и техническим характеристикам шин, устанавливаемых на заводе. Обычно покупателю предоставляется выбор из двух-трех марок, показавших лучшие результаты при проведении специальных испытаний. В ходе тестов учитываются не только эффективность, надежность и безопасность шин, но и расход топлива и многие другие показатели работы машины. Подобные регулярные испытания весьма продуктивны, их результаты учитываются в работе по усовершенствованию конструкции шин.
Не удивительно, что за долгие годы совместной работы у многих производителей техники и шин сложились тесные партнерские отношения. Стоит заметить, что на прочность сотрудничества влияет географический фактор (например, скандинавские компании предпочитают сотрудничать с фирмами из Швеции и Финляндии, одна из причин - сокращение расходов на доставку). Для покупателей такие союзы тоже выгодны: благодаря интегрированной системе логистики уменьшаются сроки и стоимость поставок.
Опрос производителей (официальных представителей и дилеров) лесозаготовительной техники, которая наиболее широко используется в российском ЛПК, позволил выявить, какие именно компании сотрудничают постоянно (см. табл.).
На опыт перечисленных выше компаний мы и будем ссылаться в дальнейшем повествовании.
Особенности конструкции лесных шин
Высокое качество шин достигается за счет комбинирования их самых разных свойств. В чем же заключаются главные особенности специальных шин для лесозаготовительной техники? В компаниях Trelleborg и Firestone на этот вопрос отвечают следующим образом:
Надежная конструкция каркаса. Прочный каркас, смонтированный из долговечной стали и сверхпрочного корда, позволяет шинам выдерживать все испытания лесными дорогами и бездорожьем. При этом каркас должен быть и достаточно эластичным - для амортизации и адаптации к неровностям грунта.
Качество резины. Высокотехнологичные резиновые смеси обеспечивают шине долгий срок службы. Специальный состав резины для лесных шин призван усилить защиту от порезов и проколов, а также от перепадов температуры.
Прочные боковые стенки. Дополнительное армирование в боковой стенке увеличивает поперечную устойчивость шин и обеспечивает их ударостойкость.
Рисунок протектора. Он минимизирует скольжение и позволяет максимально использовать мощность двигателя. Открытый профиль рисунка шины должен и хорошо самоочищаться, и обеспечивать устойчивое сцепление даже со снежным покровом или скользкой или мягкой поверхностью грунта. Края протектора (плечевая зона) должны выдерживать сильные нагрузки при маневрировании. В случае использования гусениц и цепей протектор должен обеспечивать хороший контакт с ними при низком износе резины.
Увеличенные грунтозацепы. Они гарантируют стабильность и комфорт при движении, которые необходимы для безопасной работы техники. Стальной армированный обод дает дополнительную защиту от повреждений, порезов и проколов. Нагрузка должна распределяться по большой контактной поверхности, что обеспечивает низкое опорное давление и уменьшает нагрузку на технику.
В качестве примера, иллюстрирующего особенности конструкции шин для лесной техники, рассмотрим конструкцию шины Firestone 30.5L-32, предназначенной для скиддеров (см. рис.).
В отличие от автомобилей, у лесной техники нет «зимних» и «летних» шин (исключение - шины, которые используются на новых образцах техники Volvo, созданной на базе шарнирно-сочлененных самосвалов А-25). Шины для лесозаготовительных машин подразделяются на камерные и бескамерные, а также на радиальные и диагональные..
Различия между камерными и бескамерными шинами общеизвестны. Стоит лишь отметить, что первые используются для спецтехники значительно чаще, чем первые. Главным достоинством камерных шин можно назвать длительный период сохранения внутреннего давления воздуха при проколе, а следовательно, гарантию большей безопасности.
Диагональные и радиальные шины существенно различаются по внутреннему строению. У первых нити корда в слоях каркаса проложены от борта к борту по диагонали. Главное достоинство - это высокая стойкость к порезам благодаря многочисленным слоям корда (их может быть от 14 до 26 (четное число)). Однако такие шины быстро нагреваются, так как происходит генерация тепла из-за трения слоев. Кроме того, по сопротивлению качению диагональные шины превосходят радиальные, что ведет к перерасходу топлива. У радиальных шин нити корда не перекрещиваются, а направлены по радиусу, перпендикулярно от борта к борту. При таком положении они лучше воспринимают нагрузку, и это позволяет при изготовлении шин использовать гораздо меньше слоев корда, чем в случае диагональных. Для оснащения колес лесных машин радиальные шины применяются все шире, но они примерно в 1,5 раза дороже чем диагональные.
Технические характеристики
Особенности конструкции каждой модели шин выражаются во множестве технических характеристик. Кратко они зашифрованы в маркировке, которая позволяет специалистам быстро ориентироваться в большом объеме разных параметров. Правила маркировки регламентированы нормами и у большинства компаний-производителей схожи. Рассмотрим шифры на конкретных примерах.
Trelleborg T-900 12.00-20:
● Trelleborg - наименование произ- водителя;
● T-900 - название модели (типа протектора) согласно названию разработки производителя;
● 12.00 - размер (ширина шины в дюймах);
● дефис «-» - шина диагональной конструкции (для обозначения радиальной используют знак R);
● 20 - посадочный диаметр диска колеса.
Nokian Forest King F 710/45-26.5 PR 16:
● Nokian - наименование произ- водителя;
● Forest - область применения (лесная);
● King F - название модели (типа протектора) согласно разработкам производителя;
● 710 - ширина профиля, мм;
● 45 - высота профиля, указанная как процентное отношение к ширине. В данном случае высота составляет 45 % от ширины и равна 319,5 мм; высоту профиля также называют серией;
● дефис «-» - шина диагональной конструкции (для обозначения радиальной используют знак «/»);
● 26.5 - посадочный диаметр диска колеса;
● PR 16 - норма слойности.
Развернутую информацию о характеристиках шин можно получить из таблиц, представленных в каталогах производителей. Важно учесть, что параметры индустриальных шин в каталогах приводятся не только в метрической системе, но и в других системах мер.
В качестве примера приведем фрагменты из спецификации рассмотренных выше моделей шин и поясним физический смысл некоторых технических характеристик.
● Размер шины. В первой графе приведена маркировка, а далее указаны ширина и наружный диаметр, длина окружности шины и другие геометрические параметры в миллиметрах или дюймах.
● Норма слойности. Изначально этим числом обозначали количество слоев каркаса шины. А сейчас им условно обозначают максимально допустимую нагрузку, которую способна выдержать шина при эксплуатации в течение длительного времени. Для шин диагональной конструкции норма слойности приводится в цифрах, а для радиальных указывается звездочками (*, ** или *** для максимальной нагрузки).
● Профиль - тип и рисунок протектора шины.
● ТT - камерный тип шины (ТТ означает Tube-Type - камерная шина, а TL - это Tubeless или бескамерная шина);
● Давление - максимальное внутреннее давление (psi, бар или кПа).
● Вес шины - обычно приводится в килограммах, важен для расчета нагрузки на ось машины и для транспортировки шин.
● Нагрузки - предельные значения нагрузки на шину в зависимости от скорости движения техники, а также от позиции колеса. Для ведущего положения (с приводом от двигателя) они больше, а для рулевого меньше (т. к. в этом случае шины подвергаются не только прямому, но и ломающему боковому давлению).
Все приведенные выше характеристики важно учитывать при подборе шин и в ходе эксплуатации лесозаготовительной техники. Особенностям эксплуатации шин в разных условиях будет посвящена следующая публикация.
Марина СКЛЯРЕНКО
Благодарим компании ООО «ТехноСпецШина», Trelleborg, Ponsse, Komatsu Forest, Nokian Heavy Tyres и другие фирмы за предоставленные материалы и консультации при подготовке публикации.