Кредит или лизинг – вот в чем вопрос
Рубрика Развитие ЛПК
Привлекательность лизинга и его подводные камни
Экономия на оборудовании ведет за собой потери в качестве. Технический прогресс, растущая конкуренция, постоянное появление на рынке новых технологий требуют перевооружения производства. ЛПК не является исключением. Конечно, хотелось бы заменить все устаревшие машины, повысить производительность труда, получать конечную продукцию достойного качества, но со средствами, как обычно, проблема. Сложно сразу вывести из оборота значительную сумму на закупку современной техники. Можно взять деньги в кредит, банки предлагают самые разные схемы для этого, и многие предприятия так и делают. А можно воспользоваться лизингом. Однако не каждый предприниматель представляет себе, что это такое, а лизинговые компании в России только начинают активную работу с лесной отраслью и не успели еще повсеместно и на деле доказать свою привлекательность для отечественного ЛПК.
Если обратиться к статистике, то можно увидеть, что лизинговые сделки в области деревообрабатывающего оборудования занимают сравнительно небольшой объем.
Генеральный директор лизинговой компании «Трансфин-М» Эдуард Иванович Керецман отметил: «Такая ситуация связана с тем, что лесное направление находится на начальном этапе становления и развития. Для того чтобы лизинговые отношения в сфере лесопромышленности развивались динамичнее, необходимы законодательное регулирование, контроль со стороны государства, понимание важности инвестиционной поддержки данной отрасли. Учитывая, что лизинг техники в первую очередь необходим малорентабельным лесозаготовителям, государственная поддержка в этой сфере приобретает первостатейное значение. Внедрение лизинговых операций поможет решить проблемы по привлечению инвестиционных ресурсов к обновлению парка машин и оборудования в ЛПК, особенно в лесозаготовительной промышленности».
Итак, что же такое лизинг, в чем привлекательность использования лизинговых схем в ЛПК и какие подводные камни могут поджидать российских лизингополучателей?
Выгодно и современно
Лизинг оборудования, в отличие от других способов инвестирования, заключается в том, что предприятие может начать свое дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов. Предприятию при этом предоставляются не денежные ресурсы, контроль за использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средства производства.
В лизинг можно получить практически любое оборудование, которое продается и может быть выкуплено в рамках установленных условий финансирования. Предприниматель может сам выбирать оборудование и поставщика, а лизинговая компания приобретает это оборудование и передает его в лизинг. В качестве предварительной оплаты обычно берется 20-30 % от стоимости приобретенного оборудования.
Приобретение оборудования в лизинг позволяет рентабельным предприятиям существенно уменьшить налогооблагаемую базу действующего бизнеса путем оптимизации налоговых отчислений. Оборотные средства при этом сохраняются, а лизинговые платежи оплачиваются за счет выручки, которая генерируется самим закупаемым оборудованием. Использование механизма ускоренной амортизации позволит получить технику по остаточной балансовой стоимости в собственность по истечении двух-трех лет. В то же время ее реальная стоимость будет существенно выше.
Наиболее существенным позитивным фактором лизинга является возможность снижения рисков, связанных с залогом имущества и нецелевым использованием средств.
Мобильность лизинговых компаний в выборе схем, построении графиков платежей, разделении рисков дает также возможность долгосрочного планирования финансовых показателей с поправкой на реальную деятельность компании за счет изменения графиков платежей, которые строятся с учетом данных о сезонности доходов лизингополучателей или иных особенностей финансово‑хозяйственной деятельности. Такие графики предоставляют больше свободы лизингополучателям в использовании собственных средств. Для сравнения, при кредите деятельность выстраивается в зависимости от графика погашения кредита, а при лизинге сам график строится в зависимости от деятельности лизингополучателя. Привлекательным в лизинговых отношениях является и срок действия договора - от трех до пяти лет. Это позволяет проводить расчеты за период окупаемости проекта, не отвлекая дополнительные ресурсы.
Взять в кредит или получить в лизинг?
Лизинг и кредит конкурируют постоянно, являясь, по сути, параллельными ветвями финансовых услуг, которые пересекаются крайне редко. Однако техника получения кредита и лизинга имеет принципиальные различия. Для того чтобы получить кредит, предприятию необходимо обеспечить эти денежные средства на момент их получения - это базовое требование любой финансовой организации-кредитора. В отличие от кредита, лизинг может производить финансирование закупки оборудования, не требуя подобного залога на момент приобретения. Таким обеспечением является само оборудование, которое идет в лизинг. В данном случае от клиента требуется лишь авансовый платеж в размере 20-30 %.
Вторым отличием является тот факт, что при применении лизинговых схем происходит определенная налоговая преференция. Лизинг является абсолютно законным способом снижения налоговой нагрузки. Кроме того, благодаря налоговым льготам итоговое удорожание оборудования или транспорта получается на 10-15 % ниже, чем в случае использования кредита. По закону о лизинге имущество, приобретенное в лизинг, можно амортизировать с коэффициентом до трех. Ускоренная амортизация позволяет более оперативно списывать имущество с баланса, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу на имущество.
Эти обстоятельства - основные преимущества, которые дает лизинг по сравнению с другими видами финансирования. К минусам лизинга относится то, что к предприятиям, ведущим налогообложение по вмененной системе, налоговые льготы по НДС и налогу на прибыль неприменимы.
Одним из самых распространенных и доступных видов лизинга, используемых сегодня предприятиями ЛПК, является возвратный лизинг. Смысл этой операции заключается в том, что продавец предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель. В результате, продавая имущество в лизинг самому себе, предприятие получает дополнительные оборотные средства, пользуется своим имуществом и применяет все преимущества лизинга для оптимизации своей финансовой деятельности.
Например, многие предприятия ЛПК располагают значительным парком оборудования, каким-либо имуществом, но в то же время испытывают дефицит оборотных средств. И получение дополнительных оборотных средств «под оборудование» не вызовет рост кредиторской задолженности предприятия, как это происходит при кредите.
На что обратить внимание
На первый взгляд, создается впечатление, что лизинг является практически идеальным инструментом для технического перевооружения производства. Однако, как и в любом аспекте нашей жизни, здесь есть обстоятельства, на которые начинающий лизингополучатель должен обращать особое внимание.
Во-первых, лизинговый договор. Его нужно изучать очень внимательно, для того чтобы не попасть в кабальную зависимость от лизинговой компании. Конкуренция среди таких компаний в ЛПК сегодня усиливается, и удержать при себе клиента для них очень важно. Ну а клиенту важно соблюдать свои интересы и иметь возможность выбора. Учитывая то, что договоры заключаются на длительный срок, нужно четко понимать, к чему готовить свое предприятие.
Во-вторых, график лизинговых платежей. Это финансовый документ, на основании которого предприятие будет рассчитываться за приобретенное оборудование. Из-за огромного количества специальных терминов реальная стоимость оказываемых услуг часто представляется довольно туманно, и в устном разговоре с сотрудниками лизинговой фирмы выяснить ее сложно. Поэтому, чтобы всесторонне оценить выгодность предложения от какой-то конкретной лизинговой фирмы, необходимо сравнивать графики лизинговых платежей ее конкурентов. График должен быть максимально открытым и полным, поскольку, если лизинговая компания представляет данные урезанного графика (к примеру, лишь месячные платежи, скрывая остальную информацию), параметры, по которым строится расчет с клиентом, неясны.
В-третьих, так называемые скрытые выплаты. Например, некоторые компании берут различные комиссии за организацию финансирования, рассмотрение документов. Часто о таких расходах становится известно лишь тогда, когда сделка уже заключена, клиента просто ставят перед фактом, и ему приходится платить.
В-четвертых, при выборе лизинговой компании целесообразнее отдавать предпочтение тем, для которых лизинг является основной деятельностью. Лизинговая компания не должна иметь собственных интересов к бизнесу лизингополучателя и его конкурентов. Это чисто финансовая компания, и она не должна навязывать своих предпочтений клиенту, например, в выборе оборудования.
«Основной риск для лизингополучателя - невозможность по какой-либо причине оплачивать лизинговые платежи, а для лизингодателя, соответственно, - их получать, - подчеркнул генеральный директор лизинговой компании «Трансфин-М» Эдуард Керецман. - В этой ситуации лизинговая компания всегда может предложить вариант пересмотра графика лизинговых платежей при условии своевременного обращения лизингополучателя в компанию. Тогда все ситуации будут разрешены без потери во времени и с меньшими убытками для обеих сторон. К разряду обоюдных рисков можно также отнести выход из строя лизингового имущества, но это уже относится к вопросу о страховании. Различные проблемы можно решить путем переговоров и гибких договоренностей.
Известно, что любой вид займа связан с волокитой, измеряемой килограммами бумажных справок, сотнями стертых ботинок, несколькими нулями в телефонных переговорах и, что самое основное, испорченными нервами. Какова ситуация в отношении лизинга? Насколько жесткие требования предъявляет лизингодатель? Лизинг по своей сути представляет собой тот же кредит, только с иным юридическим оформлением. Здесь также уместно говорить о довольно приличном объеме документов от клиента и не менее детальном изучении финансового состояния и платежеспособности клиента. Ведь в итоге сделки в большинстве случаев лизинговой компании требуется не оборудование, а маржа за предоставленное финансирование. Но в отличие от кредита, ввиду гораздо меньшей законодательной «зарегулированности» лизинга и упрощенных регламентов лизинговых компаний, положительное решение по лизингу можно получить гораздо чаще».
Вполне перспективно
Учитывая все вышесказанное, можно попытаться определить примерные перспективы развития лизинга в отрасли ЛПК. По мнению экспертов, представляющих действующие лизинговые компании, здесь существуют как положительные, так и негативные тенденции.
Динамика развития лизинга в ЛПК идентична динамике во всех лизинговых отраслях. Предприятия, которые обновляют свои производственные фонды, постепенно приходят к выводу о невозможности выделения из своего денежного оборота большой суммы финансовых средств на закупку нового оборудования. Если ранее оборудование, которое возможно было восстановить, приносило большую рентабельность, то с увеличением конкуренции во всех отраслях, в том числе и в ЛПК, рентабельность всего производства понемногу снижается. В то же время наблюдается тенденция появления более жестких требований к качеству производимой продукции. Высокие требования к качеству продукции заставляют производителя приобретать оборудование более высокого класса и по более высокой цене - этого требуют современные условия рынка. Но купить дорогое высококлассное оборудование сразу, без каких-либо отсрочек, достаточно затруднительно, поэтому лизинг развивается в направлении эксплуатации и приобретения более дорогого и качественного оборудования.
Перспективность самой отрасли сомнению не подлежит ввиду усиления спроса на качественную древесину. Следовательно, у лесозаготовителей и деревообработчиков растет потребность в современной технике с высокой производительностью и надежными техническими параметрами.
«Стоит отметить усилившееся в последнее время участие государства, направленное на развитие деревообрабатывающего производства в стране, и повышение в связи с этим таможенных пошлин, - отметил Эдуард Керецман. - В результате нововведений многие лесопромышленные предприятия пересматривают стратегию развития и выбирают источники финансирования, в числе которых лизинг занимает лидирующие позиции».
Развитию же этого направления мешают две основные причины. Первая - удаленность предоставляемого имущества от лизинговой компании, что затрудняет контроль и тем самым увеличивает риски. Вторая - и об этом уже говорилось - недостаточная финансовая прозрачность лесного бизнеса. Тем не менее эта сфера развивается по законам рыночной экономики, а это значит, что рано или поздно «теневые моменты» отойдут в сторону, уступив место цивилизованным методам работы. Уже сейчас можно сказать, что акцент в ЛПК понемногу смещается с продажи сырья на производство высококачественной продукции как для экспорта, так и для внутреннего сектора. Об этом говорит и ассортимент оборудования, пользующегося наибольшим спросом со стороны лизингополучателей. По данным лизинговых компаний, значительная часть в этом списке принадлежит сортиментовозам и лесозаготовительному оборудованию, таким машинам, как харвестеры и форвардеры. В деревообработке популярностью сейчас пользуются два типа оборудования: отдельные производственные линии стоимостью до $100-200 тыс. и большие высокотехнологические комплексы для оснащения всего предприятия, например для выпуска каркасных домов или клееного бруса, стоимостью до нескольких миллионов долларов.
В заключение заметим, что большая часть информации о лизинге, доступной сегодня потенциальным клиентам, имеет теоретический характер, в то время как для популяризации этого продукта и для помощи бизнесу в его использовании важна информация практическая, относящаяся непосредственно к тому, чего ждать клиенту, обращаясь в конкретную лизинговую компанию. По отзывам бизнесменов, такую информацию получить достаточно проблематично, обычно общение с лизингодателем начинается и заканчивается выдачей перечня документов вместе с неясными перспективами возможного финансирования. Ни сама процедура, ни шансы на заключение договора клиенту после такого общения непонятны. Поэтому очень важно, чтобы лизинговые компании начали более активно делиться информацией не только с существующими, но и с потенциальными клиентами.
Регина БУДАРИНА