LKT-82 – cкиддер и форвардер «два в одном»
Лесные колесные трактора марки LKT известны в нашей стране уже много лет. В прежние времена ни одно лесничество не обходилось без этих надежных, легких в управлении, высокопроизводительных и маневренных машин. Некоторые из тракторов LКТ-81, привезенных в Россию в 1980-е годы, до сих пор успешно работают в лесничествах. По отзывам специалистов, и сегодня потребность отрасли в подобной технике остается высокой.
Поэтому семинар, в рамках которого проводил показ нового трактора LКТ-82 для чокерной и бесчокерной трелевки, вызвал большой интерес лесозаготовителей. Семинар проводился в Борском районе Нижегородской области ООО «СДТ-Импэкс», представительством производителя техники словацкой компании Martimex в России, совместно с ООО ЛКП «Лесной» и при поддержке Департамента лесного хозяйства области.
Руководитель ООО ЛКП «Лесной» Андрей Филиппов рассказал участникам семинара об опыте работы с LКТ-81T. По его словам, с помощью этого трактора можно проводить качественные постепенные рубки, сохраняя подрост. Используя трактора LКТ-81T и LPKT-40 для проведения рубок ухода, ЛКП «Лесному» удалось за 25 лет увеличить прирост леса в 2–3 раза.
Выпускающиеся в настоящее время модернизированные модели LКТ-81 и LКТ-82 сохранили все достоинства предыдущих моделей, в частности, оптимальную мощность двигателя, безопасную кабину с низким уровнем шума, сервоуправление с возможностью аварийного управления. Сохранила компания-производитель и другие удачные технические характеристики ранних моделей LKT: систему торможения без использования тормозной жидкости, шины с высокой несущей способностью и проходимостью на пересеченной местности и т. д.
У тракторов этой модели небольшой радиус разворота, что позволяет сохранять подрост при работе на делянке.
В чем разница между современными моделями LКТ-81 и LКТ-82? Во-первых, в исполнении трансмиссии. У LКТ-81 гидродинамическая трансмиссия с переключением передач под нагрузкой (6 вперед, 4 назад), а у LКТ-82 – гидростатическая трансмиссия с двухступенчатой раздаточной коробкой (для рабочих и транспортных скоростей). Во-вторых, LКТ-82 оборудован более мощным двигателем IVECO – 92 кВт – по сравнению с JCB мощностью 85 кВт у LКТ-81. В-третьих, максимальная масса комплектации LКТ-81 составляет 7,7 т, а у LКТ-82 общая масса трактора с полной комплектацией 10,5 т. К особенностям трактора LКТ-82 можно отнести дополнительную фиксацию передней рамы, которая придает ему устойчивость при работе манипулятора. Лебедкой тракторов LКТ (наматывание, разматывание и свободная отмотка) и движением трактора можно управлять дистанционно, с помощью пульта. Таким образом, с LКТ-81 или LКТ-82 может работать и один оператор: передвигать трактор, отматывать тросы, подтягивать хлысты. Кабина тракторов этой модели стала более просторной, эргономичной и надежной. В LКТ-82 регулируемое сиденье оператора поворачивается на 180 градусов, на подлокотниках расположены управляющие джойстики.
Трактора LКТ-82 и LКТ-81 оборудованы 2-барабанной лебедкой со свободной отмоткой троса. Каждый трос может работать отдельно или одновременно с другим (тяговое усилие 8–10 т).
Трактор используется для чокерной трелевки с помощью лебедки и трелевочного щита с классическими или сферическими чокерными блоками. Установив на трактор кран-манипулятор и гидравлический зажимный коник, можно использовать его для проведения бесчокерной трелевки, а при установке гидравлического распределителя для работы с прицепами – для выполнения функций форвардера.
В зависимости от пожеланий заказчика к комплектации конкретной модели трактора марки LКТ могут выполнять разные задачи, находя применение почти во всех сферах лесного хозяйства. Такая техника незаменима для предприятия, у которого нет форвардера, но есть потребность в проведении сортиментной заготовки.
У участников семинара была возможность увидеть новый трактор LКТ-82 в работе, на лесной делянке. После демонстрации представитель компании Martimex Михал Вульха ответил на вопросы участников семинара.
– Есть ли возможность подключения к трактору плуга или другого почвообрабатывающего орудия?
– Да, есть. Некоторые орудия (например, фреза) закрепляются на трелевочный щит, или же щит снимается, а на его место монтируется 3-точечное навесное устройство и вал отбора мощности на 540 об./мин. Таким образом, трактор может использоваться и для сельскохозяйственных работ. Передний отвал можно заменить гребенчатым для уборки сучьев, лесных завалов, расчистки противопожарных полос. На кран-манипулятор установить дополнительное оборудование.
– Расскажите подробнее об этом оборудовании.
– О двухдисковой лесной фрезе, применяющейся для механизированной полосной подготовки почвы перед естественным или искусственным лесовосстановлением, я уже упомянул. Кроме того, в качестве дополнительного оборудования к LКТ-82 предлагается валочный грейфер с цепной пилой (максимальный диаметр срезаемого ствола – 120 мм) или грейфер с гильотинным ножом (250 мм). Для вывоза сортимента можно в комплекте с трактором использовать активный прицеп-сортиментовоз KESLA. Его грузоподъемность 10–12 т. У прицепа гидравлическое шарнирное сцепное устройство с поворотом на 40 градусов, дорожный просвет – 530–560 мм.
На манипулятор установлен упор для бревен, что облегчает работу с длинными бревнами и предохраняет стрелу от удара бревна. Для плавного отпускания троса лебедки под нагрузкой и регулировки отклонения стрелы от груза трактор можно оснастить соответствующими клапанами. По желанию заказчика трактор может быть укомплектован широкими колесами различного диаметра.
– При какой минимальной температуре работает ЛКТ-82?
– Машина легко заводится и при –25°С. В качестве дополнительной опции можно в процессе производства отдельно установить предпусковой подогрев двигателя, обогрев топлива, гидравлики, аккумуляторов, а также добавить дополнительный отопитель в кабину.
– Можно ли использовать трактор для проведения противопожарных мероприятий?
– Безусловно. Трактора этой марки незаменимы при лесном пожароту- шении. Без больших физических, материальных и временных затрат трелевочный трактор можно переоборудовать в лесопожарный агрегат. Для прокладки минерализованных защитных полос на тракторе предусмотрена установка лесного плуга. Добраться до места лесного пожара трактору LKT проще, чем пожарным машинам, и это позволяет начать тушение пожара до приезда специализированной бригады.
– Осуществлялись ли уже поставки ЛКТ-82 в Россию?
– Завод «LКТ-Трстена» в Словакии каждый год поставляет в Европу до 100 тракторов. В Россию эти трактора пока не поставляются, однако планы освоения российского рынка у нас уже есть. Тем более что здесь марку LKT хорошо знают. Мы предполагаем, что такой трактор и в простом трелевочном исполнении, и сочетающий в себе функции скиддера и форвардера, найдет своего потребителя.
Подготовила Регина Бударина