Партнеры журнала:

В центре внимания

Лесные отношения. Содержание и проблема оценки их эффективности

Реформирование лесного хозяйства России затронуло не только практическую сторону этого вида экономической деятельности, но и существенно изменило содержание многих специальных терминов и определений.

Петров Владимир Николаевич
Петров Владимир
Николаевич

Петров Владимир Николаевич - заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова, доктор экономических наук, профессор.

Автор 187 научных и методических работ в России и за рубежом, в том числе 4 монографий, посвященных вопросам организации, экономики лесного хозяйства, лесной политике. Помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания, эксперт Государственной Думы Федерального Собрания по вопросам лесного законодательства.

Причем скорость и количество изменений настолько велики, что зачастую приводят к взаимному непониманию профессионалов, не один год проработавших в лесном хозяйстве. Положение усугубляется, когда на неустоявшемся профессиональном языке говорят менеджеры высокого уровня, у которых нет базового лесного образования. А ведь содержание их речей управленцы нижних уровней порой воспринимают как прямое руководство к действию, формируя на местах лесную политику, порой идущую вразрез не только с лесным законодательством, но и просто со здравым смыслом.

В связи с этим представляет интерес уточнение содержания прежде всего основных, базовых понятий лесного хозяйства. К их числу относится и часто употребляемое словосочетание «лесные отношения».

Общественные отношения находятся в диалектической связи с личными отношениями людей, т. е. с отношениями конкретных индивидов, связанных между собой непосредственными контактами для удовлетворения частных интересов. В основе этих индивидуальных контактов лежат традиции, политические взгляды, психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и другие личностные факторы. Возвышение личных отношений над общественными - источник зарождения коррупции.

Весь круг общественных отношений условно может быть поделен на секторы, каждый из которых вполне самостоятелен, что определяется его особенностями, присущими исключительно определенному виду деятельности.

Рис. 1. Схема взаимосвязи различных отношений в лесном хозяйстве, регулируемых соответствующими отраслями законодательства

Рис. 1. Схема взаимосвязи различных отношений в лесном хозяйстве,
регулируемых соответствующими отраслями законодательства

Особенности лесного хозяйства ставят его в ряд со сложными экономическими системами с длительным производственным циклом, нуждающимися в особом подходе при организации, планировании, управлении и самостоятельном законодательном регулировании.

Раскрывая содержание лесных отношений, следует также определиться с понятием «лесное хозяйство», содержание которого в последние годы существенно изменилось. С принятием в 2006 году Лесного кодекса РФ многие производственные функции, кроме управленческих и контрольно-надзорных, осуществляются частными предпринимательскими структурами и специализированными государственными организациями.

Лесное хозяйство стало видом экономической деятельности, организованным на определенной территории, носящим комплексный характер, имеющим длительный производственный цикл и служащим удовлетворению потребностей человека от использования лесоземельного угодья. Комплексный характер проявляется через функции лесного хозяйства: лесовосстановление, лесоразведение, сохранение лесов, лесопользование, управление лесами и др.

Термин «лесные отношения» укоренился в профессиональном лексиконе в советский период. До национализации лесов в 1917 году широко употреблялось словосочетание «лесное дело». Разница между этими терминами в том, что первый отражает внешнюю, бюрократическую сторону лесного дела и опосредованно связан с результатами лесного хозяйства, второй же отражает его внутреннее содержание и напрямую связан с конечными результатами лесного хозяйства.

В Лесном кодексе РСФСР 1923 года такого термина не было [5], Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977) ввели термин «лесные отношения», который перешел в Лесные кодексы Российской Федерации (1997 и 2006 годов), подразумевая отношения между лицами в области использования, охраны, защиты, воспроизводства и управления лесами [4].

Лесные отношения - комплексные, длительные по времени отношения, результативность которых во многом зависит не только от действий человека, но и от природных явлений.

Для построения эффективных лесных отношений необходимо иметь четкое представление об их базовом понятии - лесе. Современное лесное законодательство не дает четкого определения лесу, порождая тем самым, например, неопределенность статуса городских лесов, имеющих большое социальное и экологическое значение для горожан. Отсутствие четкой индивидуализации объекта отношений на практике образует различные неконкретизированные лесные отношения, усложняет оценку их эффективности.

Наиболее точное представление о лесе было приведено в Лесном кодексе 1997 года: это совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Состав лесных отношений и их результат

Многообразие компонентов леса и получаемой при их использовании продукции (услуг) говорит о сложном фактическом составе образующихся отношений и наличии различных отраслей права, их регулирующих. Налицо тесное переплетение отраслей права, имеющих разные предметы регулирования.

Так, например, предметом имущественных отношений при использовании лесов с целью заготовки древесины является право пользования, а объектом - древесина, отделенная от корня (заготовленная древесина). Предметом финансовых отношений при использовании лесов являются платежи за право пользования лесным участком, а объектом - финансовые ресурсы, предметом гражданско-правовых отношений при использовании лесов является процедура предоставления лесного участка в пользование и договор аренды, а объектом - лесной участок.

Иными словами, речь идет не о полном спектре общественных отношений, а лишь о той части, которая привязана к определенной лесной территории и регулируется нормами различных отраслей права (гражданского, лесного, земельного, финансового, трудового, административного и др.).

Следовательно, в основе лесных отношений, как и других природоресурсных отношений, лежит территориальный принцип. Не может быть лесных отношений вне связи с лесной территорией.

Схематично вышесказанное представлено на рис. 1. Пунктирные линии означают, что на практике зачастую происходит одновременное взаимопроникновение различных отношений и соответствующих им отраслей права.

Конечным результатом лесохозяйственного производства является лес - как угодье со всеми его многочисленными полезностями (продуктами и услугами, предназначенными для использования человеком). Исходя из этого в основе социально-экономических отношений в лесном хозяйстве прежде всего лежат отношения собственности на леса и конечную продукцию, полученную в процессе лесопользования. Отношения собственности, в свою очередь, характеризуются распределением правомочий собственности (владение, пользование и распоряжение) на леса и лесные участки между различными субъектами лесных отношений, системой платежей за лесопользование, системой финансирования, способом соединения работников лесного хозяйства с основными средствами производства, а также условиями распоряжения продукцией.

Таким образом, можно сделать вывод, что лесными правоотношениями следует считать только те отношения, которые возникают при управлении лесами, лесопользовании, воспроизводстве, охране лесов от пожаров и лесонарушений, защите лесов от вредителей и болезней и регулируются нормами лесного законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами.

Часть этих отношений носят производственный характер: лесопользование, лесовосстановление и лесоразведение, другая часть - непроизводственный: управление лесами, контрольно-надзорные функции, а третья часть - смешанный, то есть частично производственный, а частично непроизводственный: охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней.

Результатом производственных лесных отношений является, как правило, материальный продукт (созданные лесные культуры, заготовленная древесина и т. д.), результатом непроизводственных - услуга, которая полезна не как вещь, а как деятельность (услуга по управлению лесами, охране и защите лесов и др.).

Лесные правоотношения представляют собой сложную экономико-правовую категорию и всегда предполагают наличие минимум двух сторон. Представителями этих сторон на практике выступают конкретные физические лица, что привносит в отношения элементы субъективизма.

В условиях государственной собственности на земли лесного фонда и частной собственности на средства производства доминируют отношения между государством и частным бизнесом.

Отношения, возникающие до начала лесопользования (извещение об аукционе, подача заявления для участия в аукционе, внесение задатка, проведение аукциона, подписание протокола и заключение договора аренды), то есть начальная процедура по предоставлению лесного участка в пользование, регулируются нормами гражданского и лесного законодательства.

Экономико-правовые отношения в области лесопользования

Каждый участник лесных правоотношений, как правило, преследует получение экономической выгоды. Исключение составляют граждане, пользующиеся рекреационными услугами леса для собственных нужд.

Используя дедуктивный метод исследования, представим схематично экономико-правовые отношения в области лесопользования (рис. 2).

По договору аренды лесного участка одна сторона - орган государственной власти (арендодатель) - обязуется представить другой стороне - лесопользователю (арендатору) - лесной участок за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

В этом случае переход правомочия пользования лесным участком от государства к частному бизнесу возникает из договора, предусмотренного нормой лесного законодательства, что является юридическим фактом.

Стороны, подписавшие договор аренды лесного участка, становятся субъектами лесных и гражданских правоотношений. Но это не значит, что только договорные отношения порождают субъектов лесных отношений. Граждане, находящиеся в лесу с целью сбора грибов, ягод для удовлетворения собственных потребностей, автоматически становятся субъектами лесных отношений, так как их поведение регулируется нормами лесного законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами.

Леса, произрастающие или расположенные (мертвый лес) на землях как лесного фонда, так и землях других категорий, в общем являются объектом лесных отношений. Но в частных, конкретных, случаях объектом лесных отношений может выступать лесной участок или несколько таких участков, отдельное насаждение (насаждения), группа деревьев или одно дерево.

Следует заметить, что в некоторых случаях не всякий лесной участок может стать объектом лесных правоотношений. Так, например, при арендных отношениях объектом лесных отношений становится только спроектированный лесной участок, то есть участок, имеющий проектную документацию о его местоположении, границах, площади и иных количественных и качественных характеристиках и прошедший государственный кадастровый учет.

Под юридическим содержанием лесных правоотношений понимается комплекс прав и обязанностей их участников по поводу управления лесами, их воспроизводства, охраны, защиты и использования. Среди субъектов лесных правоотношений они распределяются неравномерно.

Особенностью лесных отношений при государственной собственности на земли лесного фонда преимущественно является их императивный характер. Права и обязанности сторон как основные элементы юридического содержания этих отношений разграничены. Такое разграничение находит свое отражение в соответствующих статьях лесного законодательства и соответствующих нормативных правовых актах.

Если права и обязанности субъектов лесных отношений четко разграничены, то вмешательство государственных органов управления лесным хозяйством в производственные отношения минимально.

Права и обязанности как элементы фактического содержания не имеют четкого разграничения. Так, например, передача лесного участка является обязанностью арендодателя и правом арендатора на его получение, перечисление платежей за право пользования является обязанностью арендатора и одновременно правом арендодателя на их получение.

Арендатор обязан соблюдать условия договора аренды лесного участка, имеет право получать информацию о нем, осуществлять его использование в установленных пределах и границах и т. п. Таким образом, права и обязанности указывают на широту свободы действий арендатора и арендодателя при осуществлении лесопользования.

Основаниями для возникновения, изменения и прекращения лесных правоотношений (как и других правоотношений в системе права) служат юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия, предусмотренные в тех или иных нормах лесного права и вместе с ними определяющие конкретное содержание прав и обязанностей сторон.

Классификация юридических фактов

Эффективность лесных отношений, объект которых обладает чертами природного ресурса и экосистемы, подвержена различным рискам. Риск принятия неправильного решения на начальной стадии организации лесных отношений в лесном хозяйстве с длительным производственным циклом очень велик. Объясняется это недостаточностью и неточностью информации об объекте, влиянием природных факторов на развитие лесных отношений и другими причинами, которые порождают различные юридические факты.

В юридической литературе широко используется универсальная схема классификации юридических фактов по различным признакам [2; 6]. Исходя из нее, проведем классификацию применительно к лесному хозяйству и лесозаготовительной деятельности (рис. 3).

В области лесного хозяйства с точки зрения волевого признака лесные правоотношения подразделяют на события и действия, а исходя из последствий, которые они влекут, их можно подразделить на правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. Таким образом, лесные правоотношения являются динамичной категорией, зависящей от реальных производственных условий и природных явлений.

События возникают и порождают лесные правоотношения помимо воли человека. Частота таких событий и их последствия значительны для лесного хозяйства. Примерами могут служить лесные пожары, ветровалы, очаги вредителей и болезней леса. Хотя надо заметить, что вышеперечисленные явления не всегда носят характер чисто природных и довольно часто возникают вследствие непродуманной деятельности человека. Некоторые стихийные бедствия усугубляются бездействием субъектов хозяйственной деятельности или государственных органов.

Именно события диктуют необходимость выдерживать баланс между лесными законами, законами экономики и природы. Это объективное требование, от которого зависит эффективность лесных отношений.

Действующее лесное законодательство учитывает наличие таких событий лишь в двух аспектах: в виде возложения на полномочные органы государства или хозяйствующие субъекты обязанностей по предупреждению и устранению вредных последствий природных факторов (соблюдение требований пожарной безопасности в лесах, требований по охране лесов от повреждений и загрязнения сточными водами, химическими веществами, промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и т. п.), а также в виде оказания помощи в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Действие является распространенным основанием возникновения лесных правоотношений, что вполне логично, поскольку антропогенная деятельность выступает основным источником причинения вреда лесам, а через них и человеку. Действия проявляются через поступки человека. В этом смысле их можно подразделить на позитивные (правомерные) и негативные (неправомерные).

Правомерное поведение лица как участника лесных правоотношений означает выполнение им в сфере лесных отношений различных предписаний и законов. Неправомерные лесные правоотношения имеют место тогда, когда нарушаются законы и различные предписания в области лесопользования, охраны и защиты лесов и причиняется вред лесу, лесному участку.

По последствиям юридические факты подразделяются на правообразующие, при наличии которых возникает лесное правоотношение (например, заключение договора аренды лесного участка для осуществления какого-либо вида использования лесов); правоизменяющие, при наличии которых происходят изменения в содержании правоотношения между собственником и пользователем лесного участка (например, дополнение к договору аренды лесного участка); правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (окончание срока аренды и др.).

Если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования лесным участком, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

Классификация лесных правоотношений

Все многообразие лесных правоотношений можно классифицировать по видам, исходя из различных признаков. В зависимости от характера деятельности и конечного результата этой деятельности, степени разграничения полномочий, содержания прав и обязанностей сторон и другого, лесные правоотношения можно классифицировать на следующие основные укрупненные виды:

  • правоотношения в сфере управления лесами;
  • правоотношения в области лесопользования;
  • правоотношения в области охраны и защиты лесов;
  • правоотношения в области лесовосстановления и лесоразведения.

Таким образом, лесной участок может быть объектом различных правоотношений.

Каждый из вышеуказанных видов лесных правоотношений подразделяется, в свою очередь, на подвиды.

Правоотношения собственности на леса хотя и не являются лесными (отношения собственности регулирует гражданское законодательство), имеют определяющее значение и лежат в основе всех других лесных правоотношений, имеющих производный и зависимый характер.

С отменой монополии исключительной собственности государства на леса и включением лесных участков как недвижимого имущества в систему рыночных отношений они приобрели характер имущественных, рыночных отношений, регулируемых гражданским законодательством с учетом лесного законодательства [1]. Надо заметить, что рыночные отношения в этом случае являются ограниченными, - так, например, лесные участки не могут быть предметом купли­-продажи и находиться в частной собственности.

В зависимости от типа лесной собственности (общественной или индивидуальной) теоретически лесные правоотношения подразделяются на различные формы: правоотношения частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В свою очередь, в соответствии с категорией субъектов права собственности правоотношения подразделяются на виды. Так, правоотношения частной собственности на леса могут быть представлены правоотношениями собственности на леса отдельных граждан или юридических лиц. Правоотношения государственной собственности - правоотношениями федеральной собственности и собственности субъектов федерации. Правоотношения муниципальной собственности - правоотношениями муниципальных учреждений, префектур и т. п.

Лесные правоотношения, объект которых - леса и лесные участки, в сфере государственного управления по форме выступают как административно­-правовые. В соответствии с направлением деятельности по управлению лесами к лесным правоотношениям по государственному управлению относятся правоотношения по организации и планированию лесного хозяйства, предоставлению лесных участков в пользование, ведению государственного лесного кадастра, реестра, по ведению лесного мониторинга, отчуждению и приемке земель лесного фонда, осуществлению государственного контроля и надзора и др.

Среди правоотношений по предоставлению лесных участков в аренду выделяются правоотношения по их предоставлению юридическим лицам, физическим лицам и иностранным юридическим лицам. Господство административного метода может быть оправдано тем, что природные ресурсы, к которым относятся также леса, используются и охраняются в Российской Федерации как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [3].

Лесные правоотношения в области лесопользования имеют также производный характер от отношений лесной собственности. По признаку производности от права собственности на леса они подразделяются на отношения непосредственного и производ­ного пользования лесным участком.

Отношения непосредственного пользования имеют место, когда использование лесоземельного угодья осуществляют сами собственники, например, юридические лица, граждане, коллективы граждан, владеющие этими угодьями на правах частной или общественной собственности.

Применительно к отечественным условиям Лесной кодекс запрещает использование лесов органами государственной власти - представителями собственника лесов, - следовательно, непосредственного пользования лесами на землях лесного фонда нет.

Когда лесопользование осуществляют арендаторы или речь идет о краткосрочном лесопользовании, то такие отношения можно считать первичными производственными отношениями пользования.

Поскольку субаренда лесных участков законодательно разрешена, то касательно степени производности от права собственности на леса в этом случае можно говорить о вторичных производных отношениях пользования.

Классификация правоотношений в области лесопользования может проводиться также в зависимости от категории земель лесного фонда. В соответствии с этим критерием видами лесных правоотношений по лесопользованию являются правоотношения по использованию лесных и нелесных земель. Такая классификация правоотношений может быть развита далее применительно к составу земель лесного фонда каждой категории. Так, правоотношения по использованию лесных земель подразделяются на правоотношения по использованию покрытых и непокрытых лесом земель. Правоотношения по использованию покрытых лесом земель, в свою очередь, подразделяются на правоотношения по использованию защитных и эксплуатационных лесов. Правоотношения по использованию защитных лесов могут быть подразделены на правоотношения по использованию лесов соответственно их четырем категориям защитности.

Согласно составу нелесных земель, лесные правоотношения подразделяются на отношения по использованию сенокосов, пастбищ, дорог и т. п.

Правоотношения в области лесопользования могут быть также классифицированы исходя из таких признаков, как субъект лесопользования, временные условия предоставления лесных участков в пользование и др.

В зависимости от содержания прав и обязанностей субъектов лесных отношений выделяются правоотношения в области охраны и защиты лесов. Этот вид правоотношений имеет место в случае нарушения права собственности, правопорядка в области лесопользования, при воспроизводстве, охране и защите лесов.

Охрана и защита лесов является, по сути, государственной задачей и решается методом наложения запрета и выдачи разрешения. Вместе с тем в настоящее время все большее значение приобретают экономические методы регулирования лесных отношений в области охраны и защиты лесов. По мере появления и развития частной собственности на леса экономические методы регулирования охраны и защиты лесов будут постепенно приобретать решающее значение, в частности, будет введен институт страхования лесов или рисков лесопользователей.

По содержанию прав и обязанностей все субъекты лесных правоотношений могут быть подразделены на три категории:

  • лесопользователи как носители прав и обязанностей по использованию лесов, их охране и защите и восстановлению;
  • органы исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право управления лесами;
  • контрольно-надзорные органы. 

Базой для возникновения лесных правоотношений в области лесопользования в современном лесном законодательстве являются акты государственных органов, договоры, судебные решения, иные основания [3]. В последнее время в качестве основания для возникновения лесного правоотношения все большее значение приобретает договор.

Основания, приводящие к прекращению или изменению лесных правоотношений, встречаются гораздо чаще, чем основания для их возникновения. Исходя из вышеизложенного перечня фактов, к числу оснований, прекращающих или приостанавливающих лесные правоотношения, относятся не только действия (правомерные и неправомерные), но и бездействие, а также события.

К правомерным действиям относятся: отказ лесопользователя от права на пользование лесными участками и истечение установленного срока лесопользования.

Неправомерными действиями, прекращающими или приостанавливающими лесные правоотношения, могут быть нарушения лесопользователем условий, предусмотренных в договорах аренды, а также в других случаях, предусмотренных в законе.

Бездействием, влекущим за собой прекращение лесных правоотношений, признаются: систематическое невнесение платежей за использование лесов и случай, когда лесопользователь в течение установленного срока не приступил к использованию лесов.

Все действия и бездействие, прекращающие или приостанавливающие лесные правоотношения, могут быть подразделены на безусловные и условные основания. В отличие от оснований безусловных (например, отказа лесопользователя от права на пользование лесным участком), условные основания требуют выяснения обстоятельств, связанных с действиями или бездействием.

Событиями, прекращающими лесные правоотношения, считаются смерть арендатора, истечение установленного в договоре срока лесопользования, возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных действий и т. п.).

В лесном законодательстве делается акцент на возникновение и прекращение лесных правоотношений в сфере лесопользования. Это служит дополнительным подтверждением того, что российское государство рассматривает лес в основном как лесной ресурс, потенциальный источник получения доходов.

Лесные законодательства многих зарубежных стран, напротив, в последнее время пересматриваются в природоохранном направлении и рассматривают лес как экологическую систему.

Экономическое содержание лесных правоотношений и оценка их эффективности

Экономической формой проявления права пользования выступает новая стоимость, появляющаяся в результате использования лесов арендатором и реализации полученной им при этом продукции (услуг).

Новая стоимость (с+v+m) содержит постоянные (с) и переменные (v) затраты. В постоянные затраты входят платежи за право пользования - арендная плата (r). Арендная плата входит в состав себестоимости лесозаготовок и составляет от нее в среднем 10%.

Еще одним элементом новой стоимости является выручка лесопользователя (m). После уплаты налогов и неналоговых платежей лесопользователь, работающий в лучших экономических и природных условиях, получает предпринимательский (m') и дополнительный дифференциальный доход (m") от использования лесов.

По сути, арендная плата, поступающая собственнику лесов (государству), является рентным неналоговым платежом, а поступление прибыли предпринимателю в результате его коммерческой деятельности не носит рентного характера. Экономическое содержание арендной платы находит выражение в абсолютной (r') и дифференциальной ренте (r").

Следовательно, экономический характер новой стоимости выражается в платежах арендатору за право использования лесов, получении прибыли арендатором и возмещении им понесенных затрат.

Такой платеж, в свою очередь, состоит из двух частей: минимального и конкретного размера арендной платы. Минимальный размер арендной платы устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, императивным методом и имеет черты социалистической плановой экономики. На основе минимального размера арендной платы по рыночным законам формируется ее конкретный размер по результатам проведения лесных аукционов органами государственной власти.

Средний размер минимальной арендной платы и ее конкретный размер по договорам аренды лесных участков в период с 2009 по 2011 год представлен в табл. 1.

Таблица 1. Средние ставки арендной платы за заготовку древесины
в 2009–2011 годах, руб./м

Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица 1. Средние ставки арендной платы за заготовку древесины в 2009–2011 годах, руб./кв.м

Как видно из данных табл. 1, значения ставок арендной платы при заготовке древесины в последние годы остаются на стабильно низком уровне по сравнению с ценой реализации круглой древесины.

Отношения, связанные с платежами за право пользования, являются финансовыми отношениями. Их недостаток - отсутствие соизмерения бюджетных затрат на финансирование лесного хозяйства с результатами этих затрат.

Законодательное установление принципа платности за использование государственных лесов - это реализация права монопольного собственника (государства) на получение абсолютной ренты. Рента - это экономическая форма реализации правомочий государственной собственности на леса.

Таблица 2. Средние рыночные цены на древесину в круглом виде
в 2010–2011 годах, руб./м

Таблица 2. Средние рыночные цены на древесину в круглом виде в 2010–2011 годах, руб./кв.м

К сожалению, платежи за право пользования лесами никак не связаны с рыночными ценами реализации круглой древесины и ниже последних в среднем в 30 раз (табл. 2).

Поэтому начальным условием эффективности лесных правоотношений является установление баланса экономических интересов государства и частного бизнеса: соотношение между уровнем арендной платы и затратами государства на ведение лесного хозяйства (з') и нормой прибыли арендатора и его затратами на лесозаготовку и ведение лесного хозяйства (з").

По экономической природе платежи за право пользования лесным участком являются рентными, а лесной участок - рентным, неизнашивающимся, воспроизводимым недвижимым имуществом.

Деление на абсолютную и дифференциальную ренту является условным, на практике их невозможно четко разграничить.

Теоретически платежи за право пользования могут быть как рентными, так и налоговыми, принципиального значения для субъектов лесных отношений это не имеет. Гораздо важнее их размер, порядок уплаты и закономерность их изменения в будущем.

Владимир ПЕТРОВ,
профессор, д-р эконом. наук,
зав. кафедрой лесной политики,
экономики и управления СПбГЛТУ

Использованные источники

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - СПб.: НИЦ «Альфа», 1994. - 304 с.

2. Земельное право России. Правоведение / Под ред. В. В. Петрова. - М., 1995. - 300 с.

3. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993. - 64 с.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 № 22­-ФЗ

5. Лесной кодекс РСФСР. - М.: Наркомзем. Н. Деревня, 1923. - 32 с.

6. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского. - М.: Норма­-Инфра, 1998. - 570 с.

7. По данным научно­-исследовательского и аналитического центра экономики леса и лесопользования