Дерево скрипичной «спинки»
Красное дерево махагони – король тропических лесов
Короли и туземцы, кораблестроители, искусные мебельщики и создатели музыкальных инструментов преклонялись перед красотой и свойствами древесины этой породы. В чем же ее необычайная популярность? Ответ кроется в оригинальном красно-коричневом цвете с матовым блеском, вызывающем ощущение тепла, исходящего от древесины или вещи, сделанной из нее.
Среди множества древесных пород выделяется дерево, которое в России называют красным, в Европе чаще всего именуют махагони (Mahagoni), а в испаноговорящих странах - каоба (Caoba).
Древесина глубокого красно-коричневого цвета с матовым блеском, плотная и пластичная, была издавна оценена мастерами-мебельщиками и оказала сильное влияние на развитие мебельного искусства в Европе начиная с XVIII века. Красное дерево завоевало признание ценителей мебели настолько, что до сих пор остается эталоном мебельного материала.
Природные запасы махагони, ареал которого невелик, быстро истощились и вызвали появление на лесном рынке древесины множества пород из тропических лесов. В торговле, ремесле и производстве эти породы разделяют на сходные по цвету и свойствам с настоящим махагони (близкие заменители), а также напоминающие его лишь по цвету и причисляемые к красному дереву с коммерческой целью (лжемахагони).
История древесины махагони как поделочного материала началась в 1492 году, когда экспедиция Колумба, открывшего Америку, достигла Антильских островов. Здесь испанцы увидели дерево, которое местные жители называли королем леса (m'ogamo). Его древесина отличалась и внешним видом, и свойствами от эбена, палисандра, сандала, тика, известных к тому времени в торговле и ремесле Европы и доставлявшихся из Южной Азии по караванным путям Ближнего Востока. Испанские завоеватели оценили новую древесину как превосходный строительный и отделочный материал, начав его использование с кораблестроения. Корабли испанского конкистадора Кортеса, завоевавшего Мексику, были построены именно из этой древесины. В Испанию ее отправляли под названием «каоба». В XVI-XVII веках каоба использовали только в Испании и на ее колониальных территориях для постройки замков, монастырей и церквей.
По указу испанского короля Филиппа II (1527-1598) древесина махагони была использована в строительстве всемирно известного Эскориала - дворцового комплекса, который, по замыслу монарха, должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. В этом сооружении было решено воплотить завет Карла V - создать династический пантеон, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в архитектуре выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Сегодня этот памятник называют восьмым чудом света, и он входит в список объектов мирового культурного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.
Однако в 1702 году монополия на использование островного махагони испанцами была потеряна - в том году была продана первая партия древесины из Сан-Доминго в Англию, где мастера-мебельщики высоко оценили декоративные и поделочные свойства материала. Именно в Англии за древесиной было закреплено официальное название: махагони.
Уникальные физические и механические свойства островного махагони оказали сильное влияние на мебельщиков того времени. Так, крупнейший мастер английского мебельного искусства эпохи рококо и раннего классицизма Томас Чиппендейл (1718-1779) предпочитал работать исключительно с красным деревом. Мебель этого мастера отличалась сочетанием рациональности форм, ясности структуры предмета и изящества линий и прихотливости узора. В начале 1750-х Чиппендейл открыл в Лондоне собственную мастерскую и принялся за усовершенствование существовавших форм мебели путем подчеркивания их структуры и функции резными ленточными орнаментами. Не чуждался он китайских и готических мотивов. В 1754 году вышел классический труд Томаса Чиппендейла - «Руководство для дворянина и краснодеревщика» (The Gentleman and Cabinet Maker's Director). В 1760-е годы под влиянием эстетики классицизма этот мастер, в частности, разработал интерьеры и меблировал Харвудский дворец под Лидсом.
Открытие махагони как превосходного мебельного материала, несомненно, повлияло на становление и развитие французских мебельных стилей - неоклассицизма и ампира, отличающихся монументальностью, изысканностью и роскошью в интерьерах, а также использованием древнеримских и древнегреческих мотивов в декорировании. Декоративные и конструкционные свойства махагони повлияли и на немецкий стиль бидермайер (в пер. с нем. «бравый господин Майер»), в котором критерием качественной мебели считаются удобство форм, плавность изогнутых линий и безупречная столярная работа. В 1815-1848 годы, период расцвета стиля бидермайер, возникла и так называемая чистая комната (гостиная). Комнаты заставлены большим количеством мебели, которая сгруппирована преимущественно в центре, причем так, чтобы оставалось как можно меньше свободного пространства. Столяры бидермайера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов; столов с выдвижными или откидными столешницами; стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; письменных столов и шкафов с различными ящичками и т. д. Настоящее красное дерево встречается и в предметах, вещах и мебели, выполненных в колониальном стиле. «Колонисты» создали своеобразную архитектуру, в общих чертах повторяющую западноевропейскую романскую и готическую, но в упрощенном и огрубленном виде. Стиль колониальной мебели представляет собой смешение упрощенных форм английской готики, голландского, викторианского и староанглийского стилей.
Добыча и продажа древесины махагони стала средством быстрого обогащения; даже один ствол дерева, доставленный в Европу, стоил баснословных денег.
Однако спрос на махагони не мог удовлетворяться бесконечно. Причина не только в небольшом ареале этого древесного вида (Большие Антильские и Багамские острова, юг Флориды, остров Ямайка), но и в сложностях восстановления тропических лесов, в которых нет доминирующих пород, и на одном гектаре обитают многие десятки и даже сотни видов древесных пород. К концу XIX - началу XX века древесина островного махагони все реже поступала в продажу, а в 1946 году Куба - основной поставщик этой древесины - прекратила ее экспорт. Однако на лесном рынке к этому времени уже прочно утвердилась древесина видов, близких к островному махагони и объединенных ботаническим семейством Meliaceae (мелиевые).
Научное название деревьев махагони - Swietenia mahagoni Jack., а торговых названий множество - кроме каоба и махагони, это и западно-индийский махагони, и антильский махагони, и кубинский махагони, и др. Поиски заменителей настоящего (островного) махагони велись в тропических лесах Центральной и Южной Америки, Африки и Южной Азии. Леса Америки дали наибольшее число видов того же рода Swietenia, древесина которых по декоративным и конструкционным свойствам ближе всего к островному махагони. Из них наиболее известен вид Swietenia macropfylla King., древесина которого по праву получила в торговле названия «махагони» и «коаба», а также именуется американским махагони, амазонским махагони, американским акажу, агуано, орура и др.
Африканские заменители древесины как островного, так и американского махагони появились на европейском рынке уже в XIX веке. Среди них выделяется древесина видов из рода Khaya - более легкая и светлая, чем древесина махагони, например Khaya ivorensis A. Chev., известная в торговле как африканский махагони и называемая также африканским акажу, лагосским махагони, вторичным махагони и т. п. Бесспорно, близка к махагони свойствами древесина видов из родов Entandrophragma и Guarea, цвет которой варьирует от розового до фиолетово-коричневого. Это породы сапели, сипо, косипо, тиама, боссе и др.
В Южной Азии (Индии, Цейлоне, Бирме, Таиланде) издавна использовали и поставляли в другие страны древесину тоон (Сedrela toona Roxb.), хукразию (Сhukrasia tabularis A. Juss), неем (Azadirachta indica A. Juss) и малабарскую неем, называемую еще персидской сиренью (Мelia azedarach L.). Древесина этих пород красно-коричневого цвета, цвета махагони, с блеском, прочная, эластичная, легко обрабатываемая и высоко ценимая. Со времени появления махагони в Европе, древесина этих пород стала продаваться как ее заменитель и рекламироваться под новыми названиями, непременно включавшими слово «махагони».
Прикрываясь знаменитым названием с целью выгодного сбыта, поставщики редких древесных пород предлагают на рынке древесину, цветом напоминающую махагони, но совершенно не похожую на нее по физико-механическим свойствам. Среди причисленных к «ложному махагони» - несколько десятков древесных видов, например, некоторые виды эвкалипта, получившие торговое название «австралийский махагони». Их древесина хотя и имеет красноватый оттенок, но, в отличие от настоящего махагони, тяжелая и неэластичная. Древесину с торговым названием титка (Thitka) обозначают как бирманский махагони, хотя она сильно отличается от настоящего по твердости и плотности.
В России древесина махагони известна со второй четверти XVIII века. В 1790 году в Петербург из Германии прибыл известный мебельный мастер Давид Рёнтген, сопровождавший крупную партию мебели, изготовленной по заказу императрицы Екатерины II. С ним был его ученик Генрих Гамбс (1765-1831). Рёнтген создавал для парижского двора Людовика XVI мебель в стиле неоклассицизма. Для его произведений характерно использование дорогого дерева: черного, грушевого и особенно - красного. Гамбс хорошо усвоил приемы своего учителя. Он открыл в Петербурге собственную мастерскую, которая до 1800 года называлась «Отт и Гамбс» (позднее фамилия Отт из названия исчезла). «Гамбсова мебель» - обобщенное наименование изделий, составивших славу русского мебельного искусства XIX века. Она была непременной частью дворцового, дворянского, купеческого и мещанского интерьеров.
В наше время все виды рода Swietenia включены в список CITES (Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). С целью сохранения редких видов животных и растений конвенция регулирует их перемещение через государственные границы более 160 стран - участниц CITES. Виды Swietenia скрещиваются, если растут поблизости, гибрид S. mahagoni и S. macrophylla широко культивируется для получения древесины. Махагони могут быть объединены в большую группу видов древесины, относящихся к 15 различным видам родов Swietenia, Khaya и Entandrophragma. Древесина видов Entandrophragma продается на рынке под собственными названиями, иногда с добавлением слова «махагони».
Использование
Текстура махагони обычно прямая, древесина лишена пустот и включений. У нее красновато-коричневый цвет, со временем темнеющий, и характерное красивое красноватое мерцание в полированном состоянии. Прекрасно обрабатывается, очень устойчива к биологическому разрушению. Габариты деревьев тех пород, которые не находятся под угрозой исчезновения, позволяют выпиливать из стволов длинные и широкие доски. По мнению мастеров-мебельщиков, нет лучшего материала для производства высококлассной мебели.
Древесина махагони устойчива к гнили, что дает возможность использовать ее в кораблестроении. Также ее часто применяют для изготовления музыкальных инструментов - ударных, корпусов гитар. Например, фирма Gibson первой стала использовать эту древесину в производстве электрогитар. Гитары, корпуса которых изготовлены из махагони, отличает глухое, теплое звучание. У знаменитых The Beatles были барабаны с махагониевыми корпусами фирмы «Людвиг», которая использовала красное дерево для изготовления корпусов инструментов.
преподаватель СПбГЛТУ
Автор выражает благодарность
за помощь в подготовке публикации канд. биол. наук М. И. Колосовой