Лесозаготовительная техника Rottne
Железные хозяева леса
Первичная транспортировка леса – наиболее сложный и высокозатратный комплекс лесозаготовительных работ. Ее выполнение протекает в тяжелых природно-производственных условиях (ППУ) при осуществлении различных видов рубок леса. Важная роль при этом отводится соблюдению лесоводственных требований, являющихся основой экологии лесной среды. Значительный объем заготовки леса в мире производится с применением сортиментных технологий, где колесные форвардеры являются своеобразными челноками по доставке сортиментов с лесосеки.
Лидирующее положение в создании форвардеров занимает компания Rottne Industri AB. Она имеет более полувековой опыт разработки машин данного типа. Модельный ряд форвардеров Rottne по своему назначению охватывает все виды рубок леса. Основой его создания является обеспечение требований потребителей. Машины компании Rottne заслуженно снискали большой авторитет у потребителей своими эксплуатационными качествами: приспособляемостью к выполнению технологических процессов в различных ППУ, высокой производительностью, ресурсосбережением, экологичностью, эргономичностью, постоянной технической готовностью, длительностью срока службы и умеренной ценой.
Модельный ряд форвардеров компании состоит из четырех машин различных классов. Это Solid F9-6 грузоподъемностью 9000 кг, Solid F12 S – 12 000 кг, Solid F14 – 14 000 кг и SMV RAPID – 16 000 кг. Форвардер Solid F9-6 является восьмиколесным, остальные машины имеют как шести-, так и восьмиколесное исполнение. Легкий Solid F9-6 предназначен для прореживания леса при рубках ухода. Он свободно перемещается под пологом леса и не наносит повреждений оставляемому древостою. Конструкция машины дает возможность ей работать при не очень интенсивных сплошных рубках. Форвардер Solid F12 S является универсальным. Он успешно работает при проведении рубок ухода и сплошных рубок.
Форвардеры Solid F14 и SMV RAPID предназначены для использования при сплошных рубках леса. При этом тяжелый SMV RAPID наиболее эффективно работает при интенсивной рубке крупномерных древостоев.
Все модели имеют одинаковую двухмодульную компоновку с шарнирно-сочлененной рамой. Проработка внешних форм выполнена как с дизайнерских позиций, так и с прочностных. Судя по эффективности использования массы машин, на 1 т которых (для форвардеров Rottne) приходится 880–970 кг груза, они прекрасно сконструированы, и значения этого показателя являются одними из лучших для данного типа технических средств.
На всех машинах установлены высокоэкономичные дизельные двигатели фирмы John Deere с турбонаддувом и интеркулером. Они имеют повышенный коэффициент крутящего момента – 1,47–1,52, что обеспечивает им равномерность работы при резких колебаниях внешней нагрузки. Дизели John Deere обладают высокой степенью сгорания топлива, что резко сокращает вредные выбросы. Удельная мощность форвардеров Rottne составляет 8,3–9,4 кВт/т, что соответствует энергетическому развитию современных лесных погрузочно-транспортных машин.
Все форвардеры Rottne имеют гидрообъемную трансмиссию с двухдиапазонной коробкой передач, обеспечивающей скорость движения по лесосеке до 10 км/ч и по дорогам до 25 км/ч. Она объединяет возможность концентрации тягового усилия и бесступенчатую регулировку мощности двигателя, формирующую мягкую реакцию при преодолении препятствий. Эти возможности трансмиссии в полной мере удовлетворяют технологические, лесоводческие, экологические и эргономические требования, связанные с перемещением машины по лесосеке.
Форвардеры Rottne – устойчивые и хорошо сбалансированные машины. Это обеспечивается за счет рационального расположения шарнирного соединения полурам, применения тандемных тележек, правильного выбора шин, хорошей компоновки грузового отсека и ряда других конструктивных решений. Данная техника без напряжения и безопасно передвигается с полной нагрузкой по сложной пересеченной местности и влажным почвам.
Для обеспечения грузоподъемности, проходимости, маневренности, устойчивости, высокой надежности и ограничения влияния на окружающую среду в различных ППУ компания Rottne выпускает форвардеры как в шести, так и восьмиколесном варианте. Симметричные балансиры тандемных тележек обеспечивают минимальные поперечно-угловые колебания обеих полурам при преодолении пороговых препятствий, что является очень важным при движении машин с возом древесины.
Хорошие ездовые качества форвардеров в сложных условиях бездорожья и на дорогах с различным покрытием поддерживает комплексная система управления IQAN. Точное и полное автоматическое регулирование позволяет получить максимальное тяговое усилие даже на низких оборотах двигателя. Модуль управления IQAN упрощает процесс настройки и диагностики всех систем форвардера.Пространство грузового отсека может трансформироваться в зависимости от соответствующих нужд. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ для каждой модели разработаны собственные манипуляторы, которые значительно сокращают затраты времени за счет хорошей досягаемости, подвижности и легкости в управлении.
Кабины всех моделей имеют максимальные удобства для работы оператора. Они просторны, эргономичны, комфортны, имеют превосходный круговой обзор рабочей зоны, отличную герметизацию, звукоизоляцию и низкий уровень вибрации.
Компоновка кабин выполнена с учетом выбора наилучшей позиции расположения оператора. Кабины отвечают всем стандартам безопасности лесных машин. По своей работоспособности форвардеры компании Rottne Industri AB являются неутомимыми тружениками первичной транспортировки леса.
Владимир ВАЛЯЖОНКОВ, к. т. н.