Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Лесное хозяйство

Как управлять бореальными лесами

В Салехарде завершила работу международная научно-практическая конференция «Проблемы и пути совершенствования управления бореальными лесами». В ее работе приняли участие известные ученые, руководители органов государственной власти субъектов РФ и исполнительной власти в сфере лесных отношений, организаций лесного и топливно-энергетического комплексов, учреждений высшего профессионального образования, специалисты лесного хозяйства, представители общественности и СМИ, эксперты в области лесного хозяйства и экологии из Федеративной Республики Германия и Республики Беларусь.

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), который входит в состав Арктической зоны, обеспечивает в этом регионе государственные стратегические интересы России, а бореальные леса ЯНАО являются экологическим форпостом страны. Территория округа отнесена к районам Крайнего Севера, что обусловливает высокую степень уязвимости экосистем, их замедленное самовосстановление, неустойчивость ландшафтов к внешним воздействиям и, как следствие, необходимость пристального внимания к проблемам экологии.

Участники конференции отмечали, что проблематика бореальных лесов крайне актуальна для всего Уральского федерального округа: северная граница этих лесов проходит по территории Ямало-Ненецкого автономного округа, южная - по Тюменской и Челябинской областям. При этом в северных регионах эта проблема в силу ряда причин, в том числе климатических, приобретает особую остроту. Многолетние наблюдения свидетельствуют о существенном изменении природно-климатических условий: превышении среднемесячных температур, понижении уровня грунтовых вод, увеличении случаев сухих гроз и т. д., - и, как следствие, увеличении продолжительности пожароопасного сезона и числа дней повышенного класса пожарной опасности, росте количества лесных пожаров, расширении ареала и числа очагов вредителей, повторяемости болезней леса.

Нарастание рисков идет такими темпами, что система управления выработкой стратегических решений по предотвращению этих рисков просто не успевает за ними. Фактически сейчас идет борьба уже с последствиями возникших проблем вместо прогнозирования, мониторинга развития ситуации и проведения упреждающих мероприятий. Очевидна необходимость принятия действенных мер по совершенствованию системы государственного управления лесами.

По мнению генерального директора Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николая Петрунина, лес как средообразующий фактор является первоосновой формирования эколого-биологических, производственно-технологических, социально-экономических процессов не только в лесном хозяйстве, но и во всех отраслях, имеющих экономические интересы на территории лесного фонда. Этот фактор устанавливает безусловный приоритет отраслевого подхода к формированию органов государственной власти в области лесных отношений.

Центр принятия управленческих решений на территориях должен быть восстановлен в лесничестве с соответствующим правовым статусом, положением и необходимым штатом. Лесничий, как государственный служащий, обеспечивает реализацию государственной лесной политики на вверенной ему территории.

Система государственного управления лесами всех уровней должна быть интегрирована в национальную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) как по уровням реагирования, так и по уровням опасности.

Финансовое обеспечение переданных полномочий в области лесных отношений должно перейти на качественно новый уровень, базируясь на оперативных результатах лесоустройства как инструмента долгосрочного стратегического планирования, а также на отраслевых стандартах и нормативах.

В лесном хозяйстве России активно должны развиваться и использоваться новые формы партнерства государства и бизнеса, в том числе государственно-частное партнерство, способное обеспечить наиболее динамичное развитие производственных мощностей и лесной инфраструктуры, решение социально значимых задач и ликвидации дефицита профессиональных кадров в отрасли.

Заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ, д-р экон. наук, проф. Владимир Петров обратил внимание участников конференции на значительный рост антропогенного воздействия на лесной фонд, что связано в первую очередь со строительством и эксплуатацией объектов топливно-энергетического комплекса, интенсификацией лесопользования и ростом посещаемости лесов, в результате чего увеличивается площадь нарушенных территорий на землях лесного фонда. Рекультивация лесных земель не достигает целей. Необходимо обеспечить совершенствование механизмов прогнозирования и оценки рисков воздействия на окружающую среду.

Надежда КОЛОДИНА,
начальник отдела
по связям с общественностью
Научно-исследовательского
и аналитического центра
экономики леса и природопользования