Деревянное домостроение

Строительно-техническая экспертиза в деревянном домостроении. Часть 4

Правильный дом - правильная жизнь

Строительно-техническая экспертиза в деревянном домостроении. Часть 1
Строительно-техническая экспертиза в деревянном домостроении. Часть 2
Строительно-техническая экспертиза в деревянном домостроении. Часть 3

Нелаев Сергей Анатольевич
Нелаев Сергей Анатольевич, независимый
негосударственный судебный строительный эксперт. Общий стаж работы в строительной сфере 26 лет. Член НП «Палата судебных экспертов», РФ (Москва). Сертифицированный специалист в области строительной экспертизы, государственного строительного надзора и строительного контроля.

Контактные данные:
8 (926) 300-06-18,
e-mail: cko8@yandex.ru
www.expertnelaev.ru

Продолжаем развивать тему экспертизы деревянного домостроения. При помощи нашего постоянного консультанта - строительного эксперта Сергея Нелаева - рассмотрим примеры нарушений, допущенных при строительстве жилого дома из клееного бруса, и пути решения выявленных проблем.

Летом 2012 года к эксперту обратился гражданин, по заказу которого в Тульской области строился дом из клееного бруса. Строительство близилось к завершению, дом был уже подведен под крышу. Заказчик старался контролировать возведение дома с самого начала, и до поры до времени, по его мнению, все шло неплохо. Но в какой-то момент некоторые детали строительного процесса стали вызывать у него сомнения. Так, на многих участках стен на наружной поверхности клееного бруса были обнаружены сучки, в которых образовались трещины. Подрядчик принял решение заделать эти трещины клеевой массой. Из-за того что масса была зеленоватого цвета, стены стали выглядеть некрасиво. Были и другие дефекты, заметные даже неопытному глазу...

Результаты экспертизы оказались ошеломляющими. Дефекты, которые привлекли внимание заказчика, оказались малозначительными. А вот эксперт обнаружил такие серьезные нарушения в технологии строительства, которые привели к категоричному заключению: дом рекомендовалось разобрать. Чтобы понять, почему пришлось принять такое кардинальное решение, разберем все этапы строительства.

Итак, подрядчик обязался изготовить клееный брус и собрать из него сруб. По технологии деревянного домостроения, к срубам предъявляются определенные требования. В частности, должны быть обеспечены жесткость сруба, его пространственная неизменяемость, соблюдение устройства узлов. Все это отражается в технической документации. Поэтому первым этапом экспертизы стала детальная проверка документации. Выяснилось, что в ней не были полностью отражены объем и содержание работ. Кроме того, подрядчик не предоставил сертификаты соответствия на использованный при строительстве клееный брус и клей для изготовления этого стройматериала, санитарно-эпидемиологическое заключение на клей, а также ТУ предприятия - изготовителя клееного бруса.















На втором этапе обследования экспертиза выявила серьезные нарушения, допущенные при сборке сруба. Жесткость стен и прочность сруба в целом по технологии обеспечиваются применением металлических шпилек, а также стандартных деревянных нагелей, устанавливаемых по определенной схеме. В соответствии с правилами, стеновые брусья крепятся деревянными нагелями диаметром 25 мм и длиной 400 мм, которые располагаются через 1,5-2 м в шахматном порядке по высоте здания. Сопряжение брусьев в углах стен, в стыках по длине и с косяками коробок обеспечивается с помощью деревянных шпонок. Для предотвращения горизонтальных смещений брусьев, пазы и гребни жестко фиксируют брусья друг с другом. В проекте подрядчика такая схема была заложена, но на деле исполнитель работ ее не придерживался.

Из заключения эксперта

«При сборке сруба подрядчиком в многочисленных местах не выполнена установка металлических шпилек (стяжек) диаметром 12 мм на всю высоту брусчатых стен и в верхней части этих стен; при устройстве брусчатых стен сруба не установлены металлические шпильки для стяжки брусьев в местах, составляющих 27% от общего количества мест, проверенных судебным строительным экспертом, там, где металлические шпильки должны быть установлены по проекту подрядчика. Это ведет к значительному снижению прочности и жесткости брусчатых стен и несущего остова (сруба) дома; способствует возникновению дополнительных сложных напряжений сдвига и растяжения поперек волокон в древесине клееных брусьев; приводит к развитию деформаций, возникновению трещин и повреждениям брусчатых стен; способствует расслоению продольных стыков между брусьями с образованием зазоров и "мостиков холода" в продольных стыках, а также снижению тепловой защиты наружных брусчатых стен, накоплению конденсационной влаги в толще наружных несущих ограждающих конструкций и повреждению древесины в брусчатых стенах сруба. Сохранность и долговечность строительных конструкций несущего остова сруба дома из клееного бруса не обеспечиваются».

Таким образом, из-за неправильного скрепления брусьев не была обеспечена жесткость сруба, что грозило деформацией всего дома в недалеком будущем (по утверждению эксперта, всего через полгода изменения конструкции стали бы очевидны). Частичное отсутствие креплений бруса привело бы к образованию щелей и зазоров, в которые попала бы влага, а значит, началось бы гниение древесины и другие процессы, разрушающие сруб.

Еще одной ошибкой строителей, которую обнаружил эксперт, можно назвать использование для крепления стен шурупов Spax. Шурупы этой торговой марки применяются в каркасном домостроении при стыковке элементов каркаса в соединениях стропил с прогонами, а также для крепления изоляционной системы покрытия крыши. В России такие шурупы используются для крепления массивных досок, настилов и деревянных полов. Эта немецкая технология прекрасно работает, если используется по назначению. Но она совершенно не подходит для строительства домов из клееного бруса.

Из заключения эксперта

«В многочисленных местах при устройстве сруба дома из клееного бруса сплачивание клееных брусьев по высоте подрядчиком выполнялось шурупами марки Spax. На горизонтальной поверхности брусьев в древесине имеются характерные следы ввинчивания шурупов. Такое их применение не предусмотрено условиями фирмы-производителя и не допускается технологией деревянного домостроения. <...> Шурупы Spax обладают значительным сопротивлением выдергиванию и силой стягивания, которая на 67% больше, чем у "глухарей". При усушке, усадке деревянных брусчатых стен железные шурупы Spax способствуют зависанию брусьев в брусчатых стенах, перекосу стен, выпучиванию брусьев из плоскости стен, образованию зазоров в продольных стыках.

Все перечисленное значительно снижает тепловую защиту брусчатых стен, приводит к образованию мостиков холода, конденсационному увлажнению наружных брусчатых стен, повреждениям и разрушениям строительных конструкций стен сруба дома.

Надежность и долговечность деревянных конструкций брусчатых стен сруба дома не обеспечиваются».

В тех местах, где подрядчик использовал шурупы, по технологии деревянного домостроения должны были использоваться цилиндрические деревянные нагели (шканты). Шканты необходимы для предотвращения горизонтальных сдвигов брусьев. В простенках должно быть не менее двух нагелей. Во избежание зависания верхнего венца суммарная глубина гнезда в двух сплачиваемых брусьях должна быть на 10-20 мм больше высоты нагеля.

Диаметр отверстия под шкант должен равняться диаметру шканта. Обычно шканты изготавливают из сухой древесины твердых пород (дуба, ясеня, лиственницы, березы), причем влажность древесины шкантов должна быть на 2-3% ниже влажности древесины элементов стен.

Надо отметить, что в нашем случае подрядчик при строительстве дома вообще не использовал деревянные нагели - только металлические. Это неправильно. Чем плохи гвозди и металлические шурупы? Если деревянный нагель ровно вставлен в отверстие, брус может беспрепятственно опускаться и подниматься при сезонных колебаниях влажности. Нагели изготовлены из того же материала, что и сруб, и между собой «действуют» согласованно. Металл же скрепляет деревянные детали прочно, не давая им двигаться. В процессе естественной усушки древесины в местах крепления образуются разрывы и, как следствие, щели в стенах.

Следующее нарушение технологии сборки сруба из клееного бруса было отмечено экспертом при обследовании установленных металлических шпилек в брусчатых стенах сруба. В местах установки металлических шпилек в древесине брусьев не была выполнена вырубка гнезд размером 50 х 50 мм, предусмотренная в проектной технической документации подрядчика. В отдельных местах шайбы металлических шпилек опирались на древесину брусьев не по всей своей площади, поэтому не было обеспечено качество затяжки металлических шпилек. При установке шпилек подрядчик использовал шайбы диаметром 35 мм вместо предусмотренных проектом шайб диаметром 40 мм. Таким образом, площадь опирания шайб на древесину уменьшилась в 1,6 раза, в местах контакта шайб и затяжки древесина подвергалась повреждению - смятию и раскалыванию поперек волокон на торцах брусьев сруба с образованием трещин силового характера шириной 0,5-1 мм. В отдельных местах металлические шпильки не были затянуты гайками. Некачественная затяжка шпилек, перетяжка с повреждением и скалыванием древесины поперек волокон или незатяжка металлических шпилек при применении шайб меньшего, чем это предусмотрено технической документацией, диаметра способствуют податливости связей в узлах несущего остова брусчатого сруба. Все эти дефекты, допущенные при строительстве, приводят к снижению прочности и жесткости брусчатых стен и несущего остова (сруба) дома из клееного бруса, к деформациям, трещинам и повреждениям строительных конструкций брусчатых стен в местах устройства отверстий и установки металлических стяжек.

По мнению эксперта, фактически 60-70% общей площади брусчатых стен сруба дома составляют зоны, не закрепленные деревянными нагелями или металлическими шпильками. В процессе эксплуатации дома это стало бы причиной выпучивания и сдвига брусьев в стенах сруба, образования мостиков холода, конденсационного увлажнения наружных брусчатых стен и т. д.

Особое внимание эксперт уделил участку брусчатых стен длиной 5,3 м на тыльной стене сруба. По технологии деревянного домостроения, при возведении брусчатых стен большой протяженности, не связанных с внутренними стенами врубкой, для предотвращения выпучивания венцов в горизонтальной плоскости через 4-6 м устраивают так называемые сжимы, или «коротыши». На этом участке обследованного сруба находились оконные проемы 1­-го и 2­-го этажей, а между смежными оконными проемами располагались простенки длиной 600 мм, не связанные с поперечными стенами и выполненные без устройства «коротышей». В простенках также не были установлены деревянные нагели и металлические шпильки по всей высоте брусчатой стены. Это привело бы к выпучиванию брусьев в простенках из плоскости наружной брусчатой стены и не обеспечило бы прочность, жесткость и пространственную неизменяемость брусчатой стены и дома в целом.

Таким образом, технология строительства не была соблюдена и на этом участке.

Из заключения эксперта

«Деформации в простенках брусчатой стены в осях 4-6/К приведут к увеличению зазоров в продольных стыках, выпучиванию брусьев, повреждениям и разрушениям строительных конструкций брусчатых стен сруба. Надежность и долговечность деревянных конструкций сруба дома из клееного бруса не обеспечиваются».

И наконец, немало вопросов вызвало качество основного строительного материала - клееного бруса. Фрезерованные поверхности клееного бруса как деревянного изделия с гладкой поверхностью (шероховатость - не более 200 мкм) предполагают обработку лицевых поверхностей, готовых для последующих окрасочных работ, как правило, прозрачными лакокрасочными материалами. Качество поверхности должно соответствовать ГОСТу 11047­-90 «Детали и изделия деревянные для малоэтажных жилых и общественных зданий. Технические условия». На объекте, о котором идет речь, по всему периметру собранного сруба имелись многочисленные загнившие, гнилые, так называемые табачные и выпадающие сучки. В отдельных местах выпадающие сучки на лицевых фрезерованных поверхностях клееных брусьев подрядчик заделал клеем, вместо того чтобы установить пробки на клею.

Кроме того, во многих местах на брусьях были заметны смоляные кармашки длиной более 10 мм, не заделанные планками на клею. По лицевой поверхности брусчатых стен стекала смола, которая не только портила внешний вид дома, но и создавала бы серьезные неудобства при эксплуатации. При обработке поверхности древесины смола должна быть удалена, а углубление зашпаклевано, потому что на места, где выступает смола, не ложится никакая краска. Высохшая и затвердевшая смола под воздействием тепла размягчается и проступает через любую окраску, поэтому для возведения деревянных построек следует использовать клееный брус, изготовленный из наименее смолистых пород деревьев, например, ели. Как ни банальна такая рекомендация, но, заказывая сруб, клиенту следует иметь в виду свойства пород древесины, из которых изготовлен основной строительный материал, и смотреть внимательно, из чего же на самом деле строят его дом.

Вот какие итоговые рекомендации эксперт представил заказчику:

«Для продолжения строительства индивидуального жилого дома из клееного бруса необходимо выполнить большой объем трудоемких строительных работ, требующих значительных материальных затрат, сопоставимых с затратами на строительство нового сруба индивидуального жилого дома из клееного бруса. Необходимо выполнить:

●  полный демонтаж брусчатых стен сруба дома второго этажа;

●  демонтаж деревянных балок перекрытий над первым этажом;

●  полный демонтаж брусчатых стен сруба дома первого этажа;

●  демонтаж деревянных балок цокольного перекрытия.

Также следует получить проектные решения и выполнить вновь сборку сруба индивидуального жилого дома из клееного бруса с учетом указаний, отраженных в настоящем заключении.

Заказчику рекомендуется не приобретать клееный брус у подрядчика, у которого не имеется ТУ, сертификатов соответствия на клееный брус и на клей для изготовления клееного бруса, санитарно-эпидемиологического заключения на клей, использованный при изготовлении клееного бруса.

В проектных решениях необходимо предусмотреть устройство "коротышей" в коротком простенке брусчатой стены между оконными проемами в осях К/4-6».

Подготовила Регина БУДАРИНА