Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Мебельная промышленность

Долг платежом красен: взаимоотношения производителей и банков

Окончательная расстановка сил в разных отраслях промышленности произошла в постперестроечные годы. Тогда же обанкротился и целый ряд крупных мебельных предприятий. Лишь немногие из них, такие как «Шатура-мебель», отчасти «Сходня мебель», сохранившая бренд и на его основе создавшая по сути новую мебельную структуру, благодаря высококлассному менеджменту, грамотной маркетинговой политике, четкому позиционированию на рынке, напротив, поднялись и прочно заняли свою нишу. Какие-то предприятия были организованы «с нуля». В зависимости от их «поведения» на рынке, конкурентоспособности их продукции и еще целого ряда объективно-субъективных факторов они либо наращивают свои прибыли, либо постепенно угасают.

В начале 90-х гг. отдельные банки, например АКБ «Центрокредит», промышленно-инвестиционный банк «Александровский», специализировались именно на кредитовании деревообрабатывающей и мебельной промышленности. С течением времени стало ясно: ограничиваться узкими рамками деревообрабатывающей и мебельной отраслей невыгодно, сферы деятельности придется расширять. Так, «Центрокредит» сегодня входит в число крупнейших российских банков по размеру собственного капитала и чистым активам, а его сравнительная структура кредитного портфеля на 1 января 2003 г. выглядит следующим образом:

  • автомобильная промышленность - 58%;
  • строительство, перевозки - 4%;
  • текстильная промышленность - 3%;
  • нефтяная промышленность - 2%;
  • мебельная промышленность - 1%;
  • прочие ссуды - 22%;
  • факторинг - 6%;
  • лизинг - 1%;
  • ссуды, выданные филиалами банка, - 3%.

При этом в банке отмечают интересную тенденцию, сложившуюся в последние годы: доля ссуд, выданных предприятиям нефтяной промышленности, уменьшается (только за период 2002 - 2003 г г. она сократилась на 7%). В то же время постепенно увеличивается доля кредитования мебельной промышленности, строительства и перевозок.

Кредитная политика банков, конечно же, зависит от макроэкономической ситуации в стране. Пока в России сохраняется относительная финансовая и экономическая стабильность, ситуация благоприятствует развитию бизнеса. С другой стороны, укрепление рубля не лучшим образом сказывается на динамике роста российских предприятий как промышленного, так сельскохозяйственного и финансового секторов. И вроде бы сдерживание инфляции обеспечивает удешевление кредитных ресурсов, что должно давать стимул для экономического роста, однако... Похожая ситуация складывалась и в 1998 г. - тогда она привела к самым негативным последствиям. По целому ряду предприятий уже заметно, что укрепление рубля снижает их конкурентоспособность по сравнению с иностранными производителями (в мебельном бизнесе это, в первую очередь, касается дорогостоящей мебели из ценных пород дерева), рост импорта приводит к уменьшению выручки, что в конечном итоге обуславливает не обновление основных фондов, а вымывание оборотных средств.

Кредитование мебельных предприятий, в принципе, не отличается от кредитования предприятий других отраслей. Однако если в той же автомобильной промышленности не существует понятия «мелкого производства», то мебельная промышленность представлена не только крупными вертикально интегрированными структурами, но и большим количеством небольших фирм и кооперативов. Большинство банков специализируется на кредитовании крупных и средних предприятий.

Ни для кого не секрет, что при рассмотрении заявок от потенциальных клиентов - товаропроизводителей - на получение кредитов банки всегда проводят комплексный анализ кредитоспособности заемщика, оценивают его финансовую устойчивость, чтобы определить степень риска (невозврата) кредита. Проводимый анализ учитывает целый ряд различных факторов: намерение заемщика выполнить финансовые обязательства по предоставляемому кредиту, опыт руководства, успехи фирмы, положение среди компаний отрасли, уровень менеджмента, кредитную историю, благонадежность заемщика. В выигрыше, как правило, остаются крупные и средние компании, успевшие заработать себе «доброе имя». Да и процент по кредиту для разных клиентов у банков различен, в зависимости от финансового положения организации, а значит, и степени рисков для банков. Чем лучше финансовое положение компании на рынке, тем ниже для нее процентная ставка. Для средних и крупных предприятий сегодня она в среднем составляет 15-16% годовых. А малым и неустойчивым на рынке средним предприятиям ее нужно еще суметь получить.

Те производители, которые не могут добиться кредита, испытывают финансовые трудности и практически не имеют возможности успешно развивать свой бизнес. Статистика показывает, что 40% малых предприятий (разных отраслей) умирают в первый же год своего существования. Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что самые тяжелые потери малый бизнес несет в первые 18 месяцев, когда погибает половина всех созданных предприятий. Затем темпы гибели падают, а к 10 годам остается «в живых» около 20% малых предприятий. Обычно банки отказывают в кредитовании предприятиям моложе одного-двух лет. При этом они не понимают или не желают понять, что таким образом отсекают предприятия, которые спустя время могли бы стать крепким и надежным бизнесом. На сегодняшний день банковская система, можно сказать, не учитывает специфики развития малого предпринимательства.

Однако нередки случаи, когда мебельные предприятия (и любые другие) не могут получить кредит по своей вине. В частности, среди предпринимателей бытуют мифы о том, что банки выдают кредиты только «своим», что банки слишком бюрократичны и долго принимают решения, что они чересчур перестраховываются при выдаче денежных займов. Управляющий директор КБ «Москоммерцбанк» Булат Мукушев обращает внимание, что эти утверждения несправедливы в отношении банков, для которых кредитование - одно из стратегических направлений деятельности.

Однако на финансовом рынке присутствует большое количество кредитных учреждений, акционеры и менеджеры которых либо не заинтересованы в развитии этого вида банковского бизнеса, либо характеризуются слишком низким, не соответствующим рыночным реалиям «аппетитом» к риску. Это нисколько не свидетельствует о достоинствах или недостатках таких банков - они следуют собственной стратегии развития. Чтобы избежать недоразумений, необходимо не наугад выбирать банк для кредитования, а провести маркетинговое исследование финансового рынка, выявив наиболее подходящее кредитное учреждение.

Нездоровый бюрократизм и необоснованные проволочки с выдачей кредита не способствуют успешной кредитной деятельности банка. Хотя желающих получить кредит сегодня достаточно, такие недоработки могут спровоцировать уход потенциального клиента к банку­конкуренту. Часто клиент не может ждать по 3 - 4 месяца, чтобы получить кредит. Поэтому в эффективном и конкурентоспособном банке такое отношение к потребителю совершенно неприемлемо. Что касается избыточной перестраховки банков при выдаче кредитов, то вопрос этот более глубокий, чем может показаться на первый взгляд.

Действительно, банк заинтересован в том, чтобы максимально обезопасить себя от возможного дефолта. Но если требования банка к клиенту чрезмерно высоки, то он также может упустить выгодного клиента: ведь, как и в прочих экономических процессах, вопросы кредитования разрешаются в рамках парадигмы «риск - доходность».

В отличие от западных банков, которые на протяжении многих лет существования выработали формализованные технологии принятия кредитных решений, российские кредитные учреждения отличает индивидуальный подход к работе с потенциальным ссудозаемщиком. Вот некоторые особенности отечественного кредитного бизнеса, которые излагает Булат Мукушев:

«Предоставление хорошего залога способно повысить шансы компании на получение кредита. Действительно, банки заинтересованы в надежных гарантиях, которые способны возместить убытки в случае невозврата кредита. Хотя они, в принципе, рассматривают в качестве залога широкий спектр движимого и недвижимого имущества, находящегося в распоряжении клиента, наибольшее доверие вызывает тот залог, который, грубо говоря, нелегко израсходовать или украсть. Сюда можно отнести недвижимость, основное производственное оборудование и т. п., тогда как, например, товары, находящиеся в обороте компании, могут вызвать у банкира справедливое сомнение. Однако банки, не исповедующие принципы «ломбардного» кредитования, трактуют залог лишь как необходимое условие для выдачи кредита. В первую очередь внимание кредитного менеджера обращено на сам проект, анализ которого показывает, достаточно ли у заемщика возможностей для его реализации с последующей выплатой долга и процентных начислений.

Для получения ссуды очень важен тщательный подход к составлению бизнес-плана. Правильное составление этого документа позволяет не только повысить вероятность получения кредита, но и способствует ясному осознанию собственных целей, выявлению дополнительных возможностей проекта и тщательному анализу потенциальных рисков. Более того, внимательный анализ бизнес-процессов собственной компании и тщательное изучение ее финансового состояния могут привести к повышению эффективности дальнейшей реализации проекта и в результате привлечь дополнительных инвесторов и партнеров.

Текст бизнес-плана должно предварять краткое резюме. Именно оно становится для банкира определяющим фактором, который позволяет решить, достоин ли бизнес-план более тщательного рассмотрения. Наложив свой шаблон на рассматриваемое резюме, банкир сразу отправляет в мусорную корзину тот бизнес-план, который не вписывается в «прокрустово ложе» его представлений о перспективном заемщике. Резюме помогает банковскому сотруднику легко выявлять неустранимые несоответствия в ожиданиях клиента и возможностях банка (например, касающиеся суммы, процента и срока кредита). При этом экономится время как банкира, так и заемщика, у которого остается время для поиска другого источника финансирования. Если же резюме бизнес-плана удовлетворяет первоначальным параметрам кредитования, то кредитные менеджеры приступают к более тщательному анализу содержимого бизнес-плана.

Поэтому резюме этого документа должно быть кратким (не более одной-двух страниц) и наглядно предлагать читателю понятную информацию об основной сути заявки: о количестве запрашиваемых денег, цели и сроках кредитования, ожидаемой величине процента. Из содержания бизнес-плана кредитный менеджер должен легко получить представление об индустрии, к которой относится проект, о компании, ее реальных финансовых показателях и возможностях менеджмента довести проект до конца.

Не менее важны стиль и оформление резюме. Оно должно состоять из коротких, логически завершенных предложений, составляющих хорошо структурированный текст. Не следует стеснять себя в использовании заголовков и подзаголовков - они делают содержимое резюме более наглядным, к тому же подчеркивают наиболее существенные моменты бизнес-идеи. Естественно, текст должен иллюстрироваться простыми и наглядными графиками и понятными таблицами. Многим бизнес-планам, поступающим в кредитные отделы российских банков, присущ такой недостаток, как чрезмерная увлеченность предпринимателя своим делом. Предоставляемые заявки часто содержат горы ненужной информации с малой толикой финансовых деталей проекта.

Естественно, в бизнес-плане должна отражаться краткая, но емкая информация по предполагаемым финансовым потокам проекта. При этом нужно сделать разумные и обоснованные предположения о том, куда и сколько денег будет вложено и какая отдача ожидается в результате реализации проекта. Заемщику необходимо освоить такие понятия, как NPV, ROI, ROE и другие премудрости проектного финансирования, чтобы описывать свой проект не в жанре беллетристики, а на равных беседовать с профессиональным финансистом на его же языке.

Как это ни банально звучит, ни в коем случае не следует приукрашивать ситуацию в компании и состояние на рынке. Нужно поставить себя на место банкира, чтобы понять, почему он скорее отдаст деньги менее успешному, но честному человеку, чем просителю, который уличен в неискренности».

Заметим, что вовсе не обязательно вникать самому во все тонкости написания бизнес-плана. Иногда выгодно воспользоваться услугами консалтинговых компаний. По крайней мере, те из них, которые специализируются на подобных услугах, прекрасно знают их специфику и не допустят невыдачи кредита из-за неграмотного оформления бизнес-плана. При этом нет необходимости привлекать дорогостоящие крупные международные корпорации - вполне достаточно воспользоваться услугами добротных отечественных консультантов, которые набили руку в написании бизнес-планов для стороннего заказчика.

А начинающих бизнесменов просим также не забывать, что в современной российской действительности есть место и альтернативному кредитованию. В первую очередь это, конечно же, касается проектного финансирования, за которым будущее и которым сегодня активно занимаются уже многие ведущие банки, а также таких вполне современных механизмов, как лизинг и факторинг.

Лизинг как механизм альтернативного финансирования играет важнейшую роль в переоснащении основных фондов промышленных предприятий и в развитии малого бизнеса. Сегодня многие банки активно пользуются этой формой оказания помощи, в том числе и мебельным компаниям, избегая посреднической помощи непосредственно лизинговых структур, что дает возможность клиенту экономить на комиссии по лизинговой операции. Проще говоря, закупая оборудование, необходимое для производства продукции, банк как бы сдает его своему клиенту в аренду. Лизинговые сделки отличаются более длинными кредитами.

Упадок российского финансового сектора, последовавшего за кризисом августа 1998  г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования. Как следствие, многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Объем лизинговых сделок, по оценке Группы по развитию лизинга Международной финансовой корпорации, упал приблизительно с 1,4 млрд. долларов США до немногим более 400 млн. долл. В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

В послекризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. Только за один год, прошедший с момента кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, желающие принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью, и независимые от банков, пострадавших от кризиса. Банки по-прежнему неохотно выдавали средне­ и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначалась для малых и средних предприятий.

Начальник отдела лизинга и факторинга АКБ «Центрокредит» Алексей Сергиенко отмечает следующие основные преимущества лизингового финансирования перед традиционным кредитованием либо покупкой оборудования за счет собственных средств:

«Клиент, тот же мебельщик, использующий лизинг, имеет возможность расширить производство, наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств. В результате в балансе предприятия поддерживается оптимальное соотношение собственного и заемного капиталов. Соответственно, высвобождаются средства для увеличения оборотного капитала предприятия. Кроме того, у клиента есть возможность оптимизировать налогооблагаемую базу за счет полного отнесения всей суммы лизинговых платежей на себестоимость продукции и применения ускоренной амортизации».

Удобство лизинговых сделок отмечает большинство производителей мебели в России.

Если механизмом лизинга мебельные предприятия пользуются активно, факторинг для мебельщиков - понятие малознакомое. Но имеются предпосылки для развития факторинговых операций и в мебельной отрасли.

Вспомним, что в России факторинг был внедрен в 1988  г. в качестве эксперимента «Промстройбанком» и «Жилсоцбанком СССР». Из-за полного отсутствия на тот момент методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту сущность этой услуги была несколько искажена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.

Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994  г., когда появился опыт и намерение выйти на рынок международного факторинга, «Тверьуниверсалбанк» стал первым российским банком, принятом FCI (Factors Chain International) - крупнейшей международной факторинговой ассоциацией, позже - «Мосбизнесбанк».

Сегодня факторинг интерпретируется однозначно: как услуга, которая позволяет продавцу предоставлять покупателю отсрочку платежа за поставленные товары или услуги. В отличие от классической отсрочки данный метод не сопряжен с выведением из оборота денег, недополученных по причине отложенной оплаты поставленного товара. О поддержании объема оборотных средств продавца заботится его партнер - коммерческий банк. Таким образом, сотрудничая с банком, поставщик товаров или услуг получает возможность предоставлять своим покупателям отсрочки платежа, не теряя на сокращении объемов «работающих» денег.

«Говоря простым языком, клиент, осуществляющий продажи на условиях отсрочки платежа, может получить от банка до 90% от стоимости поставленного им товара сразу же после его отгрузки. То есть ему не нужно ждать несколько месяцев, пока с ним расплатится покупатель. Он получает 90% этой суммы сразу в обмен на уступку банку денежного требования к покупателю по данной поставке. По окончании отсрочки получить деньги за отгруженный товар предстоит не поставщику, а банку», - объясняет начальник отдела международного факторинга Управления факторинга АКБ «Промсвязьбанк» Наталья Карпенко.

В отличие от традиционного кредитования факторинг - неограниченный объем финансирования, который растет вместе с ростом продаж клиента. Чем больше оборот продаж клиента, тем больше сумма финансирования банком. При кредитовании же клиент получает только фиксированную сумму. Кроме того, процедура оформления факторингового договора гораздо проще, чем при кредитовании. Таким образом, факторинг - наиболее комплексное и приближенное к клиенту финансовое обслуживание, основанное на гибком кредитовании его поставок покупателям на условиях отсрочки платежа, что повышает конкурентоспособность самого клиента на рынке. При этом банковские риски при факторинговом обслуживании сопоставимы с рисками при кредитовании.

В России факторинг только начинает развиваться, это новый вид финансовых операций для нашей страны. Все больше банков начинают предлагать факторинговые услуги, ибо становится понятно, что факторинг поддерживает реальный сектор экономики, поскольку позволяет отечественным производителям ликвидировать кассовые разрывы и постоянно пополнять оборотные средства.

Виктория ПЕСКОВА