Лесозаготовка

Эффект синергии

Николай  Сидоренков

Компания «Подъёмные машины», объединившая главных российских производителей мобильной грузоподъемной техники - два машиностроительных завода, Великолукский и Соломбальский, - была создана в 2005 году. Сегодня «Подъёмные машины» - ведущий российский поставщик надежных, высокопроизводительных и чрезвычайно востребованных гидроманипуляторов. По количеству полученных медалей и дипломов компания «Подъёмные машины» обошла многих мировых производителей аналогичной техники, да и по количеству выпускаемых в год лесных манипуляторов находится в тройке мировых лидеров. О современном рынке лесозаготовительных машин и оборудования, перспективах и проблемах его развития побеседовали с генеральным директором ЗАО «Подъёмные машины» Николаем  Сидоренковым.

- Как изменился рынок лесных манипуляторов после кризиса, как Вы оцениваете состояние рынка грузоподъемной техники для лесозаготовки в России на текущий момент и каковы перспективы его развития в ближайшие несколько лет?

- Сравнивать сегодня рынок гидравлических манипуляторов для лесозаготовки до и после кризиса довольно непросто. В количественном выражении объем сегодняшнего рынка меньше, чем до 2008 года, ежегодные докризисные показатели производства и потребления, на мой взгляд, до сих пор не восстановились. В период 2006-2008 годов производство манипуляторов очень сильно зависело от спекулятивной составляющей на рынке. Дело в том, что спрос в то время на манипуляторы был сильным, и многие дилеры закупали манипуляторы не под конкретные подтвержденные контракты, а «впрок» - для хранения на складах и дальнейшей перепродажи. Дилеры понимали, что эту технику в ближайшее время купят, спрос на нее не пропадет.

В октябре 2008 года ситуация резко изменилась. Платежеспособный спрос прекратился, и на складах осталось немало техники, в том числе и манипуляторов. В дальнейшем, в течение 2008-2010 годов эти огромные склады техники продавались, в результате чего производство сильно отставало от реального потребления. Лишь в конце 2010 года рынок лесозаготовительной техники начал функционировать более-менее адекватно. В 2011 году произошел некоторый подъем продаж, а 2012 год можно назвать более спокойным.

Но отношения на рынке сильно изменились. Покупатели, все без исключения, стали более бережно и расчетливо относиться к закупкам оборудования, и, кроме того, значительно уменьшился спекулятивный остаток, задерживающийся на складах дилеров.

Так что картина сегодня, на мой взгляд, выглядит более реалистичной, чем несколько лет назад. Больше техники покупается под реальные контракты. И мы, как производители, также стали осторожнее в своих оценках и прогнозах, касающихся рынка и его развития. Это самый главный урок кризиса.

Если же говорить о количественной оценке российского рынка, то это не менее 3000-3500 единиц лесных манипуляторов в год. Из них более 60% - машины нашего производства.

- Как вам это удалось? Очень немногие отечественные производители, а тем более машиностроители, могут похвастаться такими результатами.

- Это результат синергетического эффекта объединения. Соломбальский машиностроительный завод (ОАО «СМЗ») производит манипуляторы начиная с 1986 года, а Великолукский завод (ООО «ВЕЛМАШ-С») занимается этой темой с начала 1990-х годов. Ранее это были самые «заклятые» конкуренты, но в 2005 году, акционеры обоих заводов, сумев преодолеть взаимные трения и споры, создали компанию «Подъёмные машины».  Прошло уже более семи лет, и можно утверждать, что этот проект удался: совокупные объемы производства увеличились в несколько раз, прибыль в десятки раз. Более 500 млн руб. было инвестировано в модернизацию и обновление производства, в развитие сервисной сети, в расширение ассортиментной линейки. Разумеется, на этом рынке у «Подъёмных машин» есть конкуренты, но за время своей деятельности мы не дали иностранным производителям возможность занять значимую часть российского рынка гидроманипуляторов.

Помимо расширения ассортиментной линейки гидроманипуляторов, мы вкладываем силы и средства в разработку, производство и продажи совершенно новой для нас продукции - лесозаготовительных машин, харвестеров и форвардеров. Уже два года мы совместно с белорусским предприятием «АМКОДОР» производим такие лесные машины. Эта продукция стабильно востребована на рынке, спрос на нее увеличивается, и это уже стало головной болью для иностранных производителей. Наши харвестеры и форвардеры осваивают наиболее популярные ниши - среднего и нижнего ценовых сегментов рынка лесных машин. Не готов сказать, когда мы догоним по продажам в России крупнейшие компании такого уровня, как John Deere, Komatsu Forest и Ponsse, но что это произойдет, я не сомневаюсь. Такую задачу мы перед собой ставим.

- Таких успехов нельзя добиваться только за счет низких цен на продукцию. Каковы качественные составляющие вашей конкурентоспособности?

- Вы, безусловно, правы. Только за счет низкой цены нельзя в течение длительного времени оставаться лидером на рынке. Именно поэтому в нашей стратегии не цена играет важнейшую роль, а лучшее на рынке соотношение «цена-качество». И еще лучший сервис.

Что самое важное для техники в лесу, помимо технических и эргономических параметров? Это - безотказная работа. Техника должна быть надежной.

Но если потребитель все-таки сломал машину, необходимо, чтобы кто-то ее быстро отремонтировал. То есть второе важнейшее условие -  это сервис.

И только потом идут дополнительные опции, электроника, климат-контроль в кабине и прочее. Спору нет, хорошо работать в лесу, когда в кабине есть аудиосистема, кондиционер. Но здесь возникает следующий вопрос -  готов ли платить потребитель большие деньги за кубометр древесины, в стоимости заготовки которого заложена современная аудиосистема или кондиционер? На наш взгляд, российские потребители пока не готовы.

Наши иностранные коллеги давно пошли по пути усложнения, удорожания своей продукции, в том числе и для того, чтобы стать или казаться более привлекательными и иметь более высокорентабельную продукцию. Наши манипуляторы дешевле почти в два раза, лесные машины в полтора-два раза, а это для российского лесозаготовителя - очень серьезная разница. Есть еще и такой момент. Сложную электронику, вышедшую из строя, в лесу не сразу починишь, а работать нужно. Наши же машины значительно проще для ремонта. И это важно.

- Какие еще аргументы говорят в пользу выбора продукции «Подъёмных машин»?

- Помимо безотказной работы, лучшего в стране сервиса, есть еще один важный аргумент - мы готовы подобрать любому клиенту технику в соответствии с его потребностями и возможностями. Есть манипуляторы премиум-класса, есть более дешевая комплектация, и мы даем достоверную информацию о достоинствах и недостатках каждой модели, любой комплектации. Широкая линейка продукции (как ценовая, так и техническая) - это тоже аргумент в пользу выбора нашего грузоподъемного оборудования. Мы обеспечиваем клиента полным комплексом необходимых в лесу машин.

- Назовите наиболее популярные машины и опции к ним.

- Гидроманипулятор ОМТЛ 70-02 (средний ценовой сегмент) давно знаком на рынке, регулярно модернизируется и становится все более совершенным.

Гидроманипулятор СФ-65 (премиум-сегмент) выпускается не первый год и давно завоевал отличную репутацию.

Гидроманипулятор ОМТЛ-97 (средний ценовой сегмент) предназначен для работы с «крупным» лесом.

В последнее время набирает популярность гидроманипулятор СФ-85 (приличный вылет стрелы, востребованный грузовой момент), гидроманипулятор СФ-62 - самая бюджетная модель нашей компании. Эти пять моделей - безусловные лидеры продаж.

Если говорить о лесных машинах, то серьезно увеличивается спрос на форвардеры 2661-01, а также на харвестеры 2551А с головкой Waratah.

- В чем главный «секрет» ведущего положения компании «Подъёмные машины» в отрасли?

- После объединения заводов «ВЕЛМАШ-С» и «СМЗ» мы сумели сформировать команду «Подъёмных машин» из лучших управленцев, инженеров, производственников и «коммерсантов» обоих предприятий. В результате оба завода взяли друг у друга все самое лучшее, все самое передовое. Был создан единый центр принятия решений. Так что самый главный «секрет» - это наша команда, наши люди.

Беседовала Регина БУДАРИНА