Эксклюзив

Код Гоголева

Невидимые резцы Создателя

Гулянье на деревне
Гулянье на деревне
1994 г., 58x106, липа, глубокий многослойный рельеф


Белый скит
Белый скит
1996 г., 60x61, липа, глубокий многослойный рельеф


У церкви
У церкви
1997 г., ∅76, липа, глубокий многослойный рельеф

 
Ваза
Ваза
1982, h-48, липа, резьба по дереву
Подставка
Подставка
1982г., h-69, ольха, резьба по дереву

Внутренний мир, творчески представленный народным художником России Кронидом Александровичем Гоголевым в его «картинах из дерева», магически воздействует на каждого человека. В его резных полотнах столько тепла и жизненного света, что сердце на миг замирает... И остается лишь вздох восхищения - признак той самой магии, что зовется истинным искусством. Вот уже на протяжении 50 лет неустанного ручного труда один из величайших мастеров рельефной резьбы по дереву в мире, дважды кавалер ордена Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского II-III степени, «рунопевец Русского Севера» Кронид Гоголев транслирует духовные ценности самым благородным способом: воссоздавая для людей удивительный, самобытный мир северной деревни и карельской природы в «древесном» чуде, доступном абсолютно каждому. Если уж не в частных коллекциях Владимира Путина или Анатолия Чубайса, то уж непременно в выставочном зале художника в г. Сортавале, в Республике Карелии.

«Когда я дерева коснулся, то потерял покой на десятки лет. Я обрел смысл», - рассказывает нам о себе Кронид Гоголев. Жизнь этого художника действительно заключена в его творениях, которым он отдавал и продолжает отдавать каждое ее мгновение. Тяжелый, кропотливый ручной труд без сна и покоя позволил Крониду Гоголеву сотворить огромные полотна из цельной древесины, в которых ни одна деталь не остается неразработанной, создать завершенный художественный образ. В основе деревянных панно мастера неповторимая изящная техника глубокой многослойной рельефной резьбы по дереву. «Каждая работа - это пот и мозоли до крови», - подчеркивает он. Ведь только вложив недюжинную физическую и душевную силу в природный материал, можно получить от него взамен удивительную красоту и податливость, способную оживить изображаемый мир.

Мир на картинах Кронида Гоголева не менее уникален, чем история его долгой и нелегкой жизни. В своих работах он изображает природу Русского Севера, традиционный уклад, быт и ритуалы русской довоенной деревни. Той самой деревни, в которой жива обрядовая культура, представляющая собой синтез древних языческих верований и канонов Русской православной церкви. Той самой деревни, в которой происходили массовые народные гулянья с песнями, плясками, плачами и деревенской магией. Той самой деревни, в окружных лесах которой водятся лешие, древесные нимфы, Баба­яга и Морозушко, а в окружных реках - русалки и водяные духи. При этом, каким бы обыденным ни было либретто «древесной оперы» художника, каждая нотка в ней сыграна резцом настолько виртуозно, что изображаемые персонажи поют и танцуют как живые, а сами полотна «звучат» и «излучают свет».

Кронид Гоголев всю жизнь, не переставая, делал зарисовки окружающей действительности. Быть может потому, ему одному, едва ли не единственному в России, удалось передать светотень, используя фактуру и пластику древесины. Деревья на его картинах качаются от ветра, снег блестит от солнечного света, а лица людей неповторимо выразительны и ярки. Например, в работах «Чаепитие» (1996), «Зима» (1991), «Гулянье на деревне» (1994). Все творения художника выполнены из цельноклееного деревянного полотна. Для резьбы мастер преимущественно использует ольху, липу, джелутонг (jelutong)1 и осину.

Именно эти виды древесины обладают оптимальными техническими характеристиками, позволяющими придавать изображению нужный объем и оттенок.

Из ольхи чаще изготавливаются бытовые и культовые предметы народов Северной Руси: чаши, ковши, кубки, светильники, шкатулки и статуэтки. В отличие от изделий из джелутонга, придающего работам специфический желтый оттенок, тонированные работы, выполненные из ольхи, темнее и выглядят более массивными и монументальными.

«Дерево я ощущал под рукой с самого детства. Отец часто был занят разными столярными работами... Но уже значительно позже оно привлекло меня ощущением настоящего, очищающего кровью и потом труда. Всю творческую жизнь до этого я рисовал, но держать кисть в руках казалось нелепым и не по-мужски. А началось с того, что в один из отпусков я уехал с палаткой на пустынный ладожский остров. Попробовал повырезать из ольхи, благо росла она там в изобилии. С тех пор я не могу остановиться». Сейчас в арсенале художника десятки инструментов, однако любую работу он может выполнить резцом, стамеской или «косячком»1. Ведь раньше специальных инструментов и в помине не было, достаточно было дерева, резца и вдохновения, в данном случае равного терпению и вере мученика, свершающего адский труд...

Кронид Гоголев
Кронид Гоголев: Любой народ – это
единый организм, существующий
в родоплеменной бессознательной
синхронности с космическим ритмом
Вселенной.

Мальчика, отец которого - бывший священник, впоследствии отказавшийся от сана, решив пойти по пути «чистой» философии, - назвали именем Кронид, что в переводе с латинского означает «сын Кроноса», Зевс, верховный бог олимпийского пантеона. Он родился 13 июля 1926 года в Новгородской губернии, в селе Прутское. Родовое село, его люди, быт, обычаи и ритуалы оставили в сердце художника след «невидимого резца» Создателя. Глубокий чувственный уровень народной жизни навечно укоренился в мастере в виде сказочных народных образов и реальных людей, естественных в своей родоплеменной чистоте. Именно поэтому, казалось бы, самые обычные грубые мужики и бабы, весело или печально глядящие с деревянных полотен художника, выглядят сильными и совершенными, одухотворенными природой, дающей им беспредельную жизненную мощь в благодарность за их любовь и поклонение родной земле.

Зима
Зима
1991 г., 62x88, липа, глубокий многослойный рельеф


Деревянная утварь
Деревянная утварь
1982 г., липа, резьба по дереву

Однако долго мечтать Крониду Гоголеву не пришлось. Не окончив начальную школу, он уже в 15 лет исполнял важные военные поручения будучи партизаном, в сентябре 1942-го принял участие в кровавых боях на болотах Валдая, в районе дислокации штаба партизанского движения Северо-Западного фронта. Далее был направлен на службу в 113-й истребительный батальон НКВД Ленинградской области, а в октябре 1943-го - в действующую армию на Ленинградский фронт, в 48-й запасной полк, для прохождения подготовки в качестве специалиста пулеметного расчета. Весной 1944 года художник участвовал в боях за освобождение городов Ленинградской области и Эстонии. Летом 1944-го Кронид Гоголев был переброшен на Карельский фронт в составе 142-й Краснознаменной стрелковой дивизии. «Все это до сих пор для меня загадка, - вспоминает он. - В какой-то момент берут пулеметную роту и отправляют на Карельский фронт, в район Сосново. Возможно, в тот момент жизни я был очень близок от Сортавалы, моей второй родины. Но на самом деле я просто не осознавал, где находился. Повсюду дороги, болота, леса...»

Кронид Гоголев участвовал в военных действиях в Финляндии и рассказывает с особенным чувством о дальнейших отношениях с этой страной: «В Финляндии я позже преподавал и работал со многими замечательными мастерами. Я благодарен финской земле за правильное отношение к развитию искусства резьбы и помощь, оказанную мне впоследствии. В этой стране мне и другим художникам были созданы наилучшие условия для творчества. Были все инструменты, рабочее место и отсутствие беспокойства о каких­либо насущных проблемах. Все у тебя здесь есть - работай в покое, сколько душе угодно».

Ковш
Ковш
1981 г., l-36, ольха, резьба по дереву
Чаепитие
Чаепитие
1996 г., 60x75, липа, глубокий многослойный рельеф
Октябрь на Ладоге
Октябрь на Ладоге
1998 г., 63x83, бумага, акварель


Зима на Ладоге
Зима на Ладоге
1999 г., 83x63, бумага, акварель

Летом 1944 года Кронид Гоголев был направлен на 2-­й Белорусский фронт, где участвовал в боях за освобождение Польши и взятие Восточной Пруссии. До декабря 1945 года оставался в Германии (Померания), затем 142­я дивизия была расформирована, и художник отправился в Таврический военный округ, а оттуда на 4-й Балтийский флот в Либаву (Лиепая). И только осенью 1950 года Кронид Гоголев был демобилизован в звании главного старшины. «В военное время я делал зарисовки, думал над использованием батальных сюжетов в своих работах. Но дальше этого не пошло. Есть художники, которые отразили подобные идеи в искусстве поистине великолепно. А у меня своя стихия...»

Наконец, настало время реализовать творческие задачи. В 1953 году Кронид Гоголев поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. «Многим тогда мой выбор показался странным, - рассказывает мастер. - Да я и сам стеснялся своего профессионального увлечения. Но, видимо, интуитивно чувствовал, к чему должен прийти, и, несмотря ни на что, поступил». Затем по распределению Кронид Гоголев отправился работать сельским учителем рисования в поселок Кестеньга и параллельно учился на заочном отделении художественно-графического факультета Педагогического универси­тета им. А.И. Герцена. В 1961 году художник переехал в г. Сортавалу, ставший для него второй, творческой родиной. Здесь он усиленно работал и преподавал, а в сентябре 1967-го организовал детскую художественную школу, в которой выросло не одно поколение мастеров и просто талантливых, творческих личностей, умеющих ценить природную красоту и высший смысл творчества.

Кронид Гоголев никогда не хвастается своими успехами, стремясь заполнить каждое мгновение жизни плодотворной работой, вкладывая в дерево и людей всю силу и тепло своего гения. Ко времени открытия детской художественной школы было создано множество деревянных полотен, выполненных в технике глубокой многослойной резьбы по дереву, организованы первые небольшие персональные выставки. Тем не менее заслуженного деятеля культуры Карельской АССР и РСФСР Кронида Гоголева тогда не очень­то жаловал Союз художников. Своеобразная манера резьбы по дереву, сформировавшая неповторимый художественный стиль, наряду с удивительным миром северной деревни и русской сказки, служащими духовным содержанием деревянных полотен автора, в первое время не находили профессионального отклика. В Союз художников Карелии Кронид Гоголев был принят только в 1986 году.

В 1960-1970-х годах, помимо педагогической деятельности, Кронид Гоголев много путешествовал по Русскому Северу: посещал Вологду, Сольвычегодск, Тотьму, Великий Устюг, Архангельск, Северную Двину, Беломорск, Елабугу. Художник выезжал на пленэры, писал пейзажи, натюрморты, делал графические работы. Что же касается деревянных полотен сортавальского мастера, то появились первые работы, изображающие бытовые и обрядовые сцены из жизни северных крестьян. Новая техника автора, разработанная путем долгого экспериментирования и тяжелого физического труда, позволяет использовать фактуру древесины таким образом, что с помощью тонких резных штрихов создаются объемные изображения природных объектов и людей, причем эти изображения вполне можно назвать «динамическими». Благодаря кропотливой отработке мельчайших деталей, каждого листочка, каждой морщинки, каждой травинки, в изображаемом мире возникают движение и неповторимая целостность.

Подставка
Подставка
1982 г., h-69, ольха, резьба по
дереву
Птица
Птица
1981 г., h-69, ольха, резьба по
дереву
Птица
Птица 1981 г., h-80, ольха,
резьба по дереву

В этот момент творческого расцвета Кронид Гоголев внезапно оказался в окружении многочисленных меценатов. Судьбоносную роль сыграло в его жизни знакомство с московскими деятелями искусства Савелием Ямщиковым и Ольгой Вороновой. Первая выставка мастера в Москве прошла в редакции журнала «Молодая Гвардия» в 1977 году. А после московской выставки в Архитектурном институте в 1984 году Кронид Гоголев стал по-настоящему признанным мастером.

О его работах говорят как о настоящем открытии в искусстве многослойной резьбы. Никогда еще гений художника не способен был так виртуозно и реалистично отразить народную культуру Северной Руси не только с помощью кисти и масляных красок, но и с помощью резца и цельного куска древесины.

В 1989 году усилиями местной администрации и не только складское торговое помещение было отдано под выставочный зал художника, ставший его частным музеем и местом встречи великих и сильных мира сего. В 2003 году в музей заглянул проездом Анатолий Чубайс: «Такого странного зрителя встречаешь удивительно редко.

Долго и пристально разглядывал Анатолий Борисович мои картины, пока вся его свита на крутых машинах толпилась, дымя, на крылечке...» В том же году состоялась выставка работ Кронида Гоголева в Московском Кремле, а чуть позже и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. По дороге на Валаам заглядывали в гости к живому Крониду - мастеру Северной Руси и патриарх московский Алексий Второй, и Борис Ельцин, и Владимир Путин. Все они - обладатели дарственных работ Кронида Гоголева. Что же до самого художника, то он никогда не любил работать по заказу, а более всего предпочитает творить в стенах Валаамского монастыря. Но на вопрос о вере художник отвечает уклончиво. Хотя самые ранние его работы несут в себе божественную чистоту и дикую силу природы, причудливым образом переплетающуюся с церковной строгой холодностью и суровостью. Любой народ - это единый организм, существующий в родоплеменной бессознательной синхронности с космическим ритмом Вселенной. Именно способность пронести в своем сердце этот сказочный ритм позволила Крониду Гоголеву создать «звучащие» полотна, признанные во всем мире плодами божественного творчества.

По состоянию здоровья Кронид Гоголев уже не может работать с деревом, но неустанно продолжает писать пейзажи и картины родной земли. И на вопросы об отношении к современному искусству, стремящемуся исказить реальные образы в поисках иных смыслов существования, только вторит себе словно эхо: «Я от всего этого так далеко, так далеко, далеко, далеко...»