Партнеры журнала:

Мебельное производство

Заточка инструментов

Правила, особенности и нюансы

Последние несколько лет мы с коллегами постоянно посещаем мебельные предприятия по всей стране и пришли к выводу, что, к сожалению, лишь узкий круг мебельщиков имеет представление о технологически правильной заточке инструмента.

Одним из основных показателей правильной заточки является стойкость переточенной пилы в сравнении со стойкостью новой. На сегодняшний день мало кто ведет подобную статистику. Те же, кто следит за этим параметром и наблюдает падение стойкости после переточки, не всегда понимают, почему это происходит.

Здесь надо сказать, что на наших предприятиях, в частности мебельных, работающих поточным производством, сегодня уже убедились, что конечному потребителю интересен только качественный продукт, а качественный продукт можно получить только на высокотехнологичном и высокоточном оборудовании, с использованием опять же высокоточного инструмента.

Главная задача мебельщиков - снижение затрат на эксплуатацию и обслуживание инструмента в пересчете на один метр раскроенного материала. На наших мебельных фабриках сейчас используется лучшее оборудование, долговечное, точное, обеспечивающее качественный рез, станки, которые выдерживают заданные настройки, обеспечивают точное позиционирование. Но в то же время мебельщики не уделяют должного внимания инструменту, вследствие чего не понимают, почему заточенную (как им кажется, правильно) пилу приходится практически сразу же снимать и отправлять обратно в заточку. Здесь все очевидно: пила просто недоточена вследствие использования либо на предприятии, либо в сервисном центре оборудования не соответствующего требованиям профессиональной заточки.

Ситуация на рынке такова: мебельные предприятия закупают огромное количество дорогого и качественного инструмента, который не вырабатывает свой ресурс даже на 50%.

Почему так существенно снижается ресурс после неправильной заточки? Почему падает стойкость пилы? И как со всем этим бороться? На эти вопросы мы постарались ответить на семинаре, который провел журнал «ЛесПромИнформ» на выставке «Евроэкспомебель» 15 мая 2013 года.

Производители инструмента при проектировании закладывают в его конструкцию определенные параметры и рассчитывают на то, что эти параметры будут сохраняться в течение всего срока эксплуатации пилы. Таким образом, правильная заточка дисковых пил должна соответствовать следующим требованиям:

  • у всех зубьев после заточки должен быть одинаковый профиль, то есть одинаковая высота, углы и прочие параметры;
  • все зубья должны быть выведены на одну окружность;
  • заточка дисковых пил всегда должна выполняться по передним и задним граням.

Следуя этим правилам, можно значительно увеличить ресурс инструмента: до 20-25 переточек. Правильная заточка гарантирует, что пила после нескольких первых заточек будет обрабатывать минимум столько же материала, сколько новая.

На практике наши клиенты добиваются после профессиональной заточки повышения производительности пилы по отношению к новой пиле на 10-20%.

Зачастую мы слышим от заточников, что они делают до 40-50 переточек.

Это лишний раз говорит о незнании процессов технологически правильной заточки. Те, кто перетачивает пилу столько раз, просто не понимают, что они работают недоточенным инструментом.

К сожалению, многие мебельные предприятия не уделяют должного внимания заточке инструмента. Мы видим, что на большинстве мебельных фабрик эксплуатируются станки с ручным управлением, автоматы с делительными головками, некачественные копии станков разных фирм, в том числе Vollmer.

Кроме того, при заточке в зоне шлифования СОЖ либо совсем не используется, либо используется в ненадлежащем количестве и т. д. Результат: затачивается только передняя грань зуба (что ведет к сокращению ресурса в три раза), сжигается твердый сплав (становится хрупким, пила затупляется на первых же метрах раскроя), изменяется геометрия пилы и углов зубьев.

Посещая мебельные фабрики, мы обязательно изучаем уже переточенные пилы и видим, что практически в 90% случаев ширина и высота зубьев после заточки уменьшаются неравномерно.

Это приводит к тому, что в процессе резания будет участвовать лишь часть зубьев, что приведет к резкому увеличению нагрузки на них, вследствие чего они значительно быстрее выйдут из строя, что, в свою очередь, скажется на качестве реза и сроке эксплуатации пилы.

Существует стереотип: падение стойкости пилы на 30-50% после первой заточки - нормальное явление. Это в корне неверное мнение. Рассмотрим пример.

На предприятии используется пила стоимостью около 10 тыс. руб. Новой пилой можно обработать (условно) 50 листов ДСП. После неправильной переточки такая пила обработает в два раза меньше материала: 25 листов или вообще не будет работать в дальнейшем. Неправильная заточка уравнивает качество пилы за 10 тыс. руб. и пилы за 5 тыс. руб.

Продавцы инструмента (конечно, не все, но большинство) не объясняют покупателям технологию правильной заточки. С точки зрения объемов продаж это логично и понятно. Чем больше пил мебельщик загубит неправильной заточкой, тем больше пил реализует продавец. Продавец предпочтет заработать на клиенте, продавая ему пилы, а не тратить время на объяснение технологии их обслуживания.

Первый же вопрос, который задают продавцы производственникам: «Сколько денег вы готовы потратить?» - обуславливает неправильное решение задачи. К сожалению, в станкоторговых компаниях нет специалистов, которые разбираются в тонкостях подготовки инструмента.

Задача станкоторговца: продать. А ведь далеко не каждому мебельному предприятию нужен свой заточной станок. Мебельщику главное понять, что покупка простого станка не решит вопрос правильной заточки. Можно заплатить немалые деньги за станок и тратить деньги на его обслуживание, а также на зарплату заточнику и, не получив желаемого результата, продолжать покупать новый инструмент, из-за того что на станке невозможно добиться качественной заточки.

Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы предостеречь мебельные предприятия от принятия поспешных решений, когда речь идет об организации заточки дисковых пил, и во избежание непоправимых ошибок рекомендовать им предварительно консультироваться со специалистами.

Евгений Зайцев,
технический специалист российского представительства компании
Vollmer Werke GmbH