Партнеры журнала:

События

В разгаре славных дел

Путевые заметки

В мае 2013 года сразу две крупные машиностроительные компании, активно наращивающие присутствие в России, отметили важные события в своих деловых биографиях. 14 мая состоялось торжественное открытие завода экскаваторов Volvo в Калуге, а уже назавтра в модерновом московском отеле «Swisshotel Красные Холмы» отчитались за первые 100 лет присутствия в нашей стране руководители Caterpillar.

Мероприятия посетили десятки журналистов, в том числе и любезно приглашенный организаторами автор этих строк. А теперь обо всем по порядку.

От Швеции до самых до окраин









Минувший 2012 год ознаменовался для Volvo круглой датой - 180 лет со дня основания. Поэтому неудивительно, что именно в 2012-м был заложен первый камень нового предприятия в Калуге. Произошло это 18 апреля, а уже немногим более года спустя полтысячи гостей прогуливались по новенькой, с иголочки, производственной площадке размером почти 21 тыс. м2. Завод экскаваторов стал 16-м производственным предприятием компании в мире и седьмым по счету заводом по сборке экскаваторов. Инвестиции в проект составили 350 млн шведских крон, строительство вела фирма «Ренессанс». Кстати, после сдачи завода заказчику рабочие переместились на площадку по соседству, где, в соответствии с новым договором, начали строить для Volvo завод по изготовлению кабин для грузовых автомобилей Volvo Trucks. Ввод этого производства станет первым шагом на пути к максимальной локализации процесса выпуска техники Volvo в Калужской области.

На предприятии планируется выпуск тяжелых высокопроизводительных экскаваторов с эксплуатационной массой от 20 до 50 т новой серии D: EC250, EC300, EC480, EC380 (самый серьезный представитель этого семейства - семидесятитонник; такие машины востребованы в основном в Азии, и оттого их выпуск налажен в Южной Корее). Во время церемонии открытия почти собранный «триставосьмидесятый» стоял в ожидании монтажа стрелы в цехе, поражая размерами участников экскурсии по заводу. Менеджеры по производству провели гостей по всем сборочным участкам - от «входа» комплектующих до тестовой площадки со специальным, усиленным металлом полом и ворот, которые готовый экскаватор будет покидать самостоятельно, передвигаясь в соседний заводской корпус для окончательной проверки и окраски. Производственный процесс на заводе организован тремя параллельными потоками - по одну сторону от основной линии, где монтируются рама, двигатель, противовес и кабина, расположен склад запчастей, по другую сторону главного конвейера последовательно собираются гусеницы и стрелы, которые затем устанавливаются на готовую машину.

Поставщиком всех комплектующих для сборки первое время будет Южная Корея, откуда узлы и детали доставляются морем до Петербурга. В дальнейшем, когда к 380-й и 480-й моделям добавятся 220-я и 250-я, пойдут поставки из Германии, где развернуто производство частей этих моделей машин. Уже в следующем году начнется локализация производства.

Все машины будут собираться под заказ, а заказов ожидается немало. «Российский рынок строительной техники развивается очень динамично и предоставляет производителям широкие возможности для роста и выпуска продукции высокого качества, - сказал президент и исполнительный директор компании Volvo CE Пэт Олни на пресс-конференции. - Новый завод в Калуге позволит поставлять для местного рынка машины нужной спецификации и значительно сократить сроки поставок». Компания рассчитывает получить дополнительные конкурентные преимущества на фоне растущего спроса на высококачественные дорожно-строительные машины: по данным статистики, импорт такой техники в 2012 году увеличился на 21% в сравнении с предыдущим годом.

Мощность завода составит до 2000 экскаваторов в год, или примерно 8,5 машины в день. «Вторую половинку мы на следующий день дособерем!», - шутили производственники в цехе нового завода.

На заводе будет организовано почти 300 рабочих мест. «При полной загрузке производства», - пояснили нам в цехе. Сейчас штат составляет 70 работников, включая инженерный и другой персонал. Непосредственно на сборочной линии трудятся 20 человек, что совсем немало с учетом высоких требований к квалификации работников. Организация новых рабочих мест дает еще один импульс к сотрудничеству фирмы с администрацией региона - обеспечение современных инновационных производств квалифицированными кадрами, подготовка их совместными усилиями пойдет на пользу обеим сторонам. Сейчас среди работников завода выпускники калужских вузов («Бауманка», калужский филиал Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики) и колледжей, подавляющее большинство (более 90%) - россияне. Причем иностранцы составляют лишь часть управленческого звена, что неизбежно и, наверное, необходимо в менеджменте компании зарубежной страны. Кстати, губернатору Калужской области Анатолию Артамонову был задан непростой вопрос: на пользу ли экономике региона и России в целом именно зарубежные инвестиции, кредиты и займы, которые придется отдавать с внушительными процентами? Анатолий Дмитриевич не смутился: «В текущей ситуации для нас важно движение вперед - мы ведь не хотим вернуться к ситуации советских времен, когда почти вся промышленность Калужской области была подчинена интересам ВПК, - а такое движение невозможно без инвестиций. И чем больше появится у нас вот таких, основанных на самых современных технологиях, предприятий и нацеленных на долгосрочное сотрудничество деловых партнеров, тем лучше будет для всех. Судите сами: в прошлом году инвестиции в область превысили 110 млрд руб., и мы вышли на одно из первых мест в стране по темпам развития. В область стали возвращаться люди, которые прежде уезжали в поисках лучшей жизни, например, в Москву, - для нас это весьма красноречивый и отрадный факт».

«Мы наладили выпуск моделей экскаваторов, которые максимально отвечают потребностям российского рынка строительной техники, - отметил генеральный директор Volvo CE в России Андрей Комов. - Вывод завода в Калуге на полную мощность позволит нам быть ближе к клиенту, производя продукцию там, где находятся наши покупатели. Таким образом, мы сможем максимально соответствовать требованиям наших клиентов и быстрее реагировать на их нужды».

Церемонию открытия завода в Калуге провели с поистине европейским масштабом и по всем законам шоу-бизнеса: помимо экскурсии по будущему производству, общения с VIP-персонами, запуска символических часов, отсчитывающих время работы нового завода, и поражающего воображение демо-шоу техники Volvo с фейерверком и шампанским, многочисленным гостям (более 500) были предложены: возможность посмотреть в телескоп на «звезду Volvo» (импровизированное созвездие в форме экскаватора), праздничный торт в виде экскаватора из рук директора предприятия, сценическое шоу с танцами и одновременным созданием живописного полотна (изображающего, естественно, экскаватор), выступление знаменитого «Терем-квартета» под сенью двух вскинувших ковши машин, подарки - маленькие шоколадные экскаваторы. Те, кому и всего перечисленного показалось мало, могли сфотографироваться на фоне «вольвохода» - нарядного погрузчика в мини-фотостудии с площадкой, имитирующей лунную поверхность, а потом отправить это фото себе по почте с терминала по соседству. Что ваш покорный слуга тут же и сделал.

Энергичная «Гусеница»

Сейчас уже трудно докопаться до причины, по которой так названа одна из известнейших машиностроительных компаний мира, - несведущему человеку имя Caterpillar (в переводе - «гусеница») может показаться эксцентричной выходкой основателей фирмы: гусеница мало у кого ассоциируется с мощью, активностью и неустанным движением вперед. А ведь именно эти качества присущи технике Cat®, какой мы ее знаем. «Продукция компании Caterpillar является стандартом высокой производительности, экономической эффективности и ответственного отношения к окружающей среде», - заявлено на официальном сайте корпорации. И с этим трудно спорить.

С нашей страной Cat (это усеченное название, которое встречается на каждой машине компании, нам как-то привычнее) связывают давние и прочные отношения. Собственно, именно это обстоятельство, а именно 100-летний юбилей присутствия Caterpillar в России, и стало формальным поводом для пресс-конференции в Москве.

В мае 1913 года гусеничный трактор «Caterpillar» производства компании Holt (так на тот момент называлась компания - по имени одного из ее основателей Бенджамина Холта) был впервые представлен на устроенной в ознаменование 300-летия Дома Романовых IV Автомобильной выставке в Санкт-Петербурге, проводившейся под патронажем Николая II Императорским автомобильным клубом. Гусеничная машина получила на том смотре сразу несколько высоких наград по результатам соревнования по вспашке земли и за свои отличные ходовые характеристики. Во время Первой мировой войны тракторы Холта закупались для нужд российской армии (как артиллерийские тягачи), а в Сибири начали работать колесные тракторы конструкции калифорнийского инженера Дэниела Беста - еще одного «отца» Caterpillar. В 1919 году тракторы Холта мощностью 75 л. с. даже выпускались на Обуховском заводе в Петрограде.

Курс на механизацию сельского хозяйства, провозглашенный в конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века в Советском Союзе, требовал использования новых технологий и современных машин - для оснащения создаваемых при колхозах машинно-тракторных станций. После успешно проведенных в 1929 году тестовых испытаний советская страна стала закупать тракторы Cat: с октября 1929 года по май 1930 года у компании Caterpillar было приобретено техники на общую сумму $12 млн, одна только первая партия состояла из 1350 колесных тракторов.

С тех пор техника Cat прошла во всех смыслах большой путь в России. Об этом напомнили собравшимся в ультрасовременном московском Swisshotel групп-президент корпорации Стюарт Левеник, генеральный директор «Катерпиллар Евразия» Мумин Аъзамхужаев и директор по внешнекорпоративным связям Алексей Черепков. Помимо обращения к событиям славной истории компании, они кратко отчитались о текущих результатах работы в России, поделились мнением о перспективах и будущих проектах компании.

Сегодня в пяти офисах компании Caterpillar, действующих на территории России и стран СНГ, работает свыше 700 сотрудников. Построен и работает завод в г. Тосно Ленинградской области. Дилерская сеть компании, включающая 20 официальных дилеров с персоналом более 5300 человек, охватывает всю территорию России, делая желто-черные машины и их обслуживание максимально доступными для клиентов. Парк техники Cat насчитывает примерно 27 000 единиц машин и 14 000 единиц силовых установок, внося свой вклад в развитие экономики России.

Выступая на пресс-конференции, г-н Левеник сказал: «Мы гордимся своей многолетней историей сотрудничества с нашими уважаемыми заказчиками из России и стран СНГ, взаимоотношениями, прочный фундамент которых создает в первую очередь сама наша техника, выдержавшая экзамен на надежность и долговечность. Хочу особо подчеркнуть, что вместе с нашими официальными дилерами мы являемся надежными и долгосрочными инвесторами в России и странах СНГ. Наши заказчики всегда могут рассчитывать на нашу поддержку и участие в решении непростых задач, которые порой стоят перед ними. Мы с надеждой и оптимизмом смотрим в будущее и уверены в том, что и следующие 100 лет будем помогать развитию экономики России и стран СНГ, содействуя процветанию общества».

Подготовил Максим ПИРУС