Лесное хозяйство России: курс на интенсификацию и инновации
На состоявшейся в Петербурге III Международной конференции по вопросам инноваций и технологий в лесном хозяйстве в одном из выступлений была дана нелицеприятная для российских лесоводов оценка современного состояния лесного хозяйства России.
Представитель Казахского национального аграрного университета г-н Байзаков, завершая свой доклад о приоритетах лесной политики в Казахстане, констатировал: «Российское лесоводство, на которое Казахстан ориентировался вот уже 150 лет, теряет свои позиции, поэтому мы вынуждены искать другие ориентиры, чтобы сохранить наши леса». К сожалению, возразить тут нечего: положение дел в российской лесной отрасли действительно оставляет желать лучшего. Стоит отметить, что на этой научно-практической конференции ненадлежащее состояние лесной отрасли уже не столько обсуждалось, сколько именно констатировалось. Специалисты, которые давно и хорошо знают все слабые звенья своей отрасли, не тратили время на обсуждение очевидного, а просто предлагали возможные способы и варианты решения многочисленных проблем.
Цель известна, задачи определены
Третья Международная научно-практическая конференция «Инновации и технологии в лесном хозяйстве», как и предыдущая, проходила в стенах Санкт-Петербургского научно-исследовательского института лесного хозяйства. В ней приняли участие 279 ученых и специалистов из 29 стран мира, в том числе Австрии, Албании, Германии, Грузии, Испании, Нидерландов, Молдовы, Польши, США, Эстонии, Финляндии и стран СНГ. Тематика конференции охватывала широкий круг насущных вопросов, таких как лесная политика государства, лесопользование и лесовосстановление, «зеленая» энергетика. Несмотря на большое количество иностранных участников и присутствие немалого числа чиновников разного ранга, особой помпезности на конференции не ощущалось, с первых минут работа приняла спокойный и деловой характер.
В течение трех дней участники мероприятия имели возможность активного общения и обмена информацией - площадок для обсуждения намеченных тем было много. При поддержке европейской экономической комиссии ООН в рамках конференции Рослесхозом был организован семинар «Лесные ресурсы и технологии будущего», на котором рассматривались многие вопросы, в том числе касающиеся развития альтернативной энергетики. Эта тема сегодня актуальна во всем мире, и в нашей стране тоже приобретает все большее значение. Руководитель Комитета по лесоматериалам европейской экономической комиссии ООН Паола Деда, выступая на пленарном заседании, подчеркнула, что у России есть огромный потенциал в развитии «зеленой» энергетики и сейчас главная задача состоит в том, чтобы определить, как его эффективно использовать.
Пленарное заседание, трибуна которого по традиции была отдана чиновникам разного ранга из разных стран, проходило под девизом единения и сотрудничества. Все выступавшие говорили о глобальных вызовах современности, противостоять которым можно только совместно, и о том, что сегодня необходимо фокусировать внимание на общих вопросах и координировать свои действия. Заместитель министра природных ресурсов и экологии России, руководитель Рослесхоза Владимир Лебедев в выступлении на пленарном заседании подчеркнул, что Россия, которая сотрудничала с международным сообществом по всем актуальным вопросам лесного хозяйства, будет и дальше поддерживать инициативы ООН и все межгосударственные процессы, направленные на повышение роли лесов в мире. Перечислив хорошо известные вызовы современности (изменение климата, рост лесных пожаров, массовое размножение вредителей и распространение болезней леса, природные и техногенные катастрофы, глобализация рынков, обостряющая конкуренция и т. д.), Владимир Лебедев заверил собравшихся, что в нашей стране хорошо понимают современные проблемы и сегодня мы пересматриваем свою лесную политику с целью достижения устойчивого развития лесов.
Говоря иностранным коллегам о незыблемости сотрудничества и правильности выбранного пути, руководитель Рослесхоза подчеркнул, что сохранить леса как для России, так и для всей планеты удалось благодаря именно государственному управлению. Для российских профессионалов посыл был следующий: государство в настоящий момент хорошо понимает необходимость перевода лесной отрасли на инновационный путь развития и приступает к конкретным шагам в этом направлении. Одним из первых шагов стала разработка национальной лесной политики, и Владимир Лебедев пообещал собравшимся, что это будет абсолютно взвешенный, прошедший публичное обсуждение документ, который определит долгосрочную перспективу развития ЛПК страны.
В начале было слово
Национальная лесная политика, о необходимости которой в отрасли говорили еще на рубеже XX и XXI веков, разработана во многих странах и является основой устойчивого управления лесами. Наличие продуманной лесной политики позволяет этим странам создавать четкие ориентиры на принятие правильных решений и добиваться успехов в отрасли. По информации ФАО ООН, национальная лесная политика определена и действует в 135 странах. Россия относится к числу стран, в которых нет единой национальной лесной политики, но принят Лесной закон и разработаны лесные программы. Единая политика у нас еще только формируется, и этот важный вопрос подробно рассматривался на круглом столе «Лесная политика России: взгляд на будущее лесов и лесных отношений».
Вопрос о том, нужна ли лесная политика России, по сути, не обсуждался на круглом столе. В основном говорили о том, какой должна быть эта политика и на чем она должна базироваться. В этом смысле интересным был доклад представителя Казахстана г-на Байзакова, который рассказал об опыте своей страны и других стран при создании и проведении национальной лесной политики. Он отметил, что лесная идеология большинства стран была разработана в течение последних 10-15 лет, так что уже накоплен некоторый опыт, который можно использовать.
Опыт этих стран показывает, что лесная политика не должна подменять собой ни лесное законодательство, ни лесную программу. Лесная политика - это идеология, а идеология всегда первична и лежит в основе действий и дел, так что простой факт наличия в стране лесного законодательства и отраслевых программ еще не является законченной формой государственной лесной политики. Задача национальной политики заключается в том, чтобы интегрировать потребности и интересы общества - экологические, экономические, социальные, культурные; определять основные ориентиры развития лесного хозяйства на перспективу; формировать структуры лесоуправления в стране.
При разработке национальной лесной политики обязательно должен учитываться уровень экономического развития страны, обеспеченность лесами и общее состояние лесного сектора экономики. Лесная политика должна быть увязана с конституцией и стратегией социально-экономического развития страны, а также с международными конвенциями и соглашениями. На этой основе определяются главные принципы и приоритеты использования лесов и основные направления долгосрочной практики. С учетом принятой лесной идеологии разрабатывается законодательная база, однако, вступив в силу, законы должны главенствовать. В тех странах, где лесная политика грамотно выстроена и взаимосвязана с лесным законодательством, правительство весьма успешно решает проблему правового, политического и организационного обеспечения лесной хозяйственной деятельности.
Спасение - в интенсификации
Сегодня российское профессиональное лесное сообщество понимает, что государственная лесная политика - это своего рода дорожная карта, которая должна указывать путь к выверенной и четко определенной цели. В Правительстве РФ, как заверил Владимир Лебедев, тоже понимают важность этого документа. Этот уникальный, по словам руководителя Рослесхоза, документ открыто обсуждается уже в течение полутора лет, и без него сложно будет решить задачу, поставленную президентом РФ на заседании Госсовета в Улан-Удэ: осуществить интенсификацию использования лесных ресурсов с одновременной интенсификацией ведения лесного хозяйства. Однако очевидно, что определение и принятие государственной лесной политики не решит всех проблем отрасли, а лишь укажет путь к движению в нужном направлении.
Лесное хозяйство России за последние два десятилетия сильно сдало позиции, и многие былые достоинства, к сожалению, стали мифами. Хотя мы по-прежнему большая страна и леса у нас все еще много, статистика показывает, что экономически выгодного леса у нас мало. Из 590 млн га эксплуатационных лесов только часть экономически доступны, из них высокоэффективные насаждения составляют примерно половину. Существенно снизилась за несколько десятилетий доля хвойных лесов, состав лесов последовательно меняется. Хотя искусственное восстановление леса в целом и компенсирует объемы рубок, но большое количество пожаров последних лет привело к отрицательному балансу: лесов становится меньше.
Такие цифры и факты привел специалист Минприроды России Роман Котельников, выступая на семинаре по лесной политике. Он подчеркнул, что даже решение проблемы строительства дорог не спасет положение. Выход, по утверждению г-на Котельникова, в переходе на интенсивную модель ведения лесного хозяйства. Здесь придется много поработать, и прежде всего следует разработать методическое обеспечение для рационального эффективного использования лесов с акцентом на особенности различных лесных районов. Еще одно важное и неотложное дело - это изменение методики инвентаризации лесов, которая не отвечает задачам времени. Также нужно активизировать использование низкосортной древесины, стимулировать развитие биоэнергетики - все эти и другие вопросы сейчас прорабатывает Минприроды.
Как отметил идеолог интенсификации российского лесного хозяйства, специалист СПб НИИЛХ Борис Романюк, идея, которая последние десять лет прорабатывалась в рамках проекта «Псковский модельный лес» и активно продвигалась, начала наконец приобретать конкретные черты. Борис Романюк позитивно оценивает действия Минприроды и считает, что недавний Госсовет, посвященный лесному хозяйству, а также поручение президента должны инициировать ту работу, которая уже ведется в Министерстве природных ресурсов и Рослесхозе. Важно, что по этим вопросам сейчас не только идет серьезная дискуссия, но и уже принято решение о реализации серьезных проектов.
Свет в конце тоннеля
Первым важным мероприятием, которое проводит сейчас Минприроды, является разработка системы лесохозяйственных нормативов для трех пилотных лесных районов. Ожидается, что работы начнутся уже нынешним летом. Второй довольно серьезный и важный проект - анализ и расчет последствий перехода на интенсивную модель для Ленинградской области. В рамках этого проекта будет определен эффект от применения новой модели хозяйствования по многим параметрам, причем не только для лесного хозяйства, но и для сферы переработки древесины, социальной сферы и т. д.
Задача такой модели - получение максимального экономического эффекта от ведения лесного хозяйства за оборот рубки. О том, какими способами достигается высокий экономический эффект, подробно говорили на круглом столе, посвященном модели интенсивного ведения лесного хозяйства. При экстенсивном способе, который сейчас практикуется в России, лесовосстановление, как правило, проводится путем сохранения подроста; уход за молодняками либо не ведется, либо проводится с низкой интенсивностью, не проводятся или ведутся с низкой интенсивностью рубки ухода средневозрастных насаждений. В результате к возрасту зрелости насаждений вырастает смешанный лес с не очень хорошей товарной структурой. Иная картина при интенсивном ведении лесного хозяйства. В этом случае лесовосстановление проводится с использованием целевых пород и активных способов: минерализации почвы, посева, интенсивного ухода за молодняками, интенсивных рубок ухода средневозрастных насаждений. В итоге достигается хорошая товарная структура целевого насаждения, сокращается срок лесовыращивания.
Достоинства интенсивной модели уже давно очевидны, но препятствием для ее внедрения стала российская нормативная база, которая создавалась в свое время для обширных площадей и без учета экономического эффекта. Действующие по сей день нормативы усреднены, они не учитывают почвообразующей породы, от которой во многом зависит ход лесовосстановительного процесса, и много других факторов, влияющих на конечный результат, и потому непригодны для долгосрочного планирования ведения лесного хозяйства. Вот почему так важны нынешние инициативы МПР и Рослесхоза по пересмотру нормативов. На фоне общего пессимизма и упадка последних лет эти небольшие, но конкретные шаги в сторону интенсификации лесного хозяйства дают некоторую надежду на изменение ситуации.
Во многих выступлениях на конференции (и не только в тех, которые касались вопросов интенсификации) довольно часто звучала мысль о том, что при постановке любой задачи нужно в первую очередь задавать себе простые вопросы: зачем, для чего, с какой целью? Только четко понимая задачу, можно прогнозировать все экономические и социальные эффекты, а также возможные риски. Нельзя увлекаться одними лозунгами и инвестировать в плохо просчитанные проекты, как это, например, случилось с российской пеллетной отраслью, которая теперь оказалась в затруднительном положении. Специалисты также отмечали консервативность российской лесной отрасли, которая не может приспособиться к радикальным изменениям. Многие мероприятия у нас до сих пор планируются исходя из абстрактной задачи, а действия их участников зачастую не согласованы. Сегодня нужно четко понимать, к чему приводит каждое мероприятие в лесу, насколько оно увеличивает стоимость конечной продукции и как увязано с другими мероприятиями. В сложившейся ситуации необходимость интенсификации лесного хозяйства совершенно очевидна, а интенсификация всегда сопровождается инновациями, поэтому еще одной насущной задачей становится внедрение лучших отечественных и зарубежных научных разработок. Об этом на конференции также шла речь.