Партнеры журнала:

Лесозаготовка

Лесное машиностроение. Вчера! Сегодня. Завтра?

Предлагаем вашему вниманию фрагменты выступлений участников заседания Комитета при Бюро Центрального Совета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России, состоявшегося 9 июля 2013 года в г. Москве

Во второй половине ХХ века в нашей стране была создана мощная материальная база лесного машиностроения, включавшая в себя заводы, научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения, которые обеспечивали выпуск всех необходимых лесозаготовителям систем машин, базировавшихся на гусеничных и на колесных движителях.

Выпускались известные всем трелевочные трактора ТДТ-55, ТТ-4, К-703, многооперационные машины: валочно-пакетирующие и валочно-трелевочные, сучкорезные машины, бесчокерные трелевочные и т. д. В тот период ЦНИИМЭ (Центральный научно-исследовательский институт механизации и энергетики лесной промышленности) даже приступил к разработке робото-технологических комплексов.

За счет систем машин вытеснялся тяжелый ручной труд на лесозаготовках. Во многих леспромхозах механизация трудоемких работ достигала 100%.

В период экономических реформ лесное машиностроение вместе с отраслевой наукой практически было разрушено. Исключения составили отдельные предприятия, которые возглавляют способные и талантливые организаторы, такие как Сергей Сергиенков (компания «Велмашсервис») и Владимир Кузнецов («Лестехком»).

С болью в сердце приходится говорить о том, что флагман лесной науки, ЦНИИМЭ (а это мощное научно-производственное объединение, лаборатории, ЭВМ, экспериментальные заводы, опытные леспромхозы), сократился до небольшой группы специалистов и ученых из 30 человек во главе с патриотом лесного машиностроения Николаем Сергеевичем Еремеевым. В настоящее время из научных учреждений пока еще функционирует Государственный научный центр лесопромышленного комплекса.

В лес поступает техника импортного производства, во многих случаях - после реставрации, бывшая в употреблении. Только крупные компании, такие как группа «Илим», могут приобретать современные, соответствующие мировым стандартам машины.

Для всех очевидно, что Россия как лесная держава (владеющая почти четвертью мировых запасов леса) не может эффективно развивать лесной сектор экономики без собственной материальной базы лесного машиностроения.

Каковы же пути вывода отрасли из кризиса?

Во-первых, необходимо проанализировать причины разрушения отечественного лесного машиностроения.

Во-вторых, определить меры, обеспечивающие возрождение отраслевой науки и развития лесного машиностроения.

Одной из главных причин невостребованности продукции отечественного машиностроения являются массовые процессы разукрупнения лесопромышленных предприятий (леспромхозов, объединений) и появления многочисленных мелких лесозаготовителей (различных ООО, ЧП и т. д.) при проведении экономических реформ. Усугубило ситуацию разрушение сельхозорганизаций. Люди, потеряв работу, пошли заниматься лесным промыслом. Например, в Вологодской области в дореформенный период было 68 леспромхозов, сейчас же - работает более 2 тысяч различных лесозаготовителей. И этот процесс характерен для большинства лесных регионов. Таким образом, возможно, решаются проблемы занятости, но не проблемы эффективности лесной отрасли.

Абсолютное большинство мелких лесозаготовителей не имеют финансовых возможностей для приобретения техники и используют в лесу изношенную, отремонтированную кустарным способом, а во многих случаях даже сельхозтехнику.

Вот здесь и появляются проблемы и низкой эффективности, и экономической деградации, а самое главное - безопасности выполнения работ, так как на этих предприятиях происходит подавляющее большинство несчастных случаев.

Следующие причины кризиса в отрасли относятся к общим для машиностроения:

  • физический и моральный износ оборудования и технологий лесного машиностроения;
  • агрессивная рыночная интервенция западных фирм лесного машиностроения (John Deere, Ponsse и др.);
  • развал отраслевой науки;
  • дефицит финансовых ресурсов;
  • дефицит и старение профессиональных кадров.

 

Не будет преувеличением сказать, что аналогичные проблемы характерны для многих подотраслей российского машиностроения, но наиболее остро, на мой взгляд, они проявляются в лесном машиностроении.

Отвечая на главный вопрос: какие меры определить для развития отечественного лесного машиностроения, мы должны прежде всего знать, какой должна стать лесозаготовительная техника завтрашнего дня, каковы российские и мировые тенденции в развитии лесного машиностроения.

Используя материалы ученых и практиков, можно отметить, что в настоящее время парк лесозаготовительных машин имеет множество типов и моделей. Анализ номенклатуры лесозаготовительных машин показывает, что зарубежные фирмы предлагают потребителям более 200 моделей, в том числе различные скиддеры, харвестеры, форвардеры.

При всем многообразии предлагаемых для леса машин есть основания прогнозировать, что в течение длительного времени (20-30 лет) сохранятся хлыстовая и сортиментная заготовка древесины, следовательно, и конструкция техники должна будет соответствовать этим технологиям (в т. ч. примерно на 30-40% - хлыстовой технологии).

Исходя из тенденций мирового развития техники и технологий, можно ожидать, что более 60% лесных машин будут изготавливаться на колесном ходу и распределяться, в основном, по трем типоразмерным классам:

  • машины легкого класса (от 5 до 10 тонн);
  • машины среднего класса (от 10 до 13 тонн);
  • машины тяжелого класса (от 15 тонн).

 

Эти типы машин будут удовлетворять потребности как крупных компаний, так и небольших предприятий малого бизнеса.

Спрос на лесозаготовительную технику в России в ближайшем будущем должен обеспечиваться отечественными производителями. Им предстоит разработать и выйти на внутренний рынок с техникой нового поколения широкого диапазона массомощностей и геометрических параметров, конкурентоспособной по критерию цена / качество.

Для создания и производства отечественных лесных машин высокого технического уровня и обеспечения их конкурентоспособности на рынке необходимо разработать новый руководящий документ, в котором будет представлена система технологий и машин для комплексной механизации лесозаготовительного производства с учетом региональных особенностей по природно-производственным условиям.

Лесная отрасль нашей страны в перспективе должна стать одним из приоритетов экономического развития, а обеспечить эту задачу можно за счет развития лесного машиностроения.

Очевидно, что для этого необходима серьезная государственная программа развития лесного машиностроения.

Такая программа должна включать:

  • глубокое изучение внутренней и внешней конъюнктуры рынков,
  • восстановление отраслевой науки на базе Государственного научного центра;
  • финансовую поддержку предприятий при производстве новых технологий и машин;
  • грантовую поддержку за создание инновационных технологий, соответствующих мировому уровню;
  • внешнеэкономическую интеграцию создания совместных предприятий по примеру автопрома;
  • решение назревающей проблемы утилизации лесной техники.

 

Очевидно, настало время Союзу машиностроителей России, Ассоциации лесного машиностроения, при поддержке Минпромторга, инициировать разработку и принятие соответствующей Правительственной программы поддержки и развития лесохозяйственного сегмента машиностроения.

Виктор Грачев,
директор некоммерческого партнерства «Лесной Союз», доктор экономических наук, академик РАЕН,
заслуженный работник лесной промышленности


Эксперты Онежского тракторного завода уверены
в перспективности хлыстовой технологии заготовки леса в России

До 90-х годов прошлого века около 95% древесины в нашей стране заготавливалось по хлыстовой технологии. Переход от плановой экономики к рыночной повлек за собой развал крупных предприятий лесозаготовительной отрасли на множество мелких и привел их к утрате возможностей эффективного функционирования.

Предприятия лесозаготовительной отрасли перестали обновлять свои парки техники. Причины крылись, во-первых, в использовании техники, которая в период плановой экономики поставлялась в качестве источника запасных частей, а во-вторых, в существенном снижении реализации; многие потребители техники оказались неплатежеспособными, стали широко практиковаться бартерные сделки. Дополнительные сложности вызывало закрытие большинства машиностроительных предприятий, выпускавших технику для хлыстовой технологии.

Произошел переход к использованию зарубежных машин, причем в большинстве своем бывших в употреблении. Одновременно происходило вытеснение хлыстовой технологии сортиментной, как более простой в организационном плане. Так, при сортиментной технологии зачастую не требуется наличие нижнего склада с соответствующим оборудованием, сортименты поступают непосредственно с верхнего склада потребителю.

Переход на сортиментную технологию был обусловлен, в том числе, схожестью природных и климатических условий со скандинавскими в ряде регионов России, таких как Республика Карелия, Архангельская и Ленинградская области.

Однако леса скандинавских стран отличаются тем, что большинство из них своевременно пройдено рубками ухода, а также в них практически отсутствуют перестойные леса - в связи с полным освоением расчетной лесосеки. Соответственно, в лесах растут одновозрастные деревья примерно одинакового размера и качества. При заготовке таких лесов, очевидно, эффективнее сортиментная технология с использованием комплекса машин «харвестер + форвардер».

В России на протяжении многих лет освоение лесосеки составляло менее 30%, без проведения каких-либо рубок ухода. Соответственно, в настоящее время лесозаготовительным предприятиям приходится осваивать перестойные леса. Их структура такова, что лишь 40% идеально подходят для максимально эффективной заготовки с помощью комплекса «харвестер + форвардер». Заготовка остальных 60% не позволяет рационально пользоваться им. За редким исключением, данный комплекс никогда не будет работать в России столь же продуктивно, как в скандинавских странах.

Сложившаяся практика показывает, что хлыстовая технология заготовки леса останется преобладающей как в России, так и в других лесо-индустриально развитых странах, например в Канаде и США, где леса столь же неухожены.

По природно-производственным условиям Российской Федерации (несущей способности грунтов, особенностям рельефа), а также в связи с недостаточным объемом строительства как временных лесных дорог, так и лесовозных дорог постоянного действия, освоение всего лесного фонда России с использованием машин с колесным движителем практически невозможно.

Машины с гусеничным движителем производят удельное давление на грунт в 3-5 раз меньше, чем машины с колесным движителем. Поэтому в тяжелых природно-производственных условиях на грунтах с низкой несущей способностью машины на гусеничном ходу, в отличие от машин с колесным движителем, могут производительно работать и в безморозный период. Ходовая система машин для лесосечных работ, строительства дорог, первичного лесотранспорта российского производства на гусеничном ходу более совершенна и лучше приспособлена для работы в лесу, чем ходовая система большинства машин на гусеничном ходу зарубежного производства, которые, как правило, оснащены ходовой системой экскаваторов или копируют ее.

В настоящее время в РФ, кроме производства трелевочной техники для обычной хлыстовой технологии заготовки леса, практически не выпускается ни колесная техника для сортиментной заготовки леса, ни гусеничные машины для хлыстовой заготовки леса по так называемой «канадской» технологии.

В этих сложных условиях продолжает успешно функционировать Онежский тракторный завод, учитывающий потребности лесозаготовителей и продолжающий выпускать и модернизировать трелевочную технику для хлыстовой заготовки леса, например, гусеничный трелевочный трактор 3-го класса тяги «Онежец-320», входящий в семейство техники «Онежец-300», которое насчитывает 15 модификаций гусеничных тракторов. Организуется серийное производство более тяжелого и мощного гусеничного трелевочного трактора 4-го класса тяги.

Помимо этого, для удовлетворения рыночного спроса и увеличения в нем доли техники отечественного производства, заводом ведутся работы по организации серийного производства колесных машин для сортиментной технологии заготовки леса. Однако, осознавая недопустимость ухода от хлыстовой технологии лесозаготовок в России, на Онежском тракторном заводе в рамках Государственного контракта разработали и успешно провели испытания комплекса машин, состоящего из валочно-пакетирующей, сучкорезно-раскряжевочной машин и лесопогрузчика на гусеничном ходу.

По мнению специалистов завода, при лесозаготовке в России хлыстовая технология с использованием комплекса машин в составе валочно-пакетирующей машины и процессора на гусеничном ходу и скиддера на колесном ходу более чем в два раза эффективней, чем скандинавская технология на основе колесного комплекса «харвестер + форвардер».

Эксперты Онежского тракторного завода уверены, что с учетом большего выхода древесины и, соответственно, меньшего процента отходов при хлыстовой технологии заготовки (по сравнению с сортиментной) для более эффективного освоения лесного фонда России и увеличения вклада лесной отрасли в ВВП страны необходима всесторонняя проработка возможностей государственной поддержки лесозаготовителей, использующих хлыстовую технологию заготовки леса, - например, путем субсидирования приобретения лесозаготовительной техники отечественного производства.

Даниил Демаков,
исполнительный директор
ООО «Онежский тракторный завод»