Партнеры журнала:

Лесозаготовка

В русский лес – на российской технике

3 сентября 2013 года в пос. Воскресенское Нижегородской области состоялся региональный этап Всероссийского конкурса «Лесоруб - 2013», в котором вальщики леса могли показать себя как в машинной, так и в ручной заготовке. Соревнования проходили под эгидой губернатора области Валерия Шанцева и патронажем двух областных министерств - промышленности и инноваций, а также экологии и природных ресурсов.

Теплый, но пасмурный день. Нас, журналистов, везет сквозь дождь на своем внедорожнике к месту сбора участников генеральный директор компании «Техносервис» Валерий Диденко. Сам собой завязывается разговор о заготовке древесины в нижегородских лесах и участии в ней техники под российским брендом.

- Нашей группе компаний уже более 20 лет, выпускали машины для разных отраслей промышленности, - охотно рассказывает Валерий. - И вот пять лет назад Нижегородским министерством промышленности нам было предложено создать российский вариант лесозаготовительной техники. Что и было успешно сделано! Появились форвардер и харвестер собственного производства.

И тут мы столкнулись с тем, что российский лесопромышленник с крайним недоверием относится к отечественной технике. Извечный вопрос «Какая машина надежнее: "жигули" или "мерседес"?» нашел отражение и в лесной теме. «Жигули», возможно, и похуже, зато починить можно без проблем в собственном гараже, а для «мерседеса», если сломается (а ломается все), некоторые детали надо ждать по полгода. А когда у вас месяцами простаивает дорогостоящая машина (импортная лесная техника стоит примерно 15 млн руб. за единицу, наша дешевле, но тоже свыше 10 млн руб.), которая должна приносить вам прибыль, но вместо этого приносит лишь убытки, - это вам не мелкие проблемы с личным авто, а настоящая трагедия. Работник остается без своего основного бизнес-инструмента, и каждый день простоя - это потеря денег. Поэтому первое, что мы постарались максимально решить, это ремонтопригодность техники. Второй момент, на котором заострили внимание: наличие запчастей (как на складе производства, так и непосредственно на делянках, где работают машины). Причем для устранения некоторых неполадок оборудование тоже доставляем прямо на место работы - например, аппарат для опрессовки гидравлических шлангов, расходомеры, специализированные средства диагностики.

Далее. Чтобы люди покупали технику, они должны увидеть ее в работе. А как увидеть, если они ее не покупают? Вроде бы замкнутый круг. Чтобы решить эту проблему, мы уяснили для себя главное: заготовители на самом деле нуждаются не в тракторе или грузовике, форвардере или харвестере - они просто ищут оптимальные технические средства, чтобы заготовить и вывезти лес. И мы пошли по такому пути: объявили подряд по заготовке, организовав несколько собственных бригад, работающих в лесу на наших комплексах. Чего этим добились? Одновременно отрабатывали технологию ремонта и технического обслуживания, нарабатывали статистику по запчастям (то есть смотрели, что же чаще всего ломается и, соответственно, какие комплектующие всегда должны быть у работников под рукой, а на какие узлы надо обратить особое внимание при производстве машин), вносили изменения в конструкции, но главное - создали «летучие» группы ремонтников, обеспечивающие оперативное обслуживание техники на любой делянке: сначала в Нижегородской области, а теперь и по всей стране. Тем самым сократили простои до минимума и продемонстрировали в действии не только сами машины, но и наше отношение к сервису, а значит и конечному клиенту.

Никто из производителей и продавцов импортной техники, даже при наличии широкой сети сервисных центров, так быстро, как мы, починить ее в лесу не способен.

После того как несколько комплексов стали на условиях аренды работать у лесовладельцев, люди оценили их по достоинству и начали покупать. Далее мы стали обучать операторов и фактически «продавать» их вместе с техникой. Это хорошо подготовленные специалисты, что немаловажно и, поверьте, не так уж часто встречается в российском ЛПК. Впоследствии мы создали и другие учебные программы, в частности, обучаем механиков, другие рабочие кадры.

И то, что мы выставляем своих операторов на эти соревнования, призвано как раз показать, что успеха мы в этом добились. Наши операторы достигли достойного уровня, уверен, их не стыдно показать на профессиональном смотре не только регионального, но и российского масштаба. А вообще считаю так: кто бы из операторов сегодня ни победил, все равно победит «Техносервис», предоставивший машины. Победит и Waratah, головки которого на этих машинах установлены, победит техника российской сборки.

- Операторы, повседневно управляющие самой разной техникой - валочными, сортировочными и иными машинами (в лесах области работают Komatsu, Ponsse, Timberjack, Volvo) - здесь выступают на форвардере модель T6920 и харвестере TH2110 от «Техносервис» (на базе экскаватора Hyundai) с установленной на нем нашей головкой H480C, - добавляет Александр Кислухин, представляющий в деловом партнерстве компанию Waratah. - Сотрудничество двух фирм началось со сборки форвардера, на который был установлен манипулятор Waratah. И когда специалисты «Техносервиса» приступили к производству харвестеров, то решили снова работать с нами. Машины прошли все необходимые испытания, сертифицированы по российским нормативам.

- Чтобы сертифицироваться по российскому стандарту, необходимо выполнить целый ряд требований, - подхватывает Валерий Диденко. - Лесная машина работает в условиях повышенной опасности, так что нормативы весьма жесткие. Наша техника всем им соответствует. Получен сертификат соответствия производителя, пора экспериментов прошла - вышли на серийное производство. К каждой машине мы прилагаем паспорт самоходной машины, выдаваемый на основании сертификата.

 

- Как же создаются машины «Техносервиса»?

- Тут уместно обратиться к истории предприятия. За долгие годы работы в рамках «Техносервиса» организованы собственное конструкторское бюро, отделы разработчиков и испытателей, опытное производство. У нас богатый опыт сотрудничества с ведущими мировыми производителями, так, еще с советских времен мы являемся официальными представителями в России Toyota Motors по силовым агрегатам. Постепенно мы подошли к принципу модульного построения техники: используя тщательно подобранные составные части и агрегаты разных компаний, добавляя к ним собственные конструкторские разработки, мы комплектуем и собираем собственные, не похожие ни на какие другие, машины. На самом деле это та схема, к которой давно пришли все на Западе. Довольно большую часть комплектующих мы делаем сами, с использованием станочного парка (токарные, фрезерные, координатно-расточные комплексы и другие группы станков у нас есть). Так, например, самостоятельно производим такие сложные и ответственные узлы, как экстендеры - удлинители стрелы, отвечающие за точную подводку головки к дереву, а значит и за скорость работы, производительность машины.

 

- В чем основные отличия вашей техники от импортной?

- Прежде всего в том, что она не просто адаптирована, а создавалась специально с учетом российских природных условий и особенностей заготовки. Еще уровнем надежности и интуитивной простотой управления. Надо все же признать, что уровень квалификации в среднем по стране у нас не так высок, как в «лесных» странах, где техника такого типа работает многие годы. Фактически нет школы операторов - только в последние пять-семь лет в техникумах стали готовить по этой специальности, а за границей сменилось уже не одно поколение. Действительно квалифицированным оператором сложной заготовительной машины человек становится лет через пять или семь самостоятельной работы. Поэтому соревнования очень нужны и важны как для демонстрации возможностей техники, так и для пропаганды цивилизованного способа заготовки, повышения профессионального уровня операторов. Не только наша техника должна быть лучшей, но и наш технический персонал. Добиться этого - моя прямая задача как руководителя предприятия.

 

- Вы сказали, что продаете лесные машины вместе с операторами...

- И продаем, и предоставляем в аренду. На самом деле мы предлагаем клиентам не просто заготовительные комплексы и не только подготовленных операторов, а целиком готовый бизнес. Даем им возможность организации полноценного лесозаготовительного производства: обучаем (в течение месяца) их персонал или предлагаем свой, можем предоставить на делянке целую механическую мастерскую на колесах со складом запчастей, в которой можно выполнять текущий ремонт, передвижное жилье - не просто удобное и комфортное для проживания людей, а продуманное до мелочей и обустроенное по последнему слову техники. Бытовка разделена на несколько зон, оснащена спутниковой и плазменной «тарелками», зарядкой для сотовых телефонов, дизель-генератором, чтобы люди, работающие вахтами вдали от дома, не чувствовали себя оторванными от жизни, имели культурный досуг. С виду это обычный вагончик, но внутри это принципиально иное сооружение - кто знает, как выглядит обычная бытовка (будка с печкой-«буржуйкой» и сколоченными из досок нарами), поймет эту разницу сразу.

На делянках у нас строго запрещено употреблять алкоголь, и те, кто не готов соответствовать этому требованию, отсеиваются. Дисциплина строгая, зато и условия работы у людей лучше.

Оборудование сложное - у него полностью электронное управление, сенсорный дисплей, множество автоматизированных систем, - зато какая интересная работа! Мы привлекаем молодежь из соседних деревень, не каких-то там особенных, а обычных парней, стимулами современной жизни. Делаем так, чтобы им хотелось не водку пить, а освоить автоматизированную машину, программное обеспечение, зарабатывать для своих семей достойные деньги...

(Справедливость этих слов вскоре на делянке подтвердил нам один из работников, прошедший путь от простого «шоферства» до управления сложнейшей лесозаготовительной машиной: «Сперва у меня с компьютером было не очень, думал даже уйти с курсов, потом гордость взыграла, освоил технику и уже не интересно жить по-прежнему».)

Тем временем мы прибыли в поселок Воскресенское, на центральной площади которого уже собрались лесных дел мастера. С приветственным словом на церемонии открытия выступил глава администрации Воскресенского района Вадим Привалов: «Наш район принимает конкурс второй раз. Отрадно отмечать, что соревнования видоизменяются: в этом году впервые наряду с традиционными состязаниями мастеров ручной валки будут проведены соревнования операторов харвестеров и форвардеров. Участники областного конкурса покажут все лучшее, на что они способны, лучшие технологии, лучшие подходы. А победители конкурса будут представлять Нижегородскую область на соревнованиях всероссийского уровня. Хочу пожелать участникам успехов в труде и здоровья».

Жеребьевку участников провел куратор и судья конкурса - начальник отдела лесной промышленности министерства промышленности и инноваций Нижегородской области Павел Толкушкин. Государственный флаг России над центральной площадью поселка подняли победители конкурса профессионального мастерства «Лесоруб - 2012».

Соревнования вальщиков бензопилами прошли в два этапа: на делянке ИП Павла Шубина вблизи дер. Буслаево и на площади Ленина в Воскресенском, под руководством петербургских инструкторов из ООО «Хускварна». Соревнования по машинной валке - в один этап: на лесной делянке ООО «Агропредприятие "Воскресенское"» вблизи дер. Тиханки; и хотя это своего рода показательные выступления техники, устроены они на реальной лесосеке, где работает бригада заготовительного комплекса «Техносервис». Такую возможность предоставил участникам и судьям лесозаготовитель Николай Смирнов, давно сотрудничающий с компанией. Помогла и поддержка местной администрации, уделяющей серьезное внимание основной бюджетообразующей отрасли района.

Операторы состязались в таких дисциплинах, как «валка дерева», «замена пильной цепи», «комбинированная раскряжевка», «точная раскряжевка», «обрезка сучьев». Учитывались как скорость, так и точность выполнения поставленных задач.

Первое место в упражнениях на харвестере занял Владимир Кочнев (1988 г. р.; стаж работы на харвестере два года,) из ГК «Техносервис». Лучшим в работе на форвардере также стал сотрудник этой компании Андрей Соловьев (1969 г. р., стаж работы на форвардере пять лет). Второе и третье места по уставу этих соревнований предусмотрены не были. Победа в областном конкурсе «Лесоруб - 2013» стала для операторов путевкой на финальный этап чемпионата России (14-15 сентября 2013 года в Великом Новгороде), приуроченный к Дню работников леса.

По словам участников, машины под маркой «Техносервис» демонстрируют хорошие эксплуатационные качества. И единственное, на что дружно сетовали машинисты как на недостаток мероприятия в целом, - неравные условия для людей, привыкших к разным системам управления.

«Конечно, получасовой подготовки недостаточно, чтобы освоить совершенно незнакомую тебе машину, - признался один из них. - Обычно я управляю Logset, там даже рычаги совершенно другие и в кабине по-другому расположены, что уж говорить об управлении. В сложившихся условиях преимущество получили те, кто работает на машинах "Техносервис" и John Deere с одинаковыми харвестерными головками».

Критика, пожалуй, обоснованная, но надо иметь в виду и то, что только «Техносервис», а не какой-то иной производитель, предоставил свою технику для соревнований, и это довольно смелый шаг машиностроителей, если учесть стоимость каждой машины.

«Предоставить технику на конкурс - это для нас очередной вызов, - прокомментировал Валерий Диденко, - но мы настолько уверены в ее высоком уровне, хорошем качестве и надежности, что смело отправляем дорогостоящие машины на испытания, позволяем поработать на них сторонним экипажам».

Председатель совета директоров ГК «Техносервис» Александр Белокопытов считает победу своей команды закономерной: «Она демонстрирует как высокие эксплуатационные качества выпускаемой компанией техники, так и верность курса на воспитание собственных профессиональных кадров». По его мнению, к плюсам машин «Техносервиса» можно отнести и их конкурентоспособные цены (которые примерно на 30% ниже цен зарубежных аналогов), и целый ряд финансовых инструментов, включая кредитные и лизинговые программы, которые можно задействовать для их приобретения.

Максим ПИРУС
Фото автора