Русский Английский Немецкий Итальянский Финский Испанский Французский Польский Японский Китайский (упрощенный)

Деревянное домостроение

Закроет ли кризис окно возможностей?

Петербургский рынок деревянных окон динамично развивался на протяжении последних пяти лет. Наступивший кризис наверняка замедлит темпы этого развития, но, возможно, падения рынка не произойдет, и мы увидим лишь стабилизацию спроса.

Аналитики отмечают, что продажи деревянных окон в Петербурге примерно с 2003 года показывали неизменный рост. Причем явной была тенденция следования этого сегмента рынка за гораздо более обширным сегментом окон из ПВХ. Пластиковые «евростандартные» стали своего рода локомотивом для прочих видов оконной продукции, разнообразие которых сменило монополию советской столярки во второй половине 1990‑х.

Рынок рос настолько быстро, что места хватало всем. Дефолт 1998 года привел к тому, что производство стало постепенно перемещаться ближе к рынку сбыта. Создать свой оконный заводик в начале 2000‑х было вполне по силам фирме среднего масштаба и даже представителям малого бизнеса. С лета 2003‑го по лето 2008 года число компаний − производителей окон в Петербурге увеличилось с 243 до более чем 500. Продажи нарастали пропорционально строительному буму, в 2007 году этот рост составил почти 15% (с объемом около $250 млн). Лишь грянувший кризис 2008 года похоронил надежды на дальнейший подъем.

Однако сегмент деревянных окон развивался по своим правилам. Рос он умеренно: по объемам производства на 4−7% в год. В то же время стоимость продаж увеличивалась стремительно − цены на деревянные окна из-за инфляции, привязки к курсу доллара и нехватки оконного стекла поднимались иногда на 25% в год, в итоге преодолев психологический барьер 200 $/м. В прошлом году в Петербурге и ближайших окрестностях было продано деревянных окон более чем на $2 млн. То есть около 100 тыс. м.

Конечно, не все они были изготовлены на местных заводах. От четверти до трети всех окон ввозится в готовом виде из-за границы. Почти весь оставшийся объем производится на импортном оборудовании и по импортным технологиям, чаще всего с использованием импортных комплектующих. Как показал опрос, проведенный журналом «ЛесПромИнформ», если 10−12 лет назад за границей чаще всего закупалось оборудование, бывшее в употреблении, то в середине нынешнего десятилетия появились возможности для приобретения новых заводских линий, в частности по лизинговым схемам. Примечательно, однако, что большая часть петербургских производителей, даже покупавших готовые технологические линии, впоследствии «подгоняли» их под себя, добавляя и заменяя оборудование. В фаворитах традиционно остаются немецкие и итальянские станки; используется также и отечественное оборудование. Вопреки распространенному заблуждению некоторые российские технологии деревообработки ничем не хуже западных. Проблемой нашего производства остается неровное качество. Поэтому российские заводы, импортирующие не только станки, но и стандарты качества, получают определенное конкурентное преимущество.

«Все наши предприятия, где бы они ни находились, принадлежат концерну VELUX A/S, производят продукцию по единым внутренним стандартам, имеют сертификаты ISO и проходят постоянный корпоративный мониторинг. Он касается системы качества, экологических стандартов, стандартов организации и охраны труда. Как воспитание ребенка зависит от семьи, так качество окна − от организации производства», − говорит Олег Панитков, директор по развитию ЗАО «ВЕЛЮКС Россия».

Современный оконный завод − весьма высокотехнологичное производство, требующее высокой квалификации персонала. Все опрошенные петербургские производители подтвердили, что имеют программы обучения кадров-либо «импортированные» вместе с технологическими линиями, либо собственной разработки. То же самое относится и к работе с комплектующими. Поскольку на рынке постоянно появляются новые краски, фурнитура и т. д., на заводах проводят обучающие занятия для персонала. Фактически от европейских производств петербургские отстают лишь по уровню оплаты труда (да и то ненамного), что и позволяет нашей продукции конкурировать с западной.

Хотя петербургские производители деревянных окон и шли в кильватере «пластиковых коллег», сегмент развивался и, видимо, будет развиваться по собственным правилам. Спрос на деревянные окна рос прямо пропорционально уровню жизни потребителей. Точнее, их пониманию того, что уровень жизни растет. Технические характеристики деревянного окна: высокая прочность, низкая теплопроводность, стойкость к холодной зиме − не так важны, как характеристики эстетические, экологические и статусные. Дерево, будучи естественным материалом, больше подходит для того, что называется инвестициями в качество жизни. (Именно поэтому возле мусорных контейнеров, где раньше лежали старые деревянные рамы, теперь все чаще можно увидеть оконные блоки из ПВХ, которые хозяева решили поменять на более качественные.)

Производители сходятся во мнении, что массовый потребитель только-только созрел для инвестиций в качественные товары. Российский потребитель строительных материалов и конструкций (как, впрочем, и любой другой) довольно консервативен. Если не понравился компьютер, его всегда можно продать или изменить конфигурацию. Окна же чаще всего покупают раз и навсегда, поэтому выбор конструкции, поставщика и оценка соотношения «цена − качество» требуют большой ответственности.

Интересно, что на рынке деревянных окон до сих пор нет доминирующих компаний. Есть такие, что работают уже по 15 и более лет, есть имеющие значительные объемы производства, но в целом сегмент довольно равномерно заполнен крепкими фирмами среднего масштаба. Возможно, это обусловлено именно индивидуальностью выпускаемого продукта − каждый может найти свою рыночную нишу. Это дает надежду на то, что внутриотраслевая конкуренция будет развиваться за счет повышения качества, дальнейшей узкой специализации и постепенного, мягкого укрупнения компаний-игроков. Резерв есть, поскольку даже с учетом интенсивного роста последних лет Петербургу далеко до стандартов стран Северной Европы с похожим климатом, где доля деревянных окон превышает 1/3 рынка.

Очевидно, оконные заводы будут бороться за покупателя, также развивая постпродажный сервис. До сих пор главную «головную боль» для производителей создавал неправильный монтаж их продукции. Сейчас наиболее ответственные компании создают свои сервис-центры либо заключают договоры со строителями для гарантийного исправления возможных ошибок.

Что касается мирового кризиса, то его трагических проявлений на рынке деревянных окон пока не замечено.

«Возможно, ещё рано оценивать последствия, поскольку рынок сезонный, он „разогревается“ только с середины весны, − считает Александр Абалихин, старший менеджер по продажам компании „Балтийские окна“. − Но предварительные данные радуют: пакет заказов на текущий год сохранился. Более того, мы наблюдаем приятную тенденцию увеличения доли корпоративных клиентов».

«Повышение конкуренции подтолкнет не только частного покупателя, но и проектный рынок к использованию более качественной продукции, − верит Олег Панитков. − Покупатель станет более требовательным к предлагаемым объектам недвижимости, их архитектуре и качеству применяемых строительных материалов. А значит, повысится спрос на объекты с высокими стандартами отделки, с комплексными решениями (скажем, не просто мансардное окно, а откосы, гидро- и пароизоляция, тепло-изоляционная рамка, солнцезащитные аксессуары, рольставни, шторы, жалюзи, москитные сетки и прочее)».

Константин ШОЛМОВ